Версия для печати 3807 Материалы по теме
Акт по ценообразованию в сфере ГОЗ находится на финальной стадии согласования
Гособоронзаказ: какие проблемы видит антимонопольная служба

В начале ноября состоялось совместное заседание Комиссии Государственной Думы по правовому обеспечению развития организации оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации и Комитета по оборонной промышленности Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям». На мероприятии выступили представители Федеральной антимонопольной службы, материалы об этом размещены на официальном сайте ведомства.

Речь шла о последних тенденциях, законодательных изменениях и проблемах государственного оборонного заказа.

Трудности в кооперации

Как рассказал в ходе заседания заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Д. В. Фесюк, появилась единообразная практика по контролю среди федеральной антимонопольной службы, органов прокуратуры и правоохранительных органов. 

«Это позволило понимать свои права и обязанности не только проверяющим и регулирующим органам, но и участникам рынка гособоронзаказа. Итогом этих изменений стало снижение судебных обжалований решений ФАС России. За последние два года доля отмененных решений ФАС России в сфере ГОЗ, составила менее 3 процентов», - отметил Фесюк в своем докладе.

Он также упомянул о поправках в законодательство, которые будут подготовлены в ближайшее время. Эти поправки инициированы военно-промышленной коллегией. В числе поправок: установление обязательности согласования технического задания генеральными конструкторами, ужесточение требований финансирования долгосрочных работ и распространение запретов на отвлечение денежных средств и завышении цен при выполнении работ по техническому перевооружению.

Замруководителя ФАС обозначил проблемы, на решении которых сконцентрировано антимонопольное ведомство. Среди них: отсутствие нормативной трудоемкости и нормирования управленческих расходов, закрытие отдельных банковских счетов предприятий ОПК, вовлекаемых в банкротство, снижение привлекательности для участия организаций в ГОЗ, трудности в формировании производственной кооперации.

Вызовы в ценообразовании

Также на мероприятии выступил заместитель руководителя ФАС России М. А. Овчинников. Замглавы ФАС рассказал про изменения, которые произошли в сфере контроля за ценообразованием в ГОЗ после вступления в силу новых редакций 275-ФЗ.  В качестве вызовов в ценообразовании он обозначил проблему завышения стоимости комплектующих изделий.

«С внедрением жесткого контроля за финансовыми потоками в сфере ГОЗ единственным способом вывода денег недобросовестными исполнителями стало необоснованное завышение стоимости покупных комплектующих изделий. В нашей практике уже встречались некоторые компании, которые завышали стоимость комплектующих в 3-4 раза. Мы стали выявлять в деятельности таких подрядчиков технические фирмы, которые создаются специально для вывода денежных средств», - отметил он.

Он также упомянул о подготовленных документах, регулирующих ценообразование. Акт по ценообразованию находится на финальной стадии согласования.

«Этот документ предполагает долгосрочный горизонт планирования для предприятий оборонного комплекса. Все будут понимать, каким образом будет формироваться цена на серийную продукцию в течении 6 лет. Вся экономия, которую предприятие сможет обеспечивать за счет модернизации и совершенствования производства, будет сохранена в руках предприятия. Это прописано в проекте акта правительства. Также важно то, что в акте зафиксированы методы ценообразования на продукцию. Если продукция рыночная – применяются рыночные методы ценообразования. В случае если продукция поставляется доминирующими хозяйствующими субъектов – затратный метод. Никто не сможет самовольно определять какой метод подлежит применению. Это означает что предприятия будут иметь все необходимые инструмент для защиты своих прав», - сказал Максим Овчинников.

Проблемы, связанные с качеством

Заместитель главы ФАС России также обозначил вызовы, которые возникают при проведении работы в области повышения качества продукции, поставляемой по ГОЗ. Среди них: отсутствие мотивации у заказчиков и поставщиков в развитии систем менеджмента качества продукции и отсутствие четких критериев определения места происхождения товара в рамках предоставления преимуществ на торгах российским поставщикам.

«Сейчас мы выявляем случаи поставок продукции из-за границы со штампом «Сделано в России». Разбираясь в этой ситуации, мы обратили внимание на то, что есть часть продукции с хорошо прописанными критериями определения места происхождения товара, в том числе критериями, охватывающими технологические операции, осуществление которых является обязательным условием присвоения продукции статуса российской. 

Для ряда продукции единственным критерием отнесения товара к российскому является адвалорная доля, что может создавать почву для злоупотреблений со стороны недобросовестных поставщиков, которые выдают иностранную продукцию за отечественную и, как следствие, получают необоснованные преимущества на торгах.  И пока мы не решим эту проблему, сложно говорить о каком-либо контроле и развитии качества», - подчеркнул Максим Овчинников.

Ответственность поставщика за действия заказчика

Также на заседании с докладом выступил заместитель начальника юридического управления в сфере ГОЗ М. А. Кирпичев. В своем докладе он рассказал о концепции создания «Системы сертификации соответствия квалификационным требованиям в сфере ГОЗ». По его словам, получается парадоксальная ситуация, когда требования, которые заказчик может предъявить к исполнителю ГОЗ, ограничены законом, а за несвоевременное и некачественное выполнение государственного оборонного заказа, в итоге, ответит заказчик. 

Чтобы исправить эту ситуацию, Экспертным советом в сфере ГОЗ при ФАС России подготовлена концепция создания системы сертификации, реализация которой предоставит заказчику право выбора поставщиков, из числа соответствующих установленным требованиям, отметил он.



Поделиться