Светлана Александровна ЕНИЛИНА, заместитель председателя Кабинета министров Чувашской Республики — министр финансов
В последние несколько лет финансовая система нашей страны столкнулась с кризисными явлениями, не просто снизившими темпы развития экономики, но и обозначившими новые реалии, к которым еще предстоит адаптироваться.
Новые инструменты
Как отметил министр финансов РФ А. Г. Силуанов, сегодня нужно привыкать к новой экономической реальности, а не затыкать кризисные дыры. Именно поэтому деятельность Министерства финансов Чувашии в прошлом и в текущем году была сконцентрирована на выполнение задачи обеспечения сбалансированности бюджета. Ситуация с поступлением собственных доходов в течение 2015 года оставалась очень напряженной. Поэтому в течение короткого времени Минфин Чувашии внедрил в практику ряд инструментов кризисного управления бюджетом.
1. Онлайн-контроль налоговых поступлений с использованием электронной базы Управления Федерального казначейства. Консолидация информационных ресурсов дала новые возможности администрирования, что позволило выстроить новые схемы взаимодействия с налоговой службой при принятии мер ответственности к неплательщикам.
2. На основе общедоступных критериев налоговых рисков налоговая служба региона сформировала информационные кейсы налогоплательщиков. Создана система центров обработки данных, которая позволила осуществить переход на экстерриториальный принцип обслуживания налогоплательщиков.
3. Был применен механизм системного администрирования:
внедрен контроль за уплатой налогов всеми получателями государственной поддержки;
условиями получения налоговых льгот были определены отсутствие задолженности по платежам в бюджеты и выплата среднемесячной заработной платы не ниже двух МРОТ;
разработаны дорожные карты по оптимизации бюджетных расходов, увеличению собственных доходов.
4. Реализован кейс «качество льгот», в рамках которого были отменены налоговые льготы, не влияющие на предпринимательскую активность. Так, с 1 января 2016 года отменена льготная налоговая ставка (1,1%) по налогу на имущество организаций, имущество, являющееся предметом лизинга. В результате снижение объема выпадающих доходов от использования льгот по налогу на имущество организаций, предоставляемых на региональном уровне, составит порядка 10%. Кроме того, решение о получении организацией той или иной налоговой льготы в рамках инвестиционных проектов выносится на обсуждение республиканского совета по инвестиционной политике. Только после признания социальной значимости проекта реализующая его организация получает право на льготное налогообложение.
5. Реализован кейс «приоритет», в рамках которого были введены дополнительные льготы для малого и среднего бизнеса, а также организаций, привлекающих инвестиции.
Стоит отметить, что только за 2015 год количество налогоплательщиков в республике увеличилось на 7%, а рост налоговых поступлений от предприятий, использующих упрощенную систему налогообложения, по итогам года составил 114,5%. Положительная динамика сохраняется и в текущем году: по итогам восьми месяцев 2016 года рост составил 107,1%.
Налоговые доходы выросли
Применение антикризисных инструментов позволило нам не только достойно завершить 2015 год, но и успешно вступить в 2016 год. И здесь нельзя не отметить, что это результат слаженной работы Минфина Чувашии, Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республики и Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике.
Консолидация усилий этих ведомств способствует укреплению сбалансированности бюджета республики и в текущем году. По итогам исполнения республиканского бюджета за январь — август 2016 года рост собственных доходов Чувашской Республики к аналогичному периоду прошлого года составил 117,1%, темп роста налоговых доходов — 118,1%.
Оптимальный налоговый режим для налогоплательщиков, а также активный курс Правительства Чувашской Республики на импортозамещение позволили только за восемь месяцев текущего года увеличить на 43,1% поступления по налогу на прибыль организаций. По данному показателю наша республика занимает третье место среди регионов ПФО.
Неплохой рост в текущем году отмечен и по поступлениям в консолидированный бюджет республики по налогу на доходы физических лиц — 106,3%. При этом стоит учесть, что значительные суммы из бюджета возвращаются в виде налоговых и имущественных вычетов. Чувашская Республика занимает первое место среди регионов ПФО по доле объема возвратов НДФЛ из консолидированного бюджета, наш показатель в два раза превышает среднероссийский уровень.
