Версия для печати 4737 Материалы по теме
Появились новые запреты, введены новые составы административной ответственности, а также основания для освобождения от ответственности за нарушения антимонопольного законодательства
О новациях правового регулирования в сфере ГОЗ

Игорь Васильевич БАШЛАКОВ-НИКОЛАЕВ, начальник юридического управления в сфере ГОЗ ФАС России, кандидат экономических наук, магистр права

В июле 2016 года были приняты и вступили в силу несколько федеральных законов, регулирующих отношения в сфере государственного оборонного заказа (далее — ГОЗ). Появились новые запреты, введены новые составы административной ответственности, а также основания для освобождения от ответственности за нарушения антимонопольного законодательства в данной сфере. Определен новый повод для возбуждения дел об административных правонарушениях в сфере ГОЗ. Наконец, изменились полномочия контролирующего органа в сфере ГОЗ, функции которого с 1 января 2015 года выполняет ФАС России и ее территориальные органы.

Отказался от контракта — отвечай

Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 317‑ФЗ[1] (далее — Закон № 317‑ФЗ) внес существенные дополнения в законодательство о ГОЗ, призванные предотвратить необоснованные отказы от заключения контрактов в данной сфере. Напомним, что в 2015 году был принят закон[2], который обязал исполнителей ГОЗ открывать отдельные счета для расчетов по государственному оборонному заказу. Такая обязанность многим исполнителям показалась обременительной, и они стали отказываться от заключения контрактов. Эти отказы исполнители обосновывали в том числе дополнительными расходами по обслуживанию и администрированию отдельных счетов (поскольку их необходимо было открывать по каждому контракту). Еще одной причиной стало введение дополнительного контроля и мониторинга за движением денежных средств, находящихся на счетах исполнителей. В результате на втором и последующих уровнях кооперации возникли проблемы с заключением контрактов с поставщиками материалов и комплектующих, необходимых для выполнения ГОЗ.

Чтобы положить конец данной практике, в статью 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275‑ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — Закон о государственном оборонном заказе) была включена часть 6.1. В соответствии с новой нормой хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке по основаниям, указанным в статье 14 данного закона, обязан заключать контракт по ГОЗ. Другими словами, такая обязанность возникает, если хозяйствующий субъект включен в реестр единственных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) или является единственным производителем продукции, и (или) ее составных частей, и (или) комплектующих изделий, необходимых при выполнении ГОЗ.

Стоит оговориться, что данная норма работает не всегда. Так, наличие у исполнителя обоснованных экономических или технологических причин позволяет ему отказаться от заключения такого контракта даже в случае нормативно установленной обязанности.

Административная ответственность: за что и сколько

Закон № 317‑ФЗ дополнил статью 7.29.2 КоАП РФ частью 2. Напомним, что часть 1 устанавливает административную ответственность за отказ или уклонение поставщика российского вооружения и военной техники, не имеющих российских аналогов, единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного законодательными актами РФ, Президента РФ и Правительства РФ, от заключения госконтракта по государственному оборонному заказу, если это является обязательным для указанных лиц.

В свою очередь, часть 2 устанавливает административную ответственность за отказ или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика) занимающего в сфере государственного оборонного заказа доминирующее положение, от заключения договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, если заключение такого договора является обязательным для указанного лица.

Как было указано выше, обязательность заключения договора в сфере ГОЗ установлена частями 6 и 6.1 статьи 6 Закона о государственном оборонном заказе. Общий запрет отказа от заключения договора лицами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке, также установлен статьей 10 Закона о защите конкуренции. Важно, что в этих двух случаях применяются различные последствия необоснованного отказа от заключения контракта, а также разные основания признания доминирующего положения и основания возможности отказа от заключения договора.

Причем для случая, предусмотренного частью 6 статьи 6 Закона о государственном оборонном заказе, могут устанавливаться такие же последствия, как и в случаях, установленных статьей 10 Закона о защите конкуренции: если лицо, указанное в части 6 статьи 6 Закона о государственном оборонном заказе доминирует на товарном рынке. Если же нет — применяются последствия в виде административной ответственности по части 1 статьи 7.29.2 КоАП РФ, а именно наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 300 тысяч до одного миллиона рублей.

Для лиц, отказывающихся от заключения контрактов, которые доминируют на рынке по основаниям, предусмотренным статьей 14 Закона о государственном оборонном заказе, предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 7.29.2 КоАП РФ: административный штраф на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 300 тысяч до одного миллиона рублей.

Ранее при отказе от заключения договора, который трактовался как злоупотребление доминирующим положением (пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции), антимонопольный орган выдавал всем виновным лицам письменное предупреждение о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства (статья 39.1 Закона о защите конкуренции). В случае исполнения предупреждения виновное лицо освобождалось от ответственности, а в случае неисполнения — привлекалось к административной ответственности (статья 14.31 КоАП РФ). Размер административного штрафа для должностных лиц составляет от 15 тысяч до 20 тысяч рублей, для — юридических лиц от 300 тысяч до одного миллиона рублей.

С момента вступления в силу части 6.1 статьи 6 Закона о государственном оборонном заказе (то есть с 15 июля 2016 года) меры принуждения для виновных лиц будут зависеть от того, по каким основаниям хозяйствующий объект назван доминирующим: специальным или общим. Так, лица, доминирующие на товарном рынке по специальным основаниям, указанным в статье 14 Закона о защите конкуренции, привлекаются к административной ответственности в соответствии с нормами части 2 статьи 7.29.2 КоАП РФ.

Если же хозяйствующий субъект доминирует на товарном рынке по общим основаниям (статья 5 Закона о защите конкуренции), то к нему антимонопольные органы будут применять прежние меры: письменное предупреждение, а в случае неисполнения его — административную ответственность по статье 14.31 КоАП РФ.

Поделиться
Открыта редакционная
подписка на 2023 год
Подпишись выгодно
Первая полоса