О развитии проекта по централизации учетных функций рассказала заместитель губернатора Вологодской области, начальник департамента финансов области Валентина Николаевна АРТАМОНОВА.
— Валентина Николаевна, в Вологодской области реализуется масштабный проект по централизации бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора. Каких результатов вы достигли по итогам 2017 года?
— Действительно, с 2015 года по поручению губернатора Олега Александровича Кувшинникова в нашей области реализуется проект по централизации учетных функций органов государственной исполнительной власти и государственных учреждений области. Единый план мероприятий, тщательная проработка методологических документов, согласованные действия в переходный период стали основой для полномасштабной и плавной передачи функций.
Первый этап проекта был завершен к началу 2017 года. На централизованное ведение учета перешли все органы государственной исполнительной власти и казенные учреждения области. Создано единое пространство бухгалтерского учета участников бюджетного процесса. На сегодняшний день мы не разделены расстояниями, не ограничены подразделениями. Проведена автоматизация всех направлений хозяйственной деятельности, каждый факт хозяйственной жизни регистрируется в централизованной системе бухгалтерского учета.
Площадкой для реализации проекта стало государственное казенное учреждение «Областное казначейство». В структуре учреждения создано специализированное структурное подразделение — центр бухгалтерского учета. Сегодня в центре работают 82 высококвалифицированных специалиста, это лучшие бухгалтеры нашей области.
Благодаря внедрению юридически значимого электронного документооборота, унификации и стандартизации применяемых документов и справочников выполнены задачи по повышению производительности труда бухгалтеров и, соответственно, снижению расходов на выполнение учетных функций. В итоге качество бухгалтерского учета повысилось, сроки оформления документов сократились, хозяйственная деятельность органов государственной власти и казенных учреждений стала более прозрачной.
В настоящее время мы реализуем второй этап проекта. В течение двух лет (2017–2018) будут централизованы бухгалтерские функции бюджетных и автономных учреждений. В текущем году централизация осуществляется через ведомственные центры бухгалтерского учета в ведущих отраслях: образовании, здравоохранении, культуре, социальной защите населения и лесном комплексе. Это связано прежде всего со спецификой бухгалтерского учета в данных отраслях и значительной сетью подведомственных учреждений. За 2017 год проведена передача функций 202 учреждений, что составляет 75 процентов от общего количества бюджетных и автономных учреждений.
— Уникальностью проекта Вологодской области является применение современных информационных технологий при ведении централизованного бухгалтерского учета. В чем отличие их от предыдущей организации учетного процесса?
— В условиях высоких темпов современной жизни ни один масштабный проект в секторе государственного управления не обходится без применения новейших информационных технологий. Преимущество данного проекта заключается в построении новой, принципиально отличной от ранее существующей модели организации учета. Аналогов построения такой эффективной единой информационной системы для ведения бюджетного учета по принципу территориально-распределенной сети, куда входят отраслевые центры бухгалтерского учета и передавшие функции учреждения, не существует.
Система имеет широкие функциональные возможности. Помимо бухгалтерского учета и формирования отчетности она позволяет вести складской и кадровый учет, осуществлять планирование, позволяет контролировать исполнение документов и вести статистику сроков их прохождения, протоколировать действия пользователей системы, предусматривает формирование архива электронных документов.
Работа системы основана на принципе однократного ввода структурными подразделениями заказчиков документов, что позволяет значительно сократить время на осуществление всех операций и оптимизировать численность занятых сотрудников. Электронный документооборот в единой централизованной информационной системе позволяет оперативно создавать и обрабатывать документы, контролировать исполнение распорядительных документов, автоматически формировать отчеты. Кроме того, обеспечивается доступ руководителя учреждения к функциональным возможностям системы. В результате руководитель в режиме реального времени владеет всей необходимой информацией.
— Новые технологии дают новые возможности, но несут и определенные риски. Как в вашей системе обеспечена информационная безопасность и защита персональных данных?
— Для предоставления доступа пользователей к информационным ресурсам распорядительным актом учреждения, передающего учетные функции, определяются ответственные лица, наделенные правом использования электронной подписи при электронном документообороте, и утверждается матрица доступа пользователей к информационным ресурсам. При этом доступ к информации строго разграничен по компетенции с целью обеспечения ее защиты и ограничения доступа к персональным данным.
Для обеспечения защищенного взаимодействия в центрах бухгалтерского учета, органах власти и государственных учреждениях организованы рабочие места с применением средств криптографической защиты информации VipNet Client.
— Информационная система бухгалтерского учета взаимодействует с другими информационными системами?