Вместе с тем система уплаты НДФЛ индивидуальными предпринимателями имеет некоторые несовершенства. В частности, она отличается от системы уплаты указанного налога юридическими лицами, имеющими структурные подразделения, и не всегда комфортна для тех субъектов РФ, в которых индивидуальные предприниматели осуществляют свою деятельность. Если индивидуальные предприниматели поставлены на налоговый учет в одном регионе, а деятельность осуществляют в другом, то НДФЛ, исчисленный с доходов своих наемных работников, они уплачивают по месту постановки на учет. Это приводит к недопоступлению НДФЛ в консолидированные бюджеты субъектов РФ, в которых осуществляется их предпринимательская деятельность. Данная ситуация характерна для многих регионов России. Для организаций торговли, имеющих сети в большинстве субъектов РФ, это стало легальным способом ухода от прозрачного налогообложения. В связи с этим мы предлагаем рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство, предусматривающих уплату НДФЛ по месту осуществления деятельности индивидуальными предпренимателями, аналогично порядку уплаты налога юридическими лицами.
Роль финансовой грамотности
По нашим оценкам, большую роль в росте налоговых поступлений по НДФЛ сыграл активно реализующийся с 2015 года проект повышения финансовой грамотности населения. Региональные СМИ широко освещают кампанию по борьбе с серой занятостью, на улицах крупных городов республики размещаются баннеры с социальной рекламой, пропагандирующей преимущества получения белой заработной платы, в общественном транспорте транслируются аудиоролики, рассказывающие, чем грозит получение зарплаты в конвертах. Успешно реализуется проект «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях». Ежегодно участниками акции становятся более 1000 учебных заведений высшего профессионального, среднего и начального образования.
К 1 сентябрю 2015 года Минфин Чувашии выпустил интеллектуальную книжку-раскраску, где на простых примерах с использованием логических игр школьникам младших классов объяснялись основные финансовые понятия, такие как «денежные средства», «доходы», «прибыль», «кредит», «семейный бюджет». Это учебное пособие получили все первоклассники республики. В 2016 году подобная акция была проведена снова.
Кроме того, республика принимала участие еще в одном новом проекте —Всероссийской неделе сбережений. В рамках данного мероприятия разъяснительной работой был охвачен более широкий слой населения: учебные площадки работали как в школах и университетах, так и в наиболее доступных библиотеках города Чебоксары, где специально подготовленные тьюторы вели занятия для всех желающих граждан. На занятиях со взрослыми группами тьюторы затрагивали вопросы не только ведения семейного бюджета, получения серой заработной платы, но и уплаты налогов, начисления пенсии и многие другие.
Однако недостаточно просто выдавать информацию по тем или иным проблемным моментам, необходимо заинтересовать граждан, чтобы они сами в дальнейшем более подробно изучали актуальные для них темы. Для решения данной задачи с 2016 года на канале «Россия 24» (региональное вещание) была запущена еженедельная информационная программа «Личные деньги», которая рассказывает о принципах организации финансовых пирамид, нововведениях пенсионной системы, банкротстве физических лиц, ипотечном кредитовании, осуществлении платежей в интернете. Нельзя не отметить, что телепередача стала лауреатом VIII Всероссийского конкурса телевизионных фильмов и программ «Мир права», в котором участвовало более 200 работ.
Предложение
Именно практика финансистов регионального и муниципального уровней демонстрирует, как работают федеральные законы. Так, на сегодняшний день порядка 80% неосвоенных собственных средств бюджета составляют средства Дорожного фонда. Причем зачастую недоосвоение этих ресурсов связано с объективными причинами — ограниченностью сроков строительства и ремонта дорог летним периодом и погодными условиями либо несвоевременным выполнением работ подрядчиком. Для обеспечения стабильного и сбалансированного исполнения бюджета регионов мы предлагаем на законодательном уровне рассмотреть возможность временного заимствования средств дорожных фондов, с последующим их восстановлением к началу периода производства строительных и ремонтных работ в рамках осуществления дорожной деятельности. Данная мера позволила бы существенно снизить долговую нагрузку на региональные бюджеты, а также уменьшить расходы, связанные с обслуживанием государственного долга.