Развитая система закупок подразумевает взаимодействие различных отраслевых специалистов. И если необходимость в знаниях о закупках для таких специалистов уже не вызывает сомнений, то спектр иных специальных компетенций по сей день определяется скорее опытным путем. Попытаемся ответить на вопрос о том, какова роль финансиста в закупочном процессе.
Дмитрий Александрович КАЗАНЦЕВ,
кандидат юридических наук
Финансист и планирование закупок
Любому опытному заказчику известно, что одними знаниями собственно о закупочных процедурах для проведения действительно эффективной закупки не обойтись. Это сфера междисциплинарная. Даже если в законодательстве о контрактной системе не прописано участие в закупочном процессе тех или иных специалистов, это не значит, что в реальной закупочной работе можно обойтись без них. Как минимум к проведению закупки нужно привлечь специалистов подразделения, выступившего ее инициатором: никто лучше них не сформулирует требования к поставляемой продукции. Не всегда теоретические знания о закупках позволяют установить и исчерпывающие требования к поставщикам. Наконец, только плодом совместных усилий могут быть критерии сопоставления поданных заявок. Кроме того, зачастую при осуществлении закупок требуются профессиональные компетенции в сфере финансов.
Независимо от источника финансирования закупочной деятельности еще на стадии прогнозирования и планирования закупок именно мнение финансиста должно быть ключевым при ответе на два стратегических вопроса: на что хватит денег и когда денег может не хватить? Иными словами, ему нужно соизмерить планируемые финансовые поступления на закупочную деятельность с объемом потребностей инициаторов закупок и, что не менее важно, соотнести во времени планируемые поступления с планируемыми же расходами. Во втором случае необходимо проконтролировать не только то, чтобы плановая оплата по договору не предшествовала образованию у заказчика средств на оплату этого договора, но и то, чтобы к моменту поставки по договору были обеспечены условия для приемки продукции (склад для товара, цех для оборудования, служебные помещения для офисной мебели и так далее). В уточнении последнего вопроса ключевую роль играет взаимодействие финансиста не только с инициаторами закупки, но и с сотрудниками, определяющими направления и этапы развития организации.
Если предыдущие вопросы относятся к стратегическим, то на тактическом уровне — по крайней мере, от государственных и муниципальных заказчиков — требуется обоснование закупки и Н(М)Ц каждого контракта. Обоснование начальной цены проводится госзаказчиками по правилам статьи 22 Закона № 44‑ФЗ с использованием методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года № 567. Основным методом такого обоснования назван метод анализа рынка, при котором определяется средняя цена на основании не менее трех рыночных цен, известных заказчику. Указание на добровольно-принудительное использование именно такого количества цен содержится в пункте 3.19 методических рекомендаций.
При применении этого метода информация о ценах должна быть получена от поставщиков, осуществляющих продажу идентичной продукции (с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки финансовых условий), или, при отсутствии таковой, от поставщиков однородной продукции. И если понятия однородности и идентичности лежат за пределами собственно финансового анализа и темы данной статьи, то подсчет начальной цены по формулам упомянутых выше методических рекомендаций можно поручить именно финансисту. Тем более что «при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг» (часть 4 статьи 22 Закона № 44‑ФЗ).
Для субъектов Закона № 223‑ФЗ указание Н(М)ЦК при объявлении закупки необязательно, а значит, тем более необязательно ее публичное обоснование. Но такая законодательная возможность не снижает, а повышает роль финансового анализа на этой стадии, по крайней мере, для эффективного заказчика. Ведь ему тем более важно, даже не публикуя соответствующие сведения, понимать адекватность тех бюджетов, которые требуют у него инициаторы закупок.
Наконец, еще на стадии планирования важно точно высчитать процент закупочного бюджета, который заказчик обязан передать малому бизнесу, и заложить к этому проценту определенный «запас» на тот случай, если та или иная закупка, предназначенная для малых предприятий, не состоится.
Финансист и закупочная документация
Как ни парадоксально, финансист не нужен там, где единственным критерием оценки закупки является цена. В самом деле, при подготовке аукционной документации ключевым вопросом становится точное описание требований к поставщику и к поставляемой продукции, в то время как цена определяется не на основании финансового анализа, а на основании результатов аукционного торга.
