Версия для печати 3648 Материалы по теме
Здание Федерального казначейства
Какие результаты уже дало казначейское сопровождение

Удается ли сохранять баланс интересов государства и бизнеса при использовании такого инструмента финансового контроля, как казначейское сопровождение? Каковы его правовые основы, алгоритмы проведения и перспективы развития? Эти и другие вопросы были рассмотрены на панельной дискуссии «Казначейское сопровождение как ключевой элемент новой парадигмы финансового контроля», которая прошла в рамках Московского финансового форума-2017.

На сайте журнала есть библиотека статей, посвященная казначескому сопровождению в целом. В ней собраны все материалы по данной теме.

Сам институт казначейского сопровождения возник недавно и начал активно применяться с 2016 года. Этот инструмент контроля используется в отношении выделяемых из федерального бюджета субсидий субъектам Федерации и юридическим лицам и авансов по государственным контрактам. Работает механизм так: средства перечисляются не на расчетные счета получателей, а на лицевые счета, открываемые им в казначействе. О том, какой результат дал такой подход к контролю за расходованием бюджетных средств при реализации нескольких проектов, рассказал руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин. «Во-первых, — сказал он, — вместе со Счетной палатой РФ мы провели полную инвентаризацию всех ранее предоставленных из федерального бюджета ресурсов тем получателям средств, которые попали под казначейское сопровождение. 

Полностью статья опубликована в журнале «Бюджет»

Как подписаться на журнал?

В результате на счета казначейства вернулось 289,2 миллиарда рублей, которые раньше находились на счетах соответствующих получателей средств. Из этой суммы в доход федерального бюджета зачислено 12,8 миллиарда рублей как неиспользованные. Такой итог проведенной инвентаризации понятен — эти активы были сформированы по прежним технологиям. Во-вторых, возник новый принцип расходования государственных денег — предоставление средств под потребность. В этом случае мы видим реальное исполнение федерального бюджета и имеем возможности для перераспределения ресурсов в рамках существующих бюджетных механизмов».

Прямой эффект от использования казначейского сопровождения заключается в значительном снижении остатков средств целевых субсидий на счетах субъектов. К примеру, на 1 января 2013 года они составляли 242 миллиарда, а на 1 января 2017 года — 6 миллиардов рублей. Казначейские ресурсы теперь нельзя отвлечь на депозиты, поэтому увеличилась скорость оборота денег, так как получатели начинают оперативно их использовать. Первое впечатление от такой новации — государство забрало ресурсы из кредитных организаций. Но, как отметил руководитель ФК, остатки средств работают на экономику, они — на счетах казначейства, которое является одним из самых активных участников денежного рынка, предлагая эти ресурсы кредитным организациям. В прошлом году ведомство благодаря работе по управлению ликвидностью единого казначейского счета обеспечило беспрецедентный доход федерального бюджета, причем 20–25 миллиардов рублей из общей суммы дохода принесли именно остатки средств получателей.

Преодоление трудностей

Но не является ли такой успех лишь одной стороной медали? Вторая сторона — это степень комфортности взаимодействия с государственной казной самих получателей средств. До 2016 года казначейство не работало с коммерческими юридическими лицами, а только с бюджетным сектором, который уже хорошо знает все процедуры. Для бизнеса новые правила игры стали управленческим шоком. Требования по заполнению документов, по предоставлению их в казначейство диктуют необходимость повышения финансовой дисциплины получателей целевых ресурсов и, как следствие, увеличивают административную нагрузку на них. Как сказал Артюхин, казначейское сопровождение инструмент новый и предполагается его развитие и совершенствование. Соответствующее распоряжение Президента РФ подписано 2 января 2017 года и обозначает ключевую цель новации — недопущение завышения цен при осуществлении закупок. И следующим шагом к этой цели станет внедрение бюджетного мониторинга, который проводит сейчас в режиме эксперимента Федеральное казначейство в отношении пяти проектов. Именно бюджетный мониторинг при соблюдении получателями средств нормативно закрепленного требования по раздельному учету позволит раскрыть структуру цен через так называемую расходную декларацию. Таким образом, государство сможет проследить, за что оно платит.

Казначейское сопровождение — новый инструмент не только для Федерального казначейства, но и для министерств и ведомств, которые уже включились в этот проект. Свою оценку новации дала заместитель министра промышленности и торговли РФ Г. М. Кадырова. В проект по казначейскому сопровождению ведомство включилось с 2015 года, и сейчас под наблюдением казначеев находится расходование каждого пятого рубля. Кадырова подтвердила, что на первоначальном этапе внедрения новации юридические лица — получатели бюджетных средств столкнулись с массой сложностей. Им было необходимо произвести определенную последовательность действий для того, чтобы открыть счета в органах казначейства, а затем научиться пользоваться находящимися на них средствами. Безусловно, административная нагрузка для них выросла. Трудоемкость процесса финансирования увеличилась и для самого ГРБС. «Но мы системно работаем уже три года, и сложностей становится значительно меньше», — признала Кадырова. Кроме всего прочего, казначейское сопровождение выполняет и воспитательную функцию — участие в этом процессе дисциплинирует задействованных в нем лиц. Кроме того, если говорить о структуре затрат, то сегодня казначейское сопровождение позволяет главному распорядителю видеть целевое назначение и использование каждого перечисленного юридическому лицу рубля. «Безусловно, систему нужно дорабатывать: детализировать, делать ее более простой с точки зрения администрирования, но тем не менее она нам помогла обеспечить эффективное целевое использование средств», — отметила Кадырова.

Этот материал - часть статьи, опубликованной в октябрьском номере журнала «Бюджет»


Поделиться