Эли Абубакарович ИСАЕВ, заместитель руководителя Федерального казначейства
С февраля 2016 года Федеральное казначейство осуществляет функцию по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, переданную ведомству в связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. В сжатые сроки, отведенные на передачу и прием полномочий, Федеральное казначейство обеспечило непрерывность осуществления внутреннего государственного финансового контроля.
Совершенствование нормативной правовой базы
В целях исключения нарушений, связанных с достижениями показателей результативности использования субсидий, и уточнения механизма возврата средств в бюджет в случае недостижения таких показателей Федеральное казначейство выступило с инициативой внести в Правила формирования, предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ[1] типовую форму соглашения. Предложенные нами изменения утверждены постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2016 года № 1472. Разработан Порядок осуществления производства в центральном аппарате Федерального казначейства по делам об административных правонарушениях, также изданы приказы «О должностных лицах Федерального казначейства, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях» и «О должностных лицах Федерального казначейства, уполномоченных рассматривать жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях».
Кроме того, разработаны и утверждены следующие документы:
порядок планирования контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере, проводимых Федеральным казначейством и его территориальными органами;
порядок формирования отчетности о результатах проведения контрольных мероприятий и осуществления мониторинга контрольно-надзорной деятельности Федерального казначейства и управлений Федерального казначейства по субъектам РФ;
стандарт «Общие требования к внутренней организации контрольного мероприятия», регламентирующий проведение всех этапов контрольных мероприятий — от планирования до составления и представления отчетности о результатах.
Одна из недавних инициатив Федерального казначейства — внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях в части применения административной ответственности за неисполнение направленных объектам контроля представлений о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ. Федеральным законом от 7 июня 2017 года № 118‑ФЗ эта поправка учтена, как и ряд других предложений казначейства.
Межведомственное взаимодействие
Федеральное казначейство заключило соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с Федеральной службой безопасности РФ и их территориальными органами, Генеральной прокуратурой РФ и Министерством внутренних дел РФ. В соответствии с этими соглашениями происходит постоянный обмен опытом работы по выявлению, предупреждению правонарушений, информацией по результатам проведения контрольных мероприятий, в том числе запланированных с применением риск-ориентированного подхода. Регулярно проводятся совместные совещания, конференции, семинары, разрабатываются аналитические материалы. По вопросам контрольно-надзорной деятельности Федеральное казначейство активно взаимодействует с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах.
Для повышения бюджетной дисциплины и своевременного предотвращения нарушений, аналогичных выявленным, Федеральное казначейство внедрило в свою практику обобщение результатов контрольных мероприятий. Эти обзоры направляются главным распорядителям средств федерального бюджета и финансовым органам субъектов РФ.
Контрольная комиссия
Одной из новаций, разработанных Федеральным казначейством в рамках осуществления последующего контроля в финансово-бюджетной сфере, стало создание контрольных комиссий. Участники заседаний комиссий рассматривают результаты контрольных мероприятий, жалобы, поступившие от проверенных организаций на представления, предписания территориальных органов Федерального казначейства, и формируют предложения для руководства по принятию решений о реализации результатов проведенных проверок.
В результате такой организации работы удалось минимизировать количество обращений в суд со стороны объектов контроля, оспаривающих направленные им представления и предписания. Детальное рассмотрение итогов и всестороннее обсуждение контрольных мероприятий способствует разработке предложений по совершенствованию нормативной правовой базы, которые в дальнейшем направляются в Министерство финансов РФ.
Программное обеспечение
В августе 2017 года введена в эксплуатацию централизованная версия прикладного программного обеспечения «Автоматизированная система планирования контрольной и надзорной деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в исполняемых модулях». В этом программном продукте специалисты Федерального казначейства и территориальных управлений выполняют все необходимые операции по контролю: от планирования до формирования внутриведомственной и внешней отчетности, представляемой в Минфин России и Федеральную службу государственной статистики.
Одним из важных мероприятий по реализации наших стратегических задач является размещение Федеральным казначейством и его территориальными органами информации об осуществлении контроля в сфере бюджетных правоотношений в государственной информационной системе «Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”» (ГИС ЕСГФК). ГИС ЕСГФК предназначена для повышения эффективности внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а также внешнего государственного аудита (контроля). Здесь публикуются сведения о проведении финансового аудита (контроля), аудита эффективности, аудита государственных программ РФ (федеральных целевых программ), аудита государственных и международных инвестиционных проектов, аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг. Таким образом, информация об осуществлении контрольной деятельности органами государственного (муниципального) финансового контроля становится доступной для государственных (муниципальных) органов, объектов аудита (контроля), экспертного сообщества и институтов гражданского общества.
Предварительный контроль
В целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений Федеральное казначейство осуществляет предварительный контроль. При этом набор методов контроля исчерпывается следующим перечнем: проверка, ревизия и обследование. Проект новой редакции Бюджетного кодекса, подготовленный Минфином России, предусматривает новый метод контроля — мониторинг. При мониторинге сбор и анализ информации о деятельности объекта контроля осуществляются на системной и регулярной основе. Используются данные федеральной государственной информационной системы в сфере управления государственными (муниципальными) финансами, государственных информационных систем, находящихся в ведении подконтрольных организаций, в том числе об осуществляемых ими операциях.
В случае выявления по результатам мониторинга отклонений от установленных требований бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения, договорных обязательств Федеральное казначейство будет уведомлять об этом подконтрольную организацию. Полагаю, что такой метод позволит Федеральному казначейству своевременно выявить нарушения (недостатки) в деятельности объекта контроля, а тому, в свою очередь, принять меры по их оперативному устранению, а также организовать превентивную работу.
Также новеллой проекта новой редакции Бюджетного кодекса является введение такой формы реализации итогов контроля, как предупреждение. Этот документ будет направляться объекту контроля, если нарушения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения, договорных обязательств, допущены им впервые и не влекут причинение ущерба публично-правовому образованию. Предупреждающий контроль снизит нагрузку на объекты контроля и в целом повысит эффективность расходования средств федерального бюджета.
[1] Утверждены постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2014 года № 999.