Мы поговорили с заместителем начальника управления информационных технологий Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Анатолием Николаевичем КАРПЕНКО о проблемах, связанных с внедрением информационных технологий в органах власти.
— Анатолий Николаевич, по каким ключевым направлениям сегодня ИТ-технологии могут быть использованы для повышения качества государственного управления?
— Анализ предметной области показывает, что сегодня существует целый ряд таких ключевых направлений. В первую очередь это непрерывный (оперативный) сбор данных из различных источников, их обработка и хранение (то, что обозначается термином «большие данные»). Далее, это межведомственные коммуникации, направленные на координацию действий органов власти и предоставление госуслуг в электронном виде. Это мобильность — получение информации в любом месте в любое время с любых устройств (ПК, планшеты, смартфоны).
Следующее направление — повсеместная аналитика (мониторинг, прогнозирование, моделирование). При этом аналитические инструменты должны помогать отвечать на три основных вопроса: что мы имеем сейчас (мониторинг текущей ситуации); что будет, если или когда (прогнозирование); что нужно сделать, чтобы достичь таких-то результатов или поставленных целей (моделирование)? Еще один тренд — создание облачных сервисов с необходимостью размещения всей облачной инфраструктуры на территории России. Наконец, в качестве самостоятельного направления можно выделить информационную безопасность.
— Обычно применительно к развитию ИТ в госсекторе отмечают следующие проблемы: недостаточная автоматизация и стандартизация процессов в органах власти, не всегда оперативное межведомственное взаимодействие, разрозненность информационных систем, которые ведутся государством. Есть ли значимые успехи в последние годы по этим направлениям?
— Вопрос о достаточности или недостаточности автоматизации в большей степени философский. На сегодняшний день существует большое количество разработанных в разное время надведомственных и ведомственных федеральных государственных автоматизированных систем, каждая из которых направлена на выполнение разного рода функций и решение управленческих задач. Только официально зарегистрированных федеральных систем в общей сложности более 300.
Как показала практика, большинство проблем связано не с автоматизацией процессов как таковой, а с ее востребованностью потребителями предоставляемых сервисов. При этом первоочередное значение имеет качество информации — полнота, актуальность, достоверность, непротиворечивость — и установление оператора и источника мастер-данных, то есть эталонных данных, имеющих юридическую значимость.
Современная автоматизация процессов управления постепенно ориентируется на уход от продуцирования бумажных документов и придание юридической силы записям баз данных, входящих в состав информационного обеспечения государственных информационных систем. И в этом направлении имеются определенные успехи, связанные с развитием электронного (цифрового) правительства. Так, например, в этом году был упразднен документ, отсутствие которого еще недавно большинством граждан и рядом госорганов трудно было себе представить — свидетельство о собственности. Теперь подтвердить свои права владения каким-либо видом недвижимого имущества гражданин сможет выпиской из ЕГРП, которую может получить по электронной почте.
— Внедрение проектного подхода в практику госуправления может как-то помочь решению обозначенных выше проблем?
— Безусловно, проектный подход положительно сказывается на решении данных проблем, что обусловлено комплексным подходом к выполнению некогда разрозненных и нередко противоречивых и избыточных работ, направленных на автоматизацию госуправления. Эффект достигается за счет внедрения системы целеполагания, обоснования значений взаимоувязанных целевых показателей и индикаторов, определения комплекса решаемых задач и подлежащих исполнению в конкретные сроки мероприятий, закрепленных за теми или иными исполнителями (органами власти). Применение такого подхода уже дает управленческий и экономический эффект. Так, например, Минкомсвязь России заложила в свой ИТ-бюджет на 2016 год расходы на подключение к единой сети передачи данных (ЕСПД) новых абонентов — федеральных ведомств. В текущем году услугами ЕСПД стали пользоваться более 15 новых ведомств. Соответственно, их расходы на связь сократятся.
— Что сейчас происходит с бюджетными расходами на ИТ в госсекторе — они растут или сокращаются?
— В целом эти расходы в рублевом эквиваленте существенно не изменились. Ориентировочно суммарная динамика увеличения расходов на ИТ в федеральных органах исполнительной власти в текущем году по сравнению с 2015 годом составляет около восьми процентов. При этом совокупный ИТ-бюджет всех федеральных органов власти соизмерим с ИТ-бюджетом Сбербанка.
Похожая картина наблюдается и в части региональной автоматизации. Показательно, что суммарный ИТ-бюджет четырех ведущих по этому показателю регионов (Москва, Санкт-Петербург, Московская область и Республика Татарстан) составляет около 20 миллиардов рублей, то есть примерно половину от общего объема.
Также нельзя не отметить, что на региональном уровне по-прежнему наблюдаются существенные разрывы между ИТ-бюджетами различных субъектов РФ как в абсолютном, так и в относительном выражении. Для сравнения: объем ИТ-затрат, приходящийся на одного жителя Ненецкого автономного округа (максимальный показатель), в 2016 году составляет 4300 рублей, Москвы — 1197 рублей, а соседней Московской области — всего 226 рублей. И это самые высокие значения!
— Реалистичны ли планы, связанные с импортозамещением в сфере программного обеспечения?
— С учетом падения курса отечественной валюты ИТ-продукты иностранного происхождения за последние два года поднялись в цене. Естественно, это сказалось на возможностях заказчиков по закупке такого программного обеспечения.
Можно отметить, что в целом новых проектов стало меньше, основные бюджетные расходы связаны с совершенствованием уже внедренных решений, а также оптимизацией и обслуживанием ИТ-инфраструктуры. Как показали результаты ряда исследований, госсектор более активно стал использовать свободное программное обеспечение. Также более активно применяется модель государственно-частного партнерства.
Что касается импортозамещения, то госсектор уже во многом ориентирован на отечественные продукты таких категорий, как системы электронного документооборота, геоинформационные системы, антивирусы и так далее. Имеются успехи и по другим направлениям. В настоящее время в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных зарегистрировано более двух тысяч объектов учета.
— Аналитический центр организует конкурс «Лучшие информационно-аналитические инструменты-2016». Демонстрируют ли разработчики программного обеспечения какую-то активность?
— Прием заявок уже закончен, более того, определены финалисты конкурса во всех номинациях. Теперь нас ожидают три дня увлекательных финалов, когда в аналитическом центре будут продемонстрированы перед широкой аудиторией, в том числе посредством трансляций в интернет, и оценены лучшие конкурсные работы.
Что касается активности разработчиков, то на участие в конкурсе принято 52 заявки в шести номинациях. При этом распределение заявок по номинациям неравномерно, что тоже дает почву для размышлений и последующего анализа. Наибольший интерес участников и, соответственно, стремление заявить о себе вызвали номинации «Лучшее информационно-аналитическое решение для визуализации данных и принятия управленческих решений: АРМ руководителя» — 16 заявок, и «Лучшее информационно-аналитическое решение для контрольно-надзорной деятельности» — 19 заявок.
Следует отметить, что в рамках конкурса — и это является одной из его отличительных особенностей — проводятся пятнадцать распределенных во времени мероприятий (конференция, круглые столы, семинары, вебинары, демонстрации лучших практик, экспертные обсуждения). В этих мероприятиях приняло участие гораздо больше разработчиков, чем в итоге решили подать заявки на конкурс. В связи с этим есть все основания полагать, что в будущем число участников конкурса будет расти. Окончательные результаты конкурса, включая награждение победителей, будут подведены на итоговой конференции, которая состоится 26–27 января 2017 года.
Подготовил М. А. ЦУЦИЕВ