Мы публикуем ответы Минсельхоза России на некоторые вопросы, поступившие от депутатов Государственной думы. Информация дана в стилистической редакции журнала «Бюджет».
Повышающий коэффициент при распределении субсидий
Вопрос. В связи с двукратным сокращением финансирования отдельных регионов не считаете ли необходимым пересмотр методики предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ с установлением более высокого коэффициента отдельной группе районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей? (Депутат Госдумы Г. И. Данчикова)
Для Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития АПК (Правила) отдельным субъектам РФ, включенным в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, установлены повышающие коэффициенты. Коэффициенты определены в рамках исполнения поручений Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева от 13 марта 2015 года № ДМ-П11-1571, заместителя Председателя Правительства РФ Ю. П. Трутнева от 31 августа 2015 года № ЮТ-П13-5970, а также в соответствии с общероссийским классификатором экономических регионов, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 27 декабря 1995 года № 640.
Значение повышающего коэффициента (1,2) определено исходя из экономической целесообразности в складывающихся макроэкономических условиях. С учетом ограниченности средств федерального бюджета указанная мера приоритизации при распределении субсидий нацелена на выполнение задач по опережающему развитию отдельных субъектов РФ и решение исторически сложившихся проблем в социально-экономическом развитии регионов, которым предусмотрен повышающий коэффициент. Дополнительное увеличение размера повышающего коэффициента для конкретных регионов приведет к сокращению объемов государственной поддержки других субъектов РФ и повлечет рост потребности в ассигнованиях федерального бюджета, что с учетом ограниченности последних не представляется возможным.
Размер единой субсидии, предоставляемой конкретному субъекту РФ, определяется по методике, установленной Правилами, учитывающей различные экономические показатели регионов, и в пределах лимитов бюджетных ассигнований, доведенных Минсельхозу России. При этом доля субсидии, предоставляемой конкретному региону на очередной финансовый год, в общем размере субсидии, предусмотренной всем субъектам РФ, не может отличаться от средней доли субсидии региону за предшествующие три года в общем размере субсидии более чем на 15%.
Агрологистический хаб в Приморье
Вопрос. На Восточном экономическом форуме шла речь о создании в Приморье большого агрологистического хаба по хранению, перевалке и переработке сельскохозяйственного сырья. Кого из южно-азиатских партнеров вы планируете привлекать? Или это будет только российский инвестиционный проект? (Депутат Госдумы Л. Н. Тутова)
Заинтересованность в реализации проекта по созданию в Приморском крае крупного экспортно-импортного агрологистического хаба проявляют корейские и японские инвесторы. Реализация проекта предусматривает государственную поддержку, а также меры по встраиванию агрохаба в существующие транспортные коридоры в рамках федеральной сети оптово-распределительных центров, что впоследствии приведет к росту его капитализации.
Учитывая это, Минсельхоз России считает целесообразным реализовать проект силами российских инвесторов с задействованием механизмов государственно-частного партнерства и привлечением проектного финансирования одного из государственных банков. В настоящее время дорабатывается концепция агрохаба, проводятся переговоры с финансовыми институтами.
Поставки зерновой продукции на рынок Китая
Вопрос. С учетом приоритета развития Дальнего Востока готов ли Минсельхоз России рассмотреть вопрос установления отдельных квот для Дальнего Востока или пересмотреть схему экспорта зерна? (Депутат Госдумы Б. М. Гладких)
Для поставок зерновой продукции на рынок Китая каждый вид экспортируемой продукции должен пройти обязательную процедуру допуска, а также анализ фитосанитарных рисков, проводимый специалистами Главного государственного управления по контролю качества, инспекции и карантину Китайской Народной Республики (AQSIQ). Компании — экспортеры зерновой продукции, а также зернохранилища, с которых осуществляется отгрузка зерна в Китай, должны быть в обязательном порядке внесены в реестр, утверждаемый AQSIQ.
