Версия для печати 1803 Материалы по теме
В 2017 году приоритет отечественным поставщикам обеспечивается уже не только законом о контрактной системе, но и правилами, введенными постановлением Правительства РФ от 16 сентября
Приоритет поставщику из ЕАЭС и международные нормы

Дмитрий Александрович КАЗАНЦЕВ, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center, кандидат юридических наук

Это часть статьи, в которой говорится о том, законным или нет является приоритет поставщику из ЕАЭС. Полностью материал опубликован в августовском номере журнала "Бюджет".

В 2017 году приоритет отечественным поставщикам обеспечивается уже не только законом о контрактной системе, но и правилами, введенными постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2016 года № 925. При этом само определение отечественного поставщика в нормативных актах, выпущенных во исполнение законов № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ, допускает различную трактовку. Как заказчику не сделать ошибку и не допустить нарушения норм об импортозамещении?

Приоритет отечественным товарам, работам и услугам госкомпании предоставляют в рамках правил постановления Правительства РФ от 16 сентября 2016 года № 925, принятого во исполнение пункта 1 части 8 статьи 3 Закона № 223‑ФЗ. При первом рассмотрении механизмы поддержки схожи с той ценовой преференцией, которая предусмотрена для участников госзакупок приказом Минэкономразвития России от 25 марта 2014 года № 155, изданным во исполнение части 4 статьи 14 Закона № 44‑ФЗ. В обоих документах предусмотрена 15-процентная ценовая преференция, предоставляемая отечественным поставщикам в случае, если им приходится в рамках закупок конкурировать с иностранцами.

Однако если в приказе Минэкономразвития России прямо говорится о приоритете для товаров, произведенных на территории ЕАЭС, то формулировки постановления правительства не столь однозначны.

Так, вправе ли субъект Закона № 223‑ФЗ предоставлять преференцию союзным поставщикам из ЕАЭС в том же порядке, что и поставщикам российским? Этот вопрос тем более актуален, что в отличие от контрактной системы по Закону № 223‑ФЗ приоритет должен предоставляться при закупке любых товаров, работ и услуг. Если приоритет предоставлен не будет — и наоборот, если он будет предоставлен необоснованно, — закупка может быть отменена по мотивам нарушения порядка выбора победителя.

Приоритет только для россиян

Первым и самым очевидным решением проблемы является буквальное прочтение норм постановления № 925, которое оперирует исключительно понятиями «товары российского происхождения», «работы, выполняемые российскими лицами» и «услуги, оказываемые российскими лицами». Такие формулировки не оставляют пространства для предоставления приоритета не только товарам, произведенным на территории ЕАЭС, но даже и белорусским товарам, созданным вроде бы в одном союзном государстве.

В этом направлении сегодня развивается и правоприменительная практика. Например, в решении Московского УФАС от 11 апреля 2017 года по делу № 1-00-985/77-17 сделан вывод, прямо свидетельствующий о том, что «диспозиция нормы пункта 1 постановления Правительства № 925 <...> свидетельствует о том, что круг лиц, которым может быть предоставлен приоритет, ограничен юрисдикцией Российской Федерации без каких-либо условий и оговорок, которые могут относиться к странам — участникам Всемирной торговой организации и странам — участникам Евразийского экономического союза».

На первый взгляд, описанный выше подход подтверждается и письмом Минэкономразвития России от 21 октября 2016 года № Д28и-2806, где ведомство указывает, что постановление № 925 не относится к государственным закупкам. А если это так, то логичен вывод, что и требования статьи 88 Договора ЕАЭС и приложения № 25 к этому договору никак не касаются упомянутого постановления.

Однако оговорка пункта 8 постановления № 925 о том, что предусмотренный этим документом «приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор) от 29 мая 2014 года», все же вызывает известные вопросы. Как и что учитывать заказчику?

В первую очередь открытым остается вопрос о распространении норм Договора на сферу действия Закона № 223‑ФЗ. Ведь понятие «государственные (муниципальные) закупки» фигурирует лишь в названиях раздела XXII и статьи 88 Договора, тогда как диспозиция норм говорит именно про законодательство о закупках, причем сами закупки определяются как «приобретение заказчиками товаров, работ, услуг и иные закупки за счет бюджетных, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством государства-члена о закупках». В это широкое понятие вмещаются и закупки, проводимые по Закону № 223‑ФЗ — за счет иных, а то и за счет бюджетных средств и в порядке, предусмотренном законодательством о закупках...

И если продолжать это широкое толкование, то получается, что требование о национальном режиме для всех союзных поставщиков касается не только закупок по Закону № 44‑ФЗ, но и закупок по Закону № 223‑ФЗ.

Согласно тому же Договору такой режим предусматривает, что «каждое государство-член для целей закупок обеспечивает товарам, работам и услугам, происходящим с территорий государств-членов, потенциальным поставщикам государств-членов и поставщикам государств-членов, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги, режим не менее благоприятный, чем предоставляемый товарам, работам и услугам, происходящим с территории своего государства, а также потенциальным поставщикам и поставщикам своего государства, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги». В ситуации с Законом № 223‑ФЗ это должно означать равные для всех союзников ценовые преференции.

Поразительным образом этот вывод, хотя и без развернутого правового обоснования, настойчиво повторяется Министерством экономического развития РФ в ряде писем: «товарам, происходящим из государств — членов Евразийского экономического союза, работам, услугам, выполняемым, оказываемым указанными лицами, предоставляется приоритет аналогично товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами». Хотя этот вывод и противоречит тезису самого министерства о том, что на постановление № 925 не распространяется действие договора.

За пределами данной статьи остается вопрос о приоритете для поставщиков из государств — членов ВТО, хотя нормы упомянутого в постановлении № 925 Генерального соглашения 1994 года подталкивают к выводу о том, что российские заказчики обязаны предоставить всем таким поставщикам ровно те же преференции, что и поставщикам российским...


Поделиться