В условиях финансово-экономического кризиса последних лет, который, безусловно, отразился и на финансовой системе Сыктывкара, особенно важно проводить предсказуемую и ответственную бюджетную политику. Сейчас мы учимся работать в условиях кризиса, постоянно совершенствуя систему управления муниципальными финансами.
Елена Анатольевна ВОЛКОМУРОВА, заместитель главы администрации МО ГО «Сыктывкар» — начальник Департамента финансов
Собственные доходы
Из-за смещения приоритетов бюджетно-налоговой политики государства в пользу вышестоящих бюджетов для Сыктывкара, как и многих других муниципалитетов, характерна проблема низкой обеспеченности собственными доходами (рисунки 1, 2). Сегодня формирование доходной части в значительной мере осуществляется не за счет собственных доходов, а за счет безвозмездных поступлений. При этом доля собственных доходов бюджета города в общем их объеме ежегодно снижается (с 82,5% в 2002 году до 34,3% в 2016 году).
Доля местных налогов (налога на имущество физических лиц и земельного налога) в общем объеме собственных доходов бюджета весьма незначительна и составляет около 8,5% (208,7 миллиона рублей). В этой связи особенно важно проводить системную работу, направленную на решение проблем собираемости налоговых и неналоговых доходов, а также на укрепление доходного потенциала. В данном случае речь идет в первую очередь о погашении задолженности перед местным бюджетом, повышении качества администрирования его доходов, стимулировании выхода налогоплательщиков из тени.
Действенным механизмом являются: комиссия по ликвидации задолженности по неналоговым доходам; комиссия по ликвидации задолженности по выплате заработной платы, платежам на обязательное страхование и налогам в местный бюджет, в работе которой участвуют представители прокуратуры, налогового органа, пенсионного фонда, трудовой инспекции, фонда социального страхования, службы судебных приставов. О результативности деятельности комиссии и рабочей группы свидетельствуют цифры: по итогам 2015 года в уплату задолженности по страховым взносам и налогам поступило 193 миллиона рублей от 114 должников (в том числе по НДФЛ — 80,6 миллиона рублей), по неналоговым доходам — 4 миллиона рублей от 99 должников.
В качестве мер, направленных на повышение собираемости задолженности и совершенствование администрирования доходов бюджета в Сыктывкаре утверждены документы, в соответствии с которыми главные администраторы должны обеспечить достижение установленных показателей снижения задолженности по администрируемым неналоговым доходам, а также прогнозных показателей, установленных плановыми заданиями в разрезе администрируемых доходов.
В целях увеличения налоговой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, напрямую зависящей от полноты учета объектов недвижимости, разработана и реализуется дорожная карта по выявлению в юридически значимых информационных базах неверной информации об объектах недвижимого имущества на территории города. Также в этом году завершается проведение сплошной инвентаризации неучтенных объектов недвижимого имущества. Выявлено более шести тысяч неучтенных объектов, более чем на тысячу из них уже зарегистрировано право муниципальной собственности. Осуществлен переход на уплату налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости объекта недвижимости, проведена работа по оптимизации налоговых льгот по земельному налогу (отменены льготы для государственных и муниципальных учреждений).
Исполнение судебных решений
Другой остро стоящей проблемой является обязательность исполнения решений судебных органов[1]. Около половины суммы, необходимой для исполнения судебных решений, составляют средства, которые нужно направить на удовлетворение требований по предоставлению жилья. В связи с длительным неисполнением решений судов о предоставлении жилья массовый характер приобрела судебная практика по замене способа исполнения администрацией города решений судов о предоставлении жилого помещения на выплату денежной компенсации. В рамках сводного исполнительного производства находится более 780 судебных решений, большую часть которых составляют требования по обеспечению граждан во внеочередном порядке благоустроенными жилыми помещениями. Возможности местного бюджета не позволяют осуществить выплаты всем взыскателям в пределах установленного бюджетным законодательством трехмесячного срока. Ситуация усугубляется еще и тем, что возрастают расходы на обеспечение исполнительных документов (оплата исполнительских сборов, административных штрафов и так далее). Так, за десять месяцев 2016 года в сравнении с 2015 годом расходы на эти цели увеличились в 23 раза.
Направление бюджетных средств на исполнение судебных решений за счет сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию других бюджетных обязательств, ущемляет и парализует деятельность муниципального образования по финансированию социально значимых вопросов местного значения. Мы делаем все возможное для решения этой проблемы: обращаемся в судебные органы с просьбой о предоставлении рассрочек по исполнению предъявленных исполнительных документов, заключаем мировые соглашения с гражданами о рассрочке выплат. В Сыктывкаре утверждена программа по обеспечению жильем во исполнение имеющихся судебных решений. Однако в городе высока доля ветхого жилья, поэтому перечисленных мер недостаточно, и вопрос на сегодняшний день остается открытым.