Существует и ряд других препятствий с китайской стороны, которые отрицательно сказываются на увеличении объема поставок российской зерновой продукции, а также расширении ее ассортимента. В частности, завышенные фитосанитарные требования, предъявляемые к импортируемому КНР зерну, ограничения по числу российских регионов, допущенных к экспорту указанной продукции в Китай, и др. При этом Минсельхоз России проводит большую работу по продвижению российского зерна на рынок Китая, результатом которой становится подписание соответствующих документов, регулирующих фитосанитарные требования к российскому зерну, экспортируемому в Китай.
Перечень российских компаний-экспортеров и зернохранилищ в разрезе субъектов РФ, одобренных AQSIQ для поставок пшеницы, кукурузы, риса, сои, рапса в Китай, размещается на официальных сайтах AQSIQ и Россельхознадзора (в разделе «Ввоз. Вывоз. Транзит»). В настоящее время право экспортировать пшеницу в Китай имеют Алтайский и Красноярский края, Новосибирская и Омская области. Ведется работа по дополнению указанного перечня Амурской и Челябинской областями. В целях направления китайской стороне перечня российских производителей/экспортеров, заинтересованных в поставках в Китай пшеницы, кукурузы, риса, сои, рапса, необходимо представить в Россельхознадзор соответствующий перечень документов, который размещен на официальном сайте.
Стимулирование расширения КФХ
Вопрос. Каковы планы Минсельхоза по стимулированию расширения фермерских хозяйств, а также по решению основных проблем, препятствующих деятельности современных фермерских хозяйств? (Депутат Госдумы В. И. Богодухов)
По предварительным данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года, в России насчитывается 174,8 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ). При этом по сравнению с данными Всероссийской переписи 2006 года вдвое возросла общая площадь земли в КФХ, со 103 гектаров на одно хозяйство до 248 гектаров.
Также наблюдается рост поголовья сельскохозяйственных животных и птицы у фермеров. За десять лет в среднем на одно хозяйство более чем в два раза увеличилось поголовье крупного рогатого скота (с 28 до 62 голов), в 1,5 раза — поголовье овец и коз (с 292 до 461 головы), в 6 раз — поголовье птицы (с 156 до 976 голов). В области растениеводства фермеры больше всего ведут деятельность по производству зерна и зернобобовых культур, а также овощей и бахчевых культур. Однако наблюдается снижение количества техники в КФХ, что, безусловно, связано с недостатком финансовых средств для ее приобретения.
При этом фермерами в 2016 году обеспечено 12,5% общего объема производства сельскохозяйственной продукции. Господдержка сельхозтоваропроизводителей осуществляется в рамках государственной программы. КФХ могут получать почти все виды государственной поддержки, предусмотренные госпрограммой. Основными адресными мерами поддержки КФХ является грантовая поддержка начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм.
В 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предоставлены субсидии на реализацию мер грантовой поддержки КФХ в объеме 7,2 миллиарда рублей. Кроме того, КФХ в 2016 году получили господдержку в объеме 9,2 миллиарда рублей средств федерального бюджета по иным направлениям государственной программы, в том числе на развитие мясного и молочного скотоводства, северного оленеводства, мясного табунного коневодства, овцеводства и козоводства, несвязанную поддержку в растениеводстве. Таким образом, объем государственной поддержки КФХ в 2016 году по указанным направлениям составил 16,4 миллиарда рублей, или около 26% от общего объема государственной поддержки по этим направлениям (62,2 миллиарда рублей).
С 2017 года грантовая поддержка КФХ реализуется в рамках правил «единой субсидии». В соответствии с правилами решение о приоритетных направлениях сельскохозяйственного производства с учетом балансов производства и потребления сельскохозяйственной продукции, противоэпизоотических и фитосанитарных мероприятий, а также об объеме государственной поддержки отраслей сельского хозяйства субъекты РФ принимают самостоятельно.
