Практика инициативного бюджетирования в России уже применяется повсеместно. Тем не менее от региона к региону в зависимости от задач она сильно различается. Несмотря на различия в инструментах, эффективность гражданских инициатив бесспорна.
По словам министра Российской Федерации М. А. Абызова, еще пять лет назад такие инструменты, как открытый бюджет и инициативное бюджетирование, были интересными, но неудобными для использования. Однако за последнее время ситуация значительно изменилась. В настоящий момент инициативное бюджетирование используется не только на уровне регионов, но и в муниципалитетах, где дистанция между гражданином и государственной властью меньше. Выступление Абызова доступно в материалах Московского финансового форума (по ссылке mff.minfin.ru/archive/2017/video), где состоялась дискуссия об инициативном бюджетировании.
Муниципалитеты заставлять не приходится
Как рассказал в ходе дискуссии премьер-министр Правительства Республики Башкортостан Р. Х. Марданов, в регионе развитие данного направления начинали с депрессивных территорий, где накопилось много проблем. Для начала власти старались понять, вызовет ли эта практика отклик у граждан, и опыт показал, что жители активно присоединяются к проектам инициативного бюджетирования. Вовлеченность является одним из важнейших результатов данной практики.
В настоящее время инициативное бюджетирование в республике используют все муниципальные образования. В 2017 году было заявлено в общей сложности 850 проектов, из них около 450 получили одобрение. В одном из муниципалитетов жители не отчаялись даже после того, как их инициатива по замене окон в детской школе искусств не прошла отбор. Они разместили свой проект на краудфандинговой площадке и собрали необходимые средства.
Еще один важный результат ИБ — повышение эффективности затрат. В основном это достигается за счет дополнительного контроля со стороны граждан и за счет их непосредственного участия в работах. Жители понимают, что если использовать собственные ресурсы и работать самим, то проект получится дешевле.
Для того чтобы оценить влияние проектов инициативного бюджетирования на уровень доверия к муниципальной власти, в Башкирии проводят соответствующие опросы. Степень доверия к городским и сельским властям в тех сферах, где есть практика ИБ, растет. По словам Марданова, многие муниципалитеты недофинансированы и их власти рассматривают инициативное бюджетирование как возможность привлечь дополнительные средства. И, видя эффективность данной практики, они активно начинают принимать в ней участие.
Краудсорсинг и инициативное бюджетирование в Москве
Опыт Москвы, конечно же, отличается от практики других регионов, так как в мегаполисе невозможно напрямую на собрании жителей обсудить ту или иную инициативу и решить, как потратить определенную сумму средств. В городских агломерациях, где необходимо учитывать мнение миллионов человек, развитие инициативного бюджетирования невозможно без создания цифровых онлайн-платформ, и Москва идет по этому пути. Об этом рассказала министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов Е. Ю. Зяббарова. В городе, по ее словам, реализована не система инициативного бюджетирования, а инициативное управление. Это значит, что жители имеют право и предложить инициативы, и проголосовать за них, а столица берет на себя обязательства и дает гарантии, что поддержанные и наиболее значимые идеи будут реализованы в рамках государственных программ.
Для этого в столице создана инновационная система городских решений, которая позволяет москвичам на постоянной основе участвовать в управлении городом, а власти получают обратную связь и учитывают мнение горожан. Постоянный учет мнений стал доступен благодаря созданию в городе трех электронных сервисов. Первый — это площадка для краудсорсинга, второй — портал электронных голосований «Активный гражданин», третий — сайт по учету жалоб и замечаний от граждан «Наш город».
Краудсорсинговая площадка позволяет горожанам собираться вместе онлайн, предлагать идеи, обсуждать их и комментировать, отсекать ненужные инициативы. Столичные власти разрабатывают не конкретные идеи, они задают темы, в рамках которых уже сами жители предлагают свои решения и обсуждают их. Власти выбирают темы на основе обратной связи с горожанами.
На сайте журнала есть подборка статей, посвященных инициативному бюджетированию. Ознакомиться с ней можно здесь.
За время существования краудсорсинговой площадки через нее прошли 13 крупных проектов, среди них «Московская поликлиника», «Московская библиотека», «Активное долголетие» и даже разработка автобусных маршрутов и стандартов детского отдыха. Идеи, которые формируются на краудсорсинговой площадке, перемещаются на портал электронных голосований «Активный гражданин». Сегодня на этом сайте зарегистрировано 1,9 миллиона пользователей. За три года на площадке прошло более 2,5 тысячи голосований. Кроме прочих, с помощью ИТ-ресурсов были организованы плебисциты по таким значимым для Москвы программам, как реновация жилого фонда, «Моя улица», «Миллион деревьев» и проекты по благоустройству дворовых площадок.
