Версия для печати 2590 Материалы по теме
Для повышения эффективности бюджетной системы в названных направлениях была утверждена программа консолидации бюджетных средств и оптимизации бюджетных расходов Сорочинского городского округа на 2017–2019 год
Непрерывно ищем неналоговые источники доходов

В интервью «Бюджету» начальник управления финансов администрации Сорочинского городского округа Татьяна Павловна ТАКМАКОВА рассказала о том, как в муниципалитете привлекают дополнительные средства за счет неналоговых доходов, повышают эффективность бюджета и осуществляют финансовый контроль, а также о трудностях, связанных с переходом на исчисление налогов на имущество физлиц по кадастровой оценке.

— Сорочинский городской округ стал одним из победителей в конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами», получив диплом первой степени. Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях повышения эффективности бюджетной системы в вашем муниципалитете.

— Если говорить об основных направлениях, то это повышение качества администрирования доходов, эффективности и результативности программно-целевого управления и бюджетирования, создание условий для роста качества предоставляемых услуг, повышение эффективности процедур проведения муниципальных закупок, а также дальнейшая оптимизация бюджетных расходов, их структуры.

Для повышения эффективности бюджетной системы в названных направлениях была утверждена программа консолидации бюджетных средств и оптимизации бюджетных расходов Сорочинского городского округа на 2017–2019 годы. Запланированный эффект от реализации мероприятий указанной программы в 2017 году превысит 22 миллиона рублей. В 2018 году аналогичный показатель составит около 23,4 миллиона, в 2019 году — 24,2 миллиона рублей.

— Что включает в себя программа?

— Она предусматривает систему показателей, характеризующих состояние доходной и расходной частей бюджета округа. Измерение данных индикаторов направлено на повышение доходов и достижение эффективности бюджетных расходов. Показатели позволяют не только оценить общее состояние доходной и расходной частей бюджета, но и проанализировать эффективность бюджетных средств в разрезе отраслей и направлений.

Муниципальные программы по-прежнему остаются основным инструментом, призванным обеспечить повышение результативности и эффективности бюджетных расходов. Такие программы ориентированы на достижение конкретных целей. В 2017 году мы приступили к работе по внедрению принципов проектного управления при формировании и реализации муниципальных программ.

Важную роль в повышении эффективности расходов бюджета играет высокое качество финансового менеджмента ГРБС. Уже вторая победа Сорочинского городского округа во Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами», где мы в этом году получили диплом первой степени, как раз показывает высокое качество этого менеджмента.

— С 1 января 2017 года в Оренбургской области перешли на исчисление налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой оценки объектов налогообложения. Были ли проблемы при переходе, что делается для их решения?

— Действительно, законом Оренбургской области от 12 ноября 2015 года установлена единая дата применения на территории региона порядка определения базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения — 1 января 2017 года.

Мы провели большую подготовительную работу по переходу на исчисление налога на имущество физлиц от кадастровой стоимости. Однако в ходе инвентаризации выявили много случаев уклонения от госрегистрации права собственности на построенные объекты. Собственники делают это, чтобы не платить налоги.

Мы организовали информационно-разъяснительную работу, но это не принесло значительного эффекта. Кроме желания уклониться от налогов, одной из причин является неготовность владельцев нести дополнительные расходы, связанные с самим оформлением права собственности. Так, для регистрации права собственности необходим кадастровый паспорт объекта недвижимости. Для его получения владельцу объекта необходимо обратиться к кадастровому инженеру, стоимость услуг которого превышает пять тысяч рублей. То же самое касается и оформления прав на земельный участок. Ведь без постановки на кадастровый учет и оформления земельного участка невозможно поставить объект недвижимости на кадастровый учет. Все эти расходы собственников в совокупности с оплатой госпошлины за регистрацию превышают 12 тысяч рублей.

В то же время у муниципалитета нет способов заставить граждан оформлять имущество: регистрация права собственности носит заявительный характер. Пожалуй, это основная трудность, с которой мы столкнулись.

88-2.png

В ноябре 2016 года Сорочинский городской Совет принял решение «Об установлении налога на имущество физических лиц». Ставки упомянутого налога были установлены согласно статье 406 НК РФ. При определении ставок мы просчитывали различные варианты. Притом что в нашем округе преобладает индивидуальное жилье с небольшой площадью, существует большая вероятность снижения поступлений по данному налогу. Это связано с тем, что законодательство предусматривает значительные вычеты на жилые дома. В то же время увеличение налоговых ставок может привести к социальному взрыву среди населения. Мы думаем о корректировках, но позже, когда будут понятны итоги года.

— Известно, что в округе много работают над повышением неналоговых доходов бюджета за счет сдачи в аренду земельных участков и муниципального имущества, а также за счет эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения. Можете подробнее рассказать об этой практике — это будет интересно многим коллегам.

— Администрация Сорочинского городского округа постоянно ищет новые источники неналоговых доходов бюджета. В 2015 году мы занимались нестационарными торговыми объектами, теперь это наш стабильный источник неналоговых доходов.

В 2016 году в план мероприятий по увеличению доходов бюджета была включена работа по взиманию госпошлины за размещение рекламных конструкций, с 2017 года этот источник доходов уже запланирован в бюджете.

В этом году мы организовали взимание госпошлины за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, перевозящих опасные, тяжеловесные и (или) крупногабаритные грузы. В результате эта госпошлина уже начала поступать в бюджет.

Кроме того, мы стараемся увеличить поступления от основного источника неналоговых доходов — арендной платы за землю. Одним из направлений в этой сфере является работа с выморочными земельными участками. Мы в плановом порядке проводим выверку паевых земельных долей на предмет невостребованности, то есть ищем выморочные земельные участки. Было выявлено 1,167 тысячи невостребованных земельных долей, по которым наследники не вступили во владение. Мы подали 187 судебных исков, требуя признания права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли. Участки, которые таким образом отошли в собственность муниципалитета, были переданы после торгов в аренду землепользователям.

— Одна из актуальных сегодня тем — это организация финансового контроля на муниципальном уровне. Что можно сказать об опыте вашего округа?

— Мы исходим из того, что организация контроля в финансово-бюджетной сфере является неотъемлемой частью бюджетного процесса. Финконтроль обеспечивает соблюдение законности, целесообразности и эффективности расходования бюджетных средств и приобретает все большую значимость.

В соответствии с постановлением главы администрации в округе создана рабочая группа по мониторингу соблюдения бюджетного законодательства при исполнении бюджета муниципального образования. На заседаниях группы рассматриваются результаты проверок и ревизий. Заседания проходят ежеквартально с непосредственным участием главных администраторов доходов бюджета, ГРБС, а также руководителей подведомственных учреждений, допустивших нарушения бюджетного законодательства.

План контрольно-ревизионных проверок ежегодно перевыполняется. Это связано с проведением внеплановых тематических проверок по заданию как прокуратуры, так и руководителей органов государственной власти и местного самоуправления.

Подготовил К. В. ОВЧАРУК

Поделиться