Нерешенные проблемы и новые вызовы системы государственных закупок стали предметом обсуждения на профильной секции Московского финансового форума. Участники дискуссии рассказали о том, как идет перевод всех процедур в электронный вид, что делается для упрощения процедур, защиты интересов государства и оптимизации системы в целом.
Полный репортаж с мероприятия опубликован в октябрьском номере журнала «Бюджет». Мы размещаем на сайте часть материала, в котором рассказывается о том, какие меры предусмотрело Министерство финансов России.
Все процедуры — в электронный вид
Директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов РФ Т. П. Демидова напомнила, что функции по нормативно-правовому регулированию в контрактной системе были переданы в Минфин России только в текущем году. Ключевым элементом в реформировании системы госзакупок она видит оптимизацию, которая позволяет упростить процесс закупки заказчиком и убрать излишнее правовое регулирование. При этом основные цели системы госзакупок должны быть выполнены: это открытость и прозрачность, обеспечение результата и конкурентность.
Полностью статья опубликована в журнале «Бюджет»
Как подписаться на журнал?
В рамках этой работы задачи можно разделить на те, которые могут быть решены в ближайшее время, и более долгосрочные, требующие большего обсуждения и более продолжительной работы. При этом Демидова отметила, что считает целесообразным при реформировании системы исходить из уже сложившейся практики и устранять уже возникшие проблемы.
Первым решением, которое должно быть осуществлено в ближайшее время, представитель Минфина России назвала перевод всех процедур в электронную форму. Без этого, сказала Демидова, нельзя сделать существенного шага вперед, а именно обеспечить беспрепятственный доступ участников к закупкам и соответствующим процедурам. Для решения этой задачи необходимо принятие соответствующего законопроекта, который находится сейчас на рассмотрении в Государственной думе России.
Документ предусматривает поэтапный переход на процедуры в электронном виде. Согласно законопроекту, с 1 июля 2018 года по 1 января 2019-го можно будет применять неэлектронные процедуры. За этот период Министерство финансов РФ и законодатели смогут при возникновении проблем внести необходимые изменения в уже действующий закон.
Каталоги и унификация
Следующим элементом, который должен повысить эффективность закупок, является создание каталога товаров, работ и услуг. В настоящий момент указанный каталог разрабатывает Министерство финансов РФ совместно с заинтересованными органами федеральной исполнительной власти. В том числе участвуют Федеральная антимонопольная служба, Министерство здравоохранения, Росздравнадзор. Уже подготовлен первый раздел каталога, включающий в себя ряд позиций для учреждений здравоохранения. Он был размещен в единой системе госзакупок.
Демидова отметила, что на данном этапе очень важна обратная связь от государственных заказчиков. В том числе необходимо понимать, насколько подходы к формированию каталога и описанию предмета закупки позволяют обеспечить задачи заказчиков и интересы всех участников закупки. Постоянную версию каталога планируется запустить уже осенью. Заказчики сохранят право добавлять к позициям каталога требования по месту поставки, упаковке, форме выпуска.
Среди достижений последнего времени представитель Минфина назвала снижение административной нагрузки на участников закупок. Одним из наиболее свежих решений в нормативно-правовом регулировании стало снижение размера штрафных санкций на участников закупки за нарушения условий исполнения. Данный механизм позволит устанавливать более объективные размеры штрафных санкций, потому что до этого часто заказчики вынуждены были накладывать штрафы, несоразмерные нарушениям.
Следующим решением станет упрощение механизма планирования закупок и размещения планов-графиков. В настоящее время в ведомстве работают над тем, чтобы понять, как должна быть проведена оптимизация. При оптимизации механизма предполагается сохранить его основные цели, в том числе планирование расходов и информирование участников закупок о будущих процедурах.
Косвенно связано с упрощением совершенствование механизма импортозамещения. По словам Демидовой, требуется унификация принятых в последнее время в данной сфере многочисленных правовых актов. Создание одного акта, который бы регулировал соответствующие преференции, позволит унифицировать алгоритмы, направленные на импортозамещение, которые должны применять заказчики.