Финансирование переданных полномочий
Еще одной проблемой бюджетного процесса является недостаточное финансирование передаваемых государственных полномочий. В Сыктывкаре доля субвенций на их выполнение в общем объеме доходов в 2010 году составляла 16,8%, а в 2016 году — 46,7%. В соответствии с Федеральным законом № 131‑ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся 44 полномочия. Из них семь передано муниципалитету за последние восемь лет. В частности, это полномочия по организации проведения на территории муниципального образования мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных; по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по определению перечня должностных лиц органов местного самоуправления в Республике Коми, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
При реализации переданных полномочий часто возникает необходимость дополнительных затрат, и выделяемых субвенций городу не хватает. К примеру, расходы на осуществление полномочия по оформлению протоколов об административных нарушениях согласно действующей методике предусматриваются из расчета 0,02 штатной единицы ведущего специалиста и материальных затрат в размере 3–5 тысяч рублей, а объем субвенции на 2016 год для реализации полномочия составил всего 19 тысяч рублей. На деле мы имеем значительное количество дел об административных правонарушениях, для оформления протоколов по которым вынуждены были ввести дополнительные штатные единицы специалистов за счет средств бюджета города. Только потребность в расходах на заработную плату и отчисления составляет порядка миллиона рублей.
Как наполнить дорожный фонд?
Насущная проблема для Сыктывкара — действующий принцип формирования и наполнения дорожного фонда. По итогам 2015 года объем доходов, направляемых на формирование муниципального дорожного фонда, составил 13,3 миллиона рублей (без учета межбюджетных трансфертов). Плановые назначения на 2016 год рассчитаны в размере 16,4 миллиона рублей. Много это или мало, судите сами. Только для поддержания в нормативном состоянии улично-дорожной сети Сыктывкара (обслуживаемая площадь — около 6,3 тысячи квадратных метров) минимальная потребность в средствах на ее содержание и капитальный ремонт составляет около 770 миллионов рублей. В то же время штрафы за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения — один из значимых источников формирования дорожных фондов — с 2012 года зачисляются в бюджеты субъектов РФ, а не в местные бюджеты, как было ранее. Например, за 2015 год в бюджет Республики Коми указанные штрафы были перечислены в сумме 380,5 миллиона рублей, из них с территории МО ГО «Сыктывкар» — 189 миллионов рублей (или 49,7%!).
Возможные решения
Решение обозначенных проблем видится в установлении системы справедливых и предсказуемых межбюджетных отношений. Перечень мер, перечисленных ниже, будет способствовать ее совершенствованию.
1. Прежде всего, на наш взгляд, нужно пересмотреть нормативы отчислений федеральных и региональных налогов в местные бюджеты. Было бы целесообразным закрепить, например, за местными бюджетами нормативы отчислений от региональных имущественных налогов (20% — от транспортного налога и 50% — от налога на имущество организаций), что будет способствовать укреплению финансовой самостоятельности муниципальных образований.
2. Предлагаем внести изменения в пункт 5 статьи 242.2 БК РФ, устанавливающие, что исполнение судебных актов осуществляется только за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете на соответствующий год. Это будет способствовать соблюдению принципа приоритета публичных интересов в финансовой деятельности.
3. В целях формирования достаточных объемов муниципальных дорожных фондов, обеспечивающих финансовые потребности муниципалитетов, считаем необходимым штрафы за нарушение законодательства РФ о безопасности дорожного движения (пункт 6.2 части 1 статьи 46 БК РФ) на территории городского округа в полном объеме зачислять в бюджеты муниципальных образований.
4. По нашему мнению, установление требований в законодательстве субъектов РФ передавать полномочия органов государственной власти субъектов РФ органам местного самоуправления с согласия последних не будет противоречить действующим нормам законодательства и приведет к повышению эффективности осуществления этих полномочий. Кроме того, необходим пересмотр методики распределения субвенций на осуществление переданного государственного полномочия. При разработке проектов законов, предусматривающих наделение органов местного самоуправления передаваемыми полномочиями, нужно закрепить необходимость проведения анализа сопоставимости затрат на их осуществление и финансовых возможностей муниципалитета. Субвенции на делегируемые полномочия должны покрывать затраты и на само обязательство, и на административные и иные затраты, связанные с его исполнением.
Считаем, что реализация перечисленных предложений позволит частично снять обозначенные проблемы, будет способствовать большей самостоятельности муниципальных образований и стимулированию эффективной работы местной власти.
Справка
Город Сыктывкар является административным центром Республики Коми. Численность постоянного населения составляет 259,5 тысячи жителей, это 30% всего населения республики. В течение пяти лет в Сыктывкаре наблюдается устойчивая тенденция роста численности населения города.
[1] Общая сумма денежных средств, необходимая для исполнения всех неисполненных судебных решений, ориентировочно составляет 2,8 миллиарда рублей (в том числе на исполнение судебных решений по обеспечению жилыми помещениями — 1 миллиард рублей).