Олег Анатольевич ИВАНОВ, руководитель дирекции информационных технологий бюджетирования и анализа Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ
В настоящее время в госуправлении активно обсуждается тема перехода к цифровой экономике, которую впервые обозначил Президент России В. В. Путин в последнем Послании Федеральному собранию и которую впоследствии поддержал в своем выступлении на Инвестиционном форуме в Сочи премьер-министр Д. А. Медведев. Статья посвящена внедрению новых форматов государственного управления и переходу к цифровой экономике.
В рамках реализации перехода к цифровой экономике приняты две концептуальные стратегии — Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на
Под новыми форматами государственного управления понимается:
во-первых, переход к проектному бюджету, интегрированному в процессы стратегирования, процессы управления государственными и муниципальными программами, процессы планирования и исполнения бюджета, процессы управления закупками, процессы сбора и анализа показателей социально-экономического развития региона;
во-вторых, внедрение на федеральном и муниципальном уровнях централизованных решений, в частности в сфере бухгалтерского и управленческого учета, переход на международные стандарты финансовой отчетности в секторе госуправления;
в-третьих, активное вовлечение граждан в управление бюджетным процессом посредством использования механизмов инициативного бюджетирования;
в-четвертых, дальнейшее развитие контрактной системы как на федеральном уровне, так и на региональном, внедрение нормирования в закупках, усиление контроля за закупками финансовыми органами;
в-пятых, реформирование системы государственного финансового контроля, которая должна стать риск-ориентированной, обеспечить открытость, снизить коррупцию и повысить эффективность самих контролирующих органов как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.
Говоря о переходе к цифровой экономике, невозможно не заметить те трансформации, которые в последние пять лет происходят в секторе государственного управления как на федеральном, так и на региональном уровнях. Повсеместное распространение глобальных сетей, создание крупных центров обработки данных, внедрение централизованных решений на основе веб-технологий — все это является основой для перехода к качественно новым решениям в госуправлении.
Основной проблемой информатизации регионального управления, которую необходимо преодолеть на пути к цифровой экономике, является разрозненность информационных систем, применяемых различными органами власти для исполнения своих функций. Устранение этой разрозненности позволит получить новые качественные ИТ-комплексы для принятия оперативных управленческих решений и быстрого реагирования на вызовы экономики. Ведь ни для кого не секрет, что решения в государственном управлении не всегда принимаются оперативно и не всегда на основе качественно подготовленной исходной информации. Проектный подход в государственном управлении по приоритетным направлениям развития должен частично снять эту проблему, но его реализация невозможна в отсутствие оперативных и достоверных данных.
Необходима такая настройка, такое решение, которое объединит все индивидуальные информационные системы органов власти в единое информационное пространство, задаст единые правила процессов взаимодействия, обеспечит единство нормативно-справочной информации, а также принцип однократности ввода данных, единого окна для всех пользователей этих систем. А главное, должен быть определен ключевой орган власти в регионе — держатель этого интеграционного решения — и регламенты взаимодействия ведомственных решений. Пока этого нет, все интеграционные процессы будут рассыпаться на интересы отдельных органов власти.
Кроме горизонтальной интеграции решений, необходимо переходить к вертикально интегрированным ведомственным и межведомственным решениям, объединяющим на одной веб-платформе идентичные бизнес-процессы различных уровней власти: региона, муниципалитета, поселения и учреждений или бизнес-процессы, в которые вовлечено несколько органов власти или местного самоуправления.
Одним из новых направлений перехода к цифровой экономики является переход к технологии блокчейна, использование которого позволит повысить контроль над отдельными процессами и сократит время обработки цепочек операций.
Переход к цифровой экономике требует от государственных служащих и специалистов наличия новых компетенций, которые в условиях динамично изменяющейся методологии и технологий необходимо непрерывно развивать с единым высоким образовательным уровнем независимо от региона.
Поэтому на базе Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфин России запускает комплексную программу дистанционного обучения, состоящую из серии курсов. Лекции будут читать представители Минфина России, Федерального казначейства, НИФИ, Высшей школы экономики, Финансового университета при Правительстве РФ.
Минфин России выбрал формат именно современного дистанционного образования (e‑Learning) в целях повышения доступности качественных образовательных услуг. Это позволяет сэкономить средства и время, охватить все уровни государственного и муниципального управления и всю географию страны, объективно составить централизованный рейтинг и оценку знаний и компетенций государственных служащих и специалистов всех финансовых органов страны.
Успешно прошедшие обучение получают удостоверение о повышении квалификации государственного образца. Образовательная платформа НИФИ обеспечивает взаимодействие сообщества обучающихся и преподавателей, обсуждения, вопросы преподавателям, автоматическую проверку усвоения материала и обратную связь. Интерактивные уроки доступны обучающимся в любое время на компьютере или на мобильных устройствах и состоят из шагов, которые могут представлять собой материалы и документы, видеолекции или практические задания.
Применяя принципы мобильности, доступности и персонификации, мы стремимся сделать такие курсы полезными для слушателей различных профессиональных интересов, индивидуально подбирая темы и режим обучения.