Версия для печати 2661 Материалы по теме
В отечественной практике традиционно мерилом эффективности закупки является экономия денежных средств
О причинах демпинга

Кирилл Владимирович Кузнецов, специалист в сфере закупок, руководитель Центра эффективных закупок Tendery.ru.

В отечественной практике традиционно мерилом эффективности закупки является экономия денежных средств. Именно основываясь на разнице между расчетной ценой и той, по которой заключается контракт/договор, пишутся победные реляции о результатах работы контрактной системы. И хотя низведение эффективности к экономии — опасная ошибка, тем не менее снижение цены действительно фактор важный.

Какое снижение цены экономически обоснованно? Ниже какой грани заказчику впору начинать применять дополнительные защитные меры? Тем более что ситуация явно заслуживает пристального внимания — с применением антидемпинговых мер в 2016 году было заключено 674,4 тысячи контрактов общим объемом 241,3 миллиарда рублей (соответственно 20,1 и 4,6% от общего количества и объема всех контрактов)! И это без учета аналогичных данных сферы государственно-корпоративных закупок.

Как говорится, бесплатный сыр бывает только в мышеловке, да и то лишь для второй мышки. Попробуем разобраться, в чем заключаются возможности и опасности демпингового снижения цен и как минимизировать риски оказаться на месте первой мыши в государственной охоте за сверхдешевым сыром.

Хотя аномальное снижение цены и настораживает, далеко не всегда демпинговое предложение чревато негативными последствиями для заказчика. Причин безболезненного ценопада немало, и их перечень открывает, к сожалению, завышение заказчиком начальной цены контракта. Иногда оно бывает умышленным, направленным на обеспечение повышенной оплаты по контрактам для избранных поставщиков, но чаще — ошибочным в силу сложности получения необходимой информации.

В иных случаях поставщику необходимо любой ценой получить контракт, так как его ресурсы (кадры, техника, оборудование, помещения и др.) простаивают, а поддержание их в работоспособном состоянии требует средств. В условиях отсутствия иных заказов демпинговать заставляет и срочная потребность в финансовых ресурсах, необходимость получить средства для выплаты текущих кредитов (лизинговых платежей, заработной платы и др.).

Если положение у поставщика не столь критично, то вполне возможно, речь идет о завоевании «контрактов престижа» (получение статусных заказчиков, информация о которых далее используется в имиджевых целях). Кроме того, в связи с тем что иногда доступ к интересным закупкам открыт только для опытных поставщиков (что подтверждается в том числе и ранее исполненными контрактами), вполне возможна наработка формальной квалификации в целях доступа в дальнейшем к участию в борьбе за более выгодные заказы. Хотя большой вопрос, так ли безопасно для заказчика оказаться в роли мышки для экспериментов.

Сезонные распродажи (например, зимние шины летом), необходимость ликвидации остатков, а также оперативного снижения складских запасов — все это вполне экономически оправданные причины для сильного снижения цен.

Этот материал - часть статьи, опубликованной в майском номере журнала "Бюджет". Полная версия доступна подписчикам издания.


Поделиться