— Созданная информационная система учета универсальна. Обеспечена выгрузка информации в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, информационные системы налоговых органов, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, информационную систему Росстата, банковских организаций. Информационная система учета интегрирована с информационными системами Вологодской области по сбору и консолидации бюджетной отчетности, сводной отчетности бюджетных и автономных учреждений, информационной системой планирования и исполнения бюджета Вологодской области.
В настоящее время мы отрабатываем вопросы дальнейшего развития проекта и интеграции системы с федеральной единой информационной системой управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации. На базе созданной системы учета и отчетности осуществляем построение регионального сегмента государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».
— Планируется ли реализация аналогичных проектов на муниципальном уровне?
— Вопросами централизации учетных функций сегодня занимаются все муниципальные образования региона. В 2016 году правительство области определило пилотный муниципалитет — Шекснинский муниципальный район. Администрацией района создан единый муниципальный центр учета, проведены мероприятия по заключению соглашений о передаче функций. В 2017 году централизация учета была проведена во всех органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях района. На 2018 год предусмотрены мероприятия по внедрению единой информационной системы учета и отчетности, обучению работников учреждений и переводу финансово-хозяйственной деятельности учреждений на электронный документооборот. Положительный опыт Шекснинского муниципального района показал важность проведения аналогичных мероприятий во всех муниципальных образованиях области.
В целях нормативно-методического сопровождения проектов и оказания помощи департамент финансов области подготовил методические рекомендации по проведению мероприятий централизации бухгалтерского учета и отчетности в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях региона. Проводится обучение специалистов муниципальных центров учета.
— Централизация учетных функций повлияла на проведение процедур внутреннего государственного финансового контроля?
— Безусловно, централизация функций и применение единой информационной системы учета и отчетности послужили толчком к развитию и совершенствованию процедур внутреннего государственного финансового контроля. Мы внесли изменения в нормативные правовые акты области в части предоставления возможности проведения мероприятий внутреннего государственного финансового контроля, в том числе ревизионных процедур, с применением информационных систем учета и отчетности, планирования и исполнения бюджета, региональной информационной системы закупок и иных систем по размещению информации о деятельности учреждений.
Специалисты контрольно-ревизионного управления имеют доступ к данным информационных систем и преимущественно осуществляют контрольные мероприятия дистанционно. Это позволяет сократить расходы на выполнение финансового контроля, увеличить объем проверенной информации.
Вторым важным моментом в совершенствовании контрольных процедур является автоматизация операций по проведению внутреннего финансового контроля. Уже сегодня мы отмечаем, что централизация учетных функций позволила усилить внутренний финансовый контроль финансово-хозяйственной деятельности органов власти и учреждений.
— Одной из целей проведения централизации является сокращение расходов на выполнение учетных функций. Плюс эффект от внедрения новых информационных технологий. Можно уже сегодня сказать, что Вологодская область получила бюджетный эффект от реализации проекта?
— Необходимо отметить, что основная задача проекта — повышение качества ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях. Ее достижение стало возможным только за счет системных изменений, внедрения новых технологий, позволяющих максимально автоматизировать и централизовать все процессы, сократив трудозатраты на выполнение однотипных операций до минимума.
Бюджетный эффект от проведения централизации бухгалтерских функций достигается за счет сокращения более тысячи штатных единиц бухгалтерского персонала. По нашей оценке, ежегодная экономия составляет более 300 миллионов рублей, в расчете трехлетнего бюджета это миллиард рублей.
— Валентина Николаевна, все ли вопросы применения централизованной модели бухгалтерского учета в настоящее время урегулированы действующим законодательством?
— Любая реформа вызывает много вопросов, нет готовых решений. Нормативная правовая база постоянно совершенствуется, предлагаются новые решения. Для нас очень важно, что Министерство финансов РФ уделяет большое внимание вопросам централизации учетных функций в регионах, положительно оценивает проект Вологодской области.
По сравнению с 2015 годом мы урегулировали большинство вопросов, вызванных новаторской на то время идеей построения электронного документооборота. Хотя ряд вопросов продолжает беспокоить и сегодня. Например, вопрос по источнику содержания центра бухгалтерского учета, которому передаются функции учреждений здравоохранения, содержащихся за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования. В то же время централизация учетных функций учреждений здравоохранения Вологодской области позволяет повысить эффективность использования средств фонда на эти цели в два раза. Для решения этой задачи мы обратились в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с предложением урегулировать в действующем законодательстве данный вопрос.
Подготовил И. А. Седов