Что ждать экономике России от бюджета 2017–2019 годов? Свое мнение о проекте главного финансового документа страны высказал научный руководитель Института экономики РАН, член-корреспондент, доктор экономических наук Р. С. Гринберг.
Оценивая бюджетные расходы на ближайшую трехлетку, Гринберг отметил, что ничего особенного и неожиданного в представленном проекте бюджета нет и принят он будет, скорее всего, без особых изменений. «Бюджет на 2017–2019 годы — это бюджет стабильности. Но есть такое явление, когда стабильность переходит в застой. И сегодня такие риски существуют», — считает экономист.
Институт экономики РАН подготовил заключение на проект бюджета, где отмечает, что по таким крупным разделам, как «Общегосударственные вопросы», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Национальная экономика», объем расходов остался практически неизменным. Очевидно, что в реальном выражении по данным разделам произойдут значительные сокращения. По оценке экспертов института, они могут составить 15–20%, и это при условии, что инфляция не будет превышать 7%.
По мнению Гринберга, снижение реальных расходов по статье «Национальная экономика» — контрпродуктивное решение. «Мы постоянно находимся в поиске каких-то радикальных изменений в экономической политике для того, чтобы подтолкнуть экономический рост. Принципиально важно, чтобы инициатором этого роста было государство. Да, сегодня, одна из влиятельных школ экономической мысли считает, что государство по определению неэффективный собственник и регулятор, но современная теория и практика показывают, что именно государственные инвестиции инициируют экономическое оживление», — отметил эксперт.
Главная задача, которую стране предстоит решить в ближайшие годы, — это выведение экономики страны из стагнации. Гринберг вспомнил один из прогнозов Минэкономразвития России о том, что в ближайшие 20 лет Россия обречена на крайне медленные темпы развития. «И это очень реальные перспективы, если все время делать упор на стабильность и игнорировать развитие», — согласился Гринберг. Выход из создавшейся ситуации он видит в реализации мегапроектов с различными мультипликативными эффектами и в развитии экономической активности в тех областях, где у России нет конкурентов. При этом инициатором финансирования таких проектов должно быть государство.
Между тем само государство, по словам Гринберга, вместо того чтобы думать о развитии, заботится лишь о сбалансированности бюджета. «Идея не очень продуктивная, ведь мы еще можем позволить себе увеличить дефицит бюджета до 5–6%. Я не могу назвать страну, где ситуация по внешнему долгу была бы лучше, чем у нас, — разве что Саудовскую Аравию. К тому же долговую экономику никто не отменял, особенно в период спадов», — подчеркнул экономист. Вместе с тем Гринберг отметил и наличие рисков. По его мнению, начинать в глобальной неопределенности мощные высокозатратные проекты — непростое решение, однако лучше рисковать, чем бездействовать. Во втором случае мы обречены на длительное прозябание и сползание в технологическое захолустье.
Экономист раскритиковал и намерение правительства ввести новое бюджетное правило. Желание откладывать на черный день он назвал «известной мантрой». По мнению Гринберга, риски от отсутствия государственных инвестиций намного меньше, чем риски от отсутствия всяких инвестиций.
Также экономист полагает, что необходимо отменить плоскую шкалу налогообложения по НДФЛ. «Это абсолютный императив в условиях, когда бюджетные проблемы связаны с провалом нефтяных цен. Сегодня не очень понятно, как будет развиваться ситуация дальше, будет ли соблюдаться дисциплина в странах ОПЕК. Опять же, развитие сланцевой добычи, в которой почему-то очень заинтересован Трамп, для нас тоже неблагоприятный признак. В этой ситуации правильно было бы, чтобы богатые люди со своих доходов платили не 13 процентов, а хотя бы 25», — отметил Гринберг.
О. В. ИЗУТОВА