В большинстве регионов развитие малых форм хозяйствования определено приоритетным направлением развития отрасли. По информации субъектов РФ, в 2017 году на гранты фермерам из общего объема единой субсидии (39 миллиардов рублей) планируется направить 7,1 миллиарда, то есть 18%. Таким образом, даже в условиях бюджетной ограниченности в 2017 году объем государственной поддержки КФХ сохранен на уровне 2016 года.
Вместе с тем постоянно совершенствуется механизм предоставления грантовой поддержки фермерам. Так, с 2017 года увеличены максимальные размеры грантов КФХ, развивающим и молочное, и мясное скотоводство: начинающим фермерам — с 1,5 миллиона рублей до 3 миллионов, семейным животноводческим фермам — с 21,6 миллиона рублей до 30 миллионов.
Снижены требования к грантополучателям по созданию новых постоянных рабочих мест, количественные целевые показатели изменены на качественные. Так, введен показатель, характеризующий экономическую эффективность получателей государственной поддержки, — прирост производства сельскохозяйственной продукции, и показатель, характеризующий социальную ответственность хозяйствующих субъектов, — обязанность по созданию новых постоянных рабочих мест в сельской местности в году получения гранта.
Также Минсельхозом России прорабатывается вопрос о снижении финансовой нагрузки на КФХ, развивающие семейные животноводческие фермы, при софинансировании ими представленных проектов. Планируется предоставление субъектам РФ права софинансировать до 20% затрат фермера из средств бюджета региона. Таким образом, будет снижен объем софинансирования проекта из собственных средств КФХ с 40 до 20%.
Основной проблемой, препятствующей деятельности современных КФХ, является недостаток оборотных средств, а также сложности с получением кредитных ресурсов. В целях улучшения финансового состояния фермеров Минсельхозом России с 2017 года введен механизм льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2016 года № 1528 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельхозтоваропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке. Правила предусматривают предоставление субсидии с 1 января 2017 года напрямую кредитным организациям, участвующим в реализации правил льготного кредитования в качестве уполномоченных банков, на возмещение недополученных ими доходов в размере 100% ключевой ставки Центрального банка РФ по кредитам, выданным организациям АПК по ставке не более 5%.
Расчет субсидий с учетом климата
Вопрос. Готов ли Минсельхоз рассмотреть вопрос о дополнении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям в области растениеводства показателями, характеризующими климатические условия ведения сельскохозяйственного производства, в частности влагообеспеченностью? Учитывая высокую востребованность данного вида государственной поддержки, возможно ли увеличить объемы субсидии из федерального бюджета до уровня предыдущих лет (2014–2016 годы)? (Депутат Госдумы А. А. Носов)
С 2013 по 2016 год в среднем на несвязанную поддержку сельхозтоваропроизводителям в области растениеводства из федерального бюджета выделялось по 23 миллиарда рублей. В 2017 году на оказание несвязанной поддержки из средств федерального бюджета предусмотрено 11,34 миллиарда рублей.
С 2017 года при расчете субсидий субъектам РФ учитывается коэффициент, характеризующий природно-климатические условия производства растениеводческой продукции в регионе. В Минсельхозе России была проведена оценка климатических условий субъектов РФ с применением гидротермического коэффициента на основании данных Росгидромета. Регионам, находящимся в неблагоприятных климатических условиях (засуха и переувлажнение), при расчете применяется повышающий коэффициент (1,7), позволяющий предусмотреть больший объем финансовых средств, чем другим субъектам РФ. В 2018 году предельный объем средств федерального бюджета, предусмотренных на оказание несвязанной поддержки, составит 11,3 миллиарда рублей, что соответствует уровню 2017 года.
