В июльском номере журнала "Бюджет" опубликован репортаж с регулярного семинара для специалистов внутреннего государственного (муниципального) контроля, внутреннего финансового контроля, который провел Учебный центр "Бюджет".
Полный материал доступен подписчикам издания. Мы размещаем на сайте часть, посвященную контролю в сфере контрактных отношений.
Вопросы осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ осветил заместитель начальника управления по контролю в сфере контрактных отношений Федерального казначейства М. А. Бостанов. Докладчик напомнил, что контроль в этой сфере подразделяется на предварительный и последующий. Предварительный — это тот, который осуществляется до заключения контракта: проверка обоснованности закупок, соблюдения правил нормирования, обоснования цены контракта, которая включена в план-график.
Контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности согласно Закону № 44‑ФЗ, Бюджетному кодексу и принимаемым в соответствии с ними нормативным правовым актам РФ. Через год, как предупредил участников семинара Бостанов, региональным контролерам необходимо будет проверять обоснования бюджетных ассигнований.
То есть обоснование цен будет рассматриваться еще на уровне ОБАС, а не после того, как утвердили бюджет и пошло его исполнение. Уже в этом году федеральные заказчики будут обязаны публиковать свои ОБАС в системе «Электронный бюджет», через год-два эта обязанность дойдет до регионов и муниципалитетов. В результате орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля сможет проводить сквозную проверку и не допускать ситуаций, когда заказчик просит деньги для покупки десяти «Жигулей», а покупает один «Мерседес».
Основная цель контролеров — не запирать конюшню, когда лошадей уже угнали, когда при исполнении контракта украли денежные средства, а предотвратить это еще на этапе составления бюджета. Контролер должен следить за тем, чтобы заказчик исполнял обязательство обеспечивать непревышение цены контракта над лимитами бюджетных обязательств. И если в плане-графике обнаруживается изменение в случае, не предусмотренном законодательством, заказчика необходимо брать на карандаш. И каждый раз, когда он меняет план-график, необходимо проводить проверку. «Конечно, заказчики исхитряются менять планы-графики. После нашей проверки мы выдаем им предписание.
В результате они переобосновывают цену. Но у нас целый отдел отслеживает закупки в автоматизированном режиме через подсистему мониторинга в единой информационной системе. И как только с этой закупкой что-то случается: меняется цена, например, мы проводим внеплановую проверку (для проведения внеплановой проверки есть такое основание, как получение информации в ходе исполнения служебных обязанностей) и вменяем им нарушение обоснования цены.
Если заказчик говорит, что переобосновал цену с учетом инфляции, возникает вопрос, почему он три месяца назад эту инфляцию не учел, и мы можем привлечь его к ответственности по части 1 статьи 7.29.3 КоАП, ведь он сам своими последующими действиями подтвердил нарушение предыдущих», — рассказал Бостанов.
Безусловно, в ходе проведения предварительного контроля возникает много проблем, но этот вид контроля только недавно появился, и пока он не может быть в идеальном состоянии. Работа над совершенствованием его форм и методов ведется, вносятся корректировки в законодательство. Региональные контролеры должны фиксировать все острые моменты и с помощью Федерального казначейства вырабатывать единые подходы к его осуществлению.