Но если в качестве способа закупки избран конкурс или запрос предложений, то еще до ее объявления важно просчитать порядок присвоения баллов по критерию «цена» и, что не менее важно, удельный вес этого критерия по сравнению с остальными. Проще говоря, при составлении закупочной документации заказчик должен четко понимать, за что он готов переплатить. Быть может, ему важнее стабильное техобслуживание — и тогда удельный вес критерия «гарантийный срок» будет выше, чем у критерия «цена». Важно лишь заранее просчитать финансовый эффект от той или иной модели соотношения критериев.
Здесь же важно учесть влияние на выбор победителя таких факторов, как неценовые стоимостные критерии — например, отсрочки платежа, аванса, стоимости владения. При их расчете финансовый инструментарий необходим даже в большей степени, чем при определении удельного веса собственно цены.
Разумеется, определяющим мнение финансиста становится при закупке собственно финансовых и смежных с ними услуг — начиная от кредитной линии и заканчивая наиболее сложными финансовыми инструментами. Здесь финансист помогает формировать не только критерии выбора победителя, но и адекватное описание самого предмета закупки.
Наконец, при составлении проекта любого контракта финансовой оценке подлежит порядок расчетов всевозможных дополнительных платежей, например санкций за ненадлежащее исполнение условий договора. При установлении финансовых санкций, гарантийных механизмов — размера обеспечения заявки и размера обеспечения контракта — важно просчитать, как уровни данного обеспечения повлияют на расширение или ограничение круга потенциальных участников закупки.
Финансист и закупочная комиссия
Составление и публикация плана закупок и плана-графика закупок, извещения о закупке и закупочной документации, сбор заявок участников закупок и ответы на поступившие от них запросы — все это остается за пределами круга профессиональных компетенций финансиста. Эти вопросы логично отнесены к ведению специалиста по закупкам (в госзаказе — к ведению контрактного управляющего и контрактной службы).
Сопоставление заявок и выбор победителя по общему правилу также осуществляются без участия финансиста: закупочная комиссия ориентируется на требования к участнику закупки и на матрицу критериев сопоставления заявок участников закупки, уже установленные в закупочной документации. Однако возникают ситуации, когда только одной заранее сформулированной и опубликованной матрицей не обойтись. Например, когда оценки требует качество предоставленного участником коммерческого предложения. В этой ситуации экспертной оценке комиссии подлежит предложенное каждым участником закупки решение (впрочем, и в этом случае порядок и основания проведения оценки включаются в закупочную документацию). При такой экспертной оценке зачастую требуется мнение финансиста о приемлемости предложения участника с точки зрения оплаты собственно поставки, последующей эксплуатации, стоимости владения, риска от срыва поставки и так далее. И хотя для многих заказчиков подряды такой сложности скорее исключение, чем правило, даже для них мнение специалиста по финансам рано или поздно может оказаться ключевым при решении вопроса о выборе победителя.
Финансист и результаты закупки
Договорная работа, в том числе приемка результатов поставки, вполне может быть проведена и без финансовой экспертизы, особенно если речь не идет о финансовых услугах или штрафных санкциях за ненадлежащее выполнение контракта. Впрочем, на практике, особенно за пределами контрактной системы, порой возникают ситуации, когда до начала поставки одной из сторон становится невыгоден договор — или, по крайней мере, те его условия, которые сформулированы в опубликованном в ЕИС итоговом протоколе закупки. В этом случае бывший заказчик и поставщик, а теперь уже стороны правоотношений, могут прийти к соглашению о незаключении контракта или о расторжении уже подписанного контракта. Оставляя в стороне вопрос об обязательной публикации такого соглашения в ЕИС, нельзя не заметить, что не всегда подобного соглашения можно достигнуть без взаимных претензий — а значит, к расчету размера отступного (в данном случае не важно, со стороны заказчика или поставщика) будет привлечен в том числе и финансовый работник.
Наконец, не стоит забывать о том, что результаты закупок предыдущего периода входят в число ключевых данных для планирования закупок будущего периода. Анализ этих результатов, а также учет их при новом планировании снова делают востребованными специальные финансовые знания.