В июльском номере журнала "Бюджет" опубликована статья о совершенствовании системы госзакупок в Мурманской области. Мы размещаем часть, в которой говорится о стандартизации положений о закупках заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ.
Автор статьи - Дмитрий Аугустович РУУСАЛЕП, председатель Комитета государственных закупок Мурманской области
В отличие от Закона № 44-ФЗ, подробно регулирующего все стадии осуществления закупок, Федеральный закон № 223-ФЗ носит рамочный характер, определяя общие принципы и правила данной деятельности. По замыслу авторов закона, данный подход должен обеспечить самостоятельность хозяйствующих субъектов, свободу их предпринимательской деятельности и развитие конкуренции. Однако, как показала практика, применение данного закона стало причиной ряда проблем:
— отсутствие единого перечня способов закупок. Сегодня в ЕИС зарегистрировано около 4,5 тысячи способов определения поставщика — преобладание закупок у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (применение процедур закупок, замаскированных под конкурентные процедуры закупки у единственного поставщика). Сегодня лишь 5% закупок проводится через конкурс/аукцион, 36% — закупки у единого поставщика и 59% — иные способы;
— отсутствие единых требований к электронным площадкам (большое количество электронных площадок, на которых проводятся закупки по Закону № 223-ФЗ). На 31 декабря 2016 года в ЕИС зарегистрировано 174 электронных площадки.
Непрозрачность процедур, недостаточный контроль и отсутствие должной ответственности приводят к неэффективному расходованию средств и значительным злоупотреблениям.
Проблемы применения положений Закона № 223-ФЗ существуют и на региональном уровне. Так, мониторинг, проведенный в области в 2014 году, показал, что часть организаций, подведомственных исполнительным органам власти Мурманской области, не была зарегистрирована в ЕИС, процедуры на электронных площадках проводились редко, закупки свыше 500 тысяч рублей производились у единственного поставщика, закупочная деятельность не соответствовала положениям, принятым юридическими лицами, осуществляющими свою закупочную деятельность в рамках Закона № 223-ФЗ.
В 2015 году на Комитет были возложены полномочия по методическому сопровождению закупочной деятельности заказчиков, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Законом № 223-ФЗ. Комитет провел работу по обеспечению приведения положений о закупках товаров, работ, услуг заказчиков в соответствие с типовым положением, содержащим нормы Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, разработанного ФАС России. Были даны рекомендации проводить закупки преимущественно конкурентными способами, в том числе в электронной форме.
В 2016 году заказчиками осуществлен переход на федеральные электронные площадки, отобранные в соответствии с Законом № 44-ФЗ.