Вслед за финансовой грамотностью населения в России население будут обучать грамотности бюджетной. Одной из целевых групп, на которой сосредоточено внимание, — школьники. Для них разработаны специальные учебные программы и методические пособия. Важность и перспективы данной дисциплины обсудили на конференции «Бюджетная грамотность для старшеклассников» в Москве.
Повышение бюджетной грамотности населения — это общемировая тенденция. Элементы бюджетной грамотности в той или иной мере включены в образовательные программы в 34 странах. В России учебные программы по данной дисциплине были разработаны в рамках совместного проекта Министерства финансов и Всемирного банка при поддержке Минобрнауки. Реализация программы началась в 2014 году. В результате были разработаны учебные модули по бюджетной грамотности, их апробировали в пилотных регионах России.
Эксперимент по обучению старшеклассников по данному курсу закончился недавно. Участие в эксперименте приняли Алтайский и Пермский края, а также Республика Башкортостан. Всего курс преподавался в 31 школе, экспериментом были охвачены 58 учителей и более тысячи учащихся. Объем программы — 36 часов, существуют базовый и углубленные варианты.
На сайте журнала «Бюджет» есть библиотека статей, посвященная финансовой грамотности населения. Ознакомиться с ней можно здесь.Директор департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности Министерства финансов России С. В. Романов в ходе мероприятия заявил, что Минфин закрепит в Бюджетном кодексе нормы по повышению финансовой грамотности и открытости бюджетных данных.
В ходе мероприятия многократно звучал вопрос относительно того, почему бюджетная и финансовая грамотность представляют собой разные предметы, они преподаются отдельно и не могут быть совмещены в одну дисциплину. На это ответили и Романов, и директор Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) при Минфине России В. С. Назаров. По их словам, это принципиально разные предметы, которые содержат совершенно разные знания и преследуют разные цели.
В частности, если финансовая грамотность направлена на формирование у граждан знаний о том, «как не попасть в кредитную яму», то есть знаний, необходимых для жизни в современном мире (в той части, где эта жизнь касается финансов), то бюджетная грамотность необходима для формирования гражданина. Понимание бюджета нужно для того, чтобы принимать участие в формировании бюджета страны, региона или муниципалитета, знать, куда тратятся деньги, контролировать выполнение.
Как подчеркнул Романов, даже если по каким-то причинам бюджетная и финансовая грамотность будут объединены в одно учебное пособие, то это будет два разных блока, просто в одной книге, а не учебным пособием по одной дисциплине.
Во Всемирном банке высоко оценили работу России, направленную на повышение как бюджетной грамотности населения, так и бюджетной открытости в целом. Так, по итогам 2016 года страна поднялась на 11-ю строчку рейтинга по индексу открытости бюджета. Десять лет назад государство находилось на 47-м месте.
Что такое бюджетная грамотность?
Согласно определению Всемирного банка, бюджетная грамотность — это способность читать, расшифровывать и понимать государственный бюджет для обеспечения сознательного участия граждан в бюджетном процессе. Она состоит из двух основных частей. Первая — это понимание технических вопросов государственной казны, в том числе знакомство с такими вопросами, как государственные расходы, ставки налогов и государственный долг. Вторая часть представляет собой способность участвовать в бюджетном процессе, обладая соответствующими практическими знаниями, а также базовым пониманием экономических, социальных и политических последствий бюджетной политики.
Одним из действенных инструментов качества знаний населения в этой сфере является образование школьников. В обзоре Всемирного банка говорится, что многие страны не вводят бюджетную грамотность как отдельный предмет, а преподают знания по бюджетной грамотности в рамках других дисциплин, например экономики, ОБЖ, истории и других дисциплин.