Страхование АПК
Вопрос. Считает ли Минсельхоз целесообразным выведение государственной поддержки агропромышленного комплекса по страхованию из единой субсидии в самостоятельное направление? (Депутат Госдумы И. И. Лоор)
В соответствии с поручениями Президента РФ от 4 февраля 2015 года № Пр-201 и Правительства РФ от 6 июля 2015 года № ДМ-ШЗ-бЗпр и от 10 ноября 2015 года № АД-П11-222пр с 2017 года обеспечена консолидация (максимальное сокращение количества) субсидий на поддержку АПК, предоставляемых в рамках государственной программы. Учитывая, что механизм единой субсидии реализуется начиная с 2017 года, говорить о выделении указанной меры поддержки в отдельное направление преждевременно.
Возврат процентных ставок по инвесткредитам
Вопрос. За 2015–2016 годы не производился возврат процентных ставок по закупкам сельскохозяйственной техники с привлечением кредитных средств. Будут ли возвращены процентные ставки и когда? (Депутат Госдумы А. Ф. Лавриненко)
Приложением № 10 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в АПК (Правила). В соответствии с пунктом 2 Правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов РФ, связанных с возмещением части затрат по инвестиционным кредитным договорам (договорам займа), заключенным по 31 декабря 2016 года включительно.
Порядок отбора Минсельхозом России инвестиционных проектов для оказания государственной поддержки в виде субсидирования части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) определен приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 18 июля 2013 года № 285 «О порядке отбора инвестиционных проектов». В соответствии с этим приказом периодичность проведения комиссии по координации вопросов кредитования АПК определяется Минсельхозом исходя из объема ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на отбор новых инвестиционных проектов.
Субъектами РФ по состоянию на 27 октября 2017 года в Минсельхоз России представлено на рассмотрение комиссии 3872 инвестиционных проекта на общую сумму кредитных средств 240,1 миллиарда рублей, в том числе 3309 инвестиционных проектов, направленных на приобретение техники, на общую сумму кредитных средств 54,1 миллиарда рублей.
Очередное заседание комиссии АПК состоялось 28 декабря 2016 года. На нем отобраны инвестиционные проекты для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам), полученным на развитие мясного и молочного скотоводства, тепличного овощеводства, и инвестиционным проектам, реализуемым на территории Дальневосточного федерального округа. На указанном заседании комиссии отобран 461 инвестиционный проект, направленный на покупку техники на общую сумму кредитных средств 24,6 миллиарда рублей. Инвестиционные проекты, поступившие на отбор в комиссию АПК и не отобранные в установленном порядке в 2016 году, могут быть рассмотрены в 2017 году либо в 2018 году при наличии дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Земельная норма для КФХ
Вопрос. В настоящее время Министерством сельского хозяйства РФ разработан и находится на стадии публичного обсуждения проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения». В нем рассматривается вопрос ограничения площадей земельных владений крестьянско-фермерских хозяйств. Изменения предполагают, что каждый субъект РФ установит максимальный размер сельскохозяйственных угодий, которыми КФХ может пользоваться на праве собственности и (или) каком-либо другом праве (например, аренды). Фермер обязан продать все участки, которые не уложатся в «земельную норму для КФХ», или отказаться от аренды этой земли. Не вызовет ли данный законопроект новый земельный передел? Вряд ли в результате таких ограничений в селах появятся новые КФХ, зато у крупных предприятий появится шанс еще больше увеличить свои владения. (Депутат Госдумы А. Ф. Лавриненко)
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» разработан Минсельхозом России во исполнение поручений Президента РФ В. В. Путина от 14 октября 2016 года № Пр-1971 и Правительства РФ от 20 октября 2016 года № АД-П11-6284. В нем предусматривалось ограничение площади земельных участков сельскохозяйственного назначения, используемых КФХ на различных видах права. Предполагалось, что указанное изменение будет способствовать урегулированию вопросов использования земель сельскохозяйственного назначения в субъектах РФ с высоким спросом на земельный фонд. Вместе с тем по результатам проработки указанного положения законопроекта совместно с Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР) предлагаемое изменение из законопроекта исключено.