Результаты за 10 лет
О долгосрочном эффекте инициативного бюджетирования рассказала заместитель председателя правительства — министр финансов Ставропольского края Л. А. Калинченко. Первые проекты с применением ИБ были реализованы в регионе десять лет назад, они охватили семь муниципалитетов на востоке края. Остальные территории региона присоединились к этой практике только в 2017 году. Поэтому уже можно сделать выводы на основании сравнения муниципальных районов, участвовавших в инициативном бюджетировании, и тех, где практика не применялась. Калинченко обратила внимание, что, проводя это сравнение, региональные власти намеренно учитывали только муниципальные районы, но не города.
В частности, заметны положительные тенденции в демографии, рождаемости, ситуации с миграцией населения, деловой активности, динамике ввода жилья и даже заработной платы на территориях, применяющих инициативное бюджетирование. Хотя и не все показатели можно объяснить исключительно влиянием данной практики.
Калинченко констатировала, что если на протяжении десяти лет населенный пункт становится победителем в проектах по поддержке местных инициатив, то он меняется кардинально. В нем появляются и новые детские площадки, и современный водопровод, и работающее уличное освещение, и многое другое. Таким образом, формируется новое качество жизни населения.
Основа демократии
Председатель комитета Совета Федерации РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Д. И. Азаров напомнил, что активное участие населения в самоуправлении на местном уровне является основой демократии, о чем, кстати, не так давно напоминал президент страны. По мнению сенатора, главная проблема на местном уровне — недостаточное вовлечение граждан в дела муниципалитетов, а вовсе не недостаток финансов, как многие считают.
Азаров рассказал о том, насколько различаются практики инициативного бюджетирования в разных регионах России. Так, в Тульской области проекты выдвигают на собраниях граждан, потом предложения отбирают на конкурсной основе, затем они проходят через интернет-голосование. В Кировской области работа строится иначе: в муниципалитетах формируются общественные бюджетные комиссии, которые распределяют средства местного бюджета на основе инициатив граждан. Похожая программа местных инициатив действует и на региональном уровне. В Ярославской области на проект «Решаем вместе» было выделено более 650 миллионов рублей. Жители на собраниях выдвигают предложения, которые проходят через фильтр общественных комиссий на муниципальном уровне, и потом их рассматривают на областной общественной комиссии.
В Пермском крае механизмы инициативного бюджетирования описаны в специальном региональном законе, и этот край стал одним из первых субъектов РФ, принявших соответствующий акт. Документ закрепляет определенный объем финансирования инициатив граждан: это не менее 0,1% от дохода регионального бюджета. В соответствии с законом формируются общественные комиссии, осуществляющие конкурсный отбор. Проекты, уже прошедшие отбор, переходят на рассмотрение краевых властей и региональной общественной палаты. Обязательное требование ко всем инициативам — участие жителей.
Разработка профильной подпрограммы
По словам руководителя Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России В. В. Вагина, сегодня инициативное бюджетирование стало модным, а само понятие широко известным. Тем не менее эксперты все чаще сталкиваются с тем, что к инициативному бюджетированию относят проекты, на самом деле не имеющие к нему никакого отношения.
Вовлечение граждан в территориальное развитие или развитие инфраструктуры — это общемировой процесс, но непосредственно инициативное бюджетирование можно назвать уникальной российской практикой. Такого опыта нет нигде в мире. Вагин напомнил, что в этом году предстоит дискуссия по подпрограмме по развитию инициативного бюджетирования. В настоящий момент документ обсуждается в Минфине России. И его разработка уже стала объектом внимания международных экспертов.
К. В. ОВЧАРУК
Добровольцы в помощь
Термин «краудсорсинг» происходит от английских crowd («толпа») и sourcing («использование ресурсов»). Он означает привлечение людей на добровольных началах к решению тех или иных проблем. Понятие существует примерно с 2006 года.
Изначально оно использовалось преимущественно инновационными компаниями (иногда — научными учреждениями) и обозначало привлечение талантливых и компетентных людей со всего мира к добровольной помощи в решении тех или иных социально значимых задач. Например, NASA использовало краудсорсинг для расшифровки снимков с Марса астрономами-любителями.
Одним из наиболее ярких примеров такой деятельности является крупнейшая интернет-энциклопедия «Википедия», созданная полностью усилиями добровольцев. В настоящее время термин обозначает решение совершенно любых задач на добровольных началах, в том числе в государственном и муниципальном управлении.
Среди коммерческих компаний России наиболее известной краудсорсинговой площадкой обладает Сбербанк, который призывает граждан помочь в модернизации своих сервисов.