Елена Николаевна ГИРЕВА, ведущий эксперт Центра развития конкурентной политики и государственного заказа ВШГУ РАНХиГС
При рассмотрении данного вопроса мы не будем затрагивать ситуации с недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) — то есть случаи, когда неисполнение в срок обязательств по контракту вызвано бездействием победителя. Законом № 44‑ФЗ предусмотрен целый ряд мер, а именно взыскание с поставщика (подрядчика, исполнителя) неустойки за просрочку исполнения обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательств по контракту и другие.
Мы сосредоточим внимание на обстоятельствах, не зависящих от сторон контракта. К примеру, сроки поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг могут сдвигаться из-за поступившей жалобы как на положения документации о закупке, так и на протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, а также из-за приостановления контрольным органом процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При возникновении вышеназванных обстоятельств сроки поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг зачастую сокращаются на десять, а иногда и на тридцать дней, что при исполнении контракта весьма существенно.
Напомним, что в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона № 44‑ФЗ контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения поступившей жалобы. Если из-за таких действий контракт не может быть заключен в предусмотренные документацией о закупке сроки, то контролеры в решении о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) имеют право установить возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств. Однако как показывает практика, контрольный орган практически не использует указанную норму и не устанавливает в решениях право заказчика воспользоваться нормой статьи 106 Закона № 44‑ФЗ.Это анонс материала из январьского номера журнала «Бюджет»
Как подписаться на журнал?
Возможность продления исполнения обязательств по контракту может быть установлена только в решении о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Поскольку данное решение устанавливается в уведомлении о рассмотрении жалобы (пункт 3.20 приказа ФАС России от 19 ноября 2014 года № 727/14[1]), у заказчика отсутствует возможность обращаться в контрольный орган с ходатайством о применении положений части 7 статьи 106 Закона № 44‑ФЗ. Чтобы разрешить данную ситуацию, в Законе № 44‑ФЗ необходимо предусмотреть, что контрольный орган должен устанавливать новые сроки исполнения обязательств по контракту не в решении о приостановлении определения поставщика, а в решении о наличии в действиях (бездействии) заказчика нарушений, установленных в ходе рассмотрения такой жалобы и проведения внеплановой проверки (пункт 3.33 приказа ФАС России № 727/14).
Это анонс статьи из декабрьского номера журнала "Бюджет". Полностью материал доступен подписчикам издания.