На конференции «Государство и бизнес: управление и диалог в государственных закупках», которая в ноябре прошла в Московском городском университете управления, обсуждались вопросы участия в торгах малого и среднего бизнеса и контроля в сфере контрактных отношений.
В этом году было принято решение о передаче полномочий по регулированию контрактной системы от Минэкономразвития России Минфину России. В настоящее время организационные вопросы решены, и Минфин начал работу по исполнению новых функций, создав в своей структуре департамент бюджетной политики в сфере контрактных отношений. Начальник подразделения Т. П. Демидова, выступая на конференции, подчеркнула, что сегодня красной нитью всех изменений, вносимых в законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, проходят нормы, направленные на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.
В этом году уже приняты и реализуются поправки, которые существенно повлияли на закупочную деятельность. К примеру, с 1 января 2017 года закупки унитарных предприятий осуществляются в соответствии с законом о контрактной системе, за исключением федеральных унитарных предприятий, вошедших в утвержденный постановлением Правительства РФ перечень. Такое решение связано с желанием прекратить практику ухода госзаказчика из-под действия Закона № 44-ФЗ путем передачи субсидии на закупку товаров, работ, услуг унитарным предприятиям. Цель благая, но существуют нюансы, которые связаны со спецификой деятельности определенных предприятий, например аптечных учреждений. Они, как выяснилось, не могут буквально руководствоваться нормами Закона № 44-ФЗ, в частности закупать лекарственные средства в целях обеспечения ассортиментного перечня по международным патентованным наименованиям.
А для того чтобы обеспечить потребности населения, одно и то же наименование должно быть представлено различными лекарственными препаратами разной ценовой категории. В связи с этим была принята поправка, в соответствии с которой унитарным предприятиям, занимающимся аптечной деятельностью, предоставлено право осуществлять закупки по Закону № 223-ФЗ. Тем не менее проблемы возникают и в других областях: водоснабжения, газоснабжения и т. д. Как сказала Демидова, в настоящее время рассматривается вопрос о внесении изменений в нормы законов о закупках, которые позволят подвести унитарные предприятия под действие Закона № 44-ФЗ при расходовании бюджетных средств и под действие Закона № 223-ФЗ — при закупках на собственные средства, полученные в результате предпринимательской деятельности.
Еще одна поправка, которая уже принята, устанавливает общий срок для оплаты контрактов, заключенных в рамках и того, и другого закона, с момента подписания актов приемки товаров, работ и услуг в количестве 30 дней, а для субъектов малого предпринимательства — 15 дней. Но опять возникла проблема — ряд договоров, заключаемых в соответствии с законом о контрактной системе, не вписались в такую схему. Например, договоры, предусматривающие отсрочку или рассрочку платежа, когда заказчик в условиях контракта изначально прописывает, что итоговая оплата будет произведена через полгода или год. Поэтому в настоящее время также подготовлен законопроект, предоставляющей право Правительству РФ устанавливать перечень случаев, при которых возможно отклонение от общего правила.
В настоящее время Минфин России проводит работу по подготовке изменений в Закон № 223-ФЗ, дополняющих его нормами, устанавливающими закрытый перечень документов, которые госкомпании вправе требовать в составе заявки от участников закупки, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Эти нормы будут аналогичны требованиям закона о контрактной системе.
Бизнес-барометр
От имени бизнеса на конференции выступила вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Е. Н. Дыбова. ТПП России проводит уникальное исследование, которое основывается на опросе предпринимателей, так называемый бизнес-барометр коррупции. По мнению представителей бизнеса, сфера государственных закупок является одной из самых коррупционных — так считают 54% опрошенных предпринимателей. «80 процентов госзаказа выигрывают всего три процента компаний от числа участвующих в торгах, — привела результаты исследований докладчик, оговорившись, что, несмотря на то что это цифры 2015 года, они, к сожалению, актуальны и сегодня. — 34 процента заказа вообще уходит без борьбы, так как торги признаются несостоявшимися».
По мнению Дыбовой, Закон № 44-ФЗ очень подробно прописывает процедуру самих закупок, но его проблема в том, что он не прописывает того, что должно происходить до появления техзадания и практически не регулирует того, что случается после заключения и исполнения контракта. Чтобы прекратить вакханалию техзаданий, нужны экспертные ассоциации. Технические характеристики закупаемых товаров, работ и услуг должны прописывать эксперты, а не чиновники. Сейчас институт контрактных управляющих насчитывает 800 тысяч человек, и среди них много непрофессионалов, да и не может один и тот же человек быть сведущим во всех сферах, товары, услуги и работы которых необходимы организации.
Без поправок
В Москве 95% всех закупок, осуществляемых в соответствии с Законом № 223-ФЗ, проходят в условиях конкуренции и дают хороший эффект по экономии. Как сказал начальник Главного контрольного управления столицы Е. А. Данчиков, для того чтобы перевести закупки в зону прозрачности, необязательно вносить изменения в закон о закупках отдельных видов юридических лиц, для этого достаточно управленческих решений, желания и воли. В Москве принято типовое положение о закупках по Закону № 223-ФЗ, введено такое понятие, как контракт жизненного цикла, определен закрытый перечень способов закупки, регламентированы процедурные сроки и отбор электронных площадок.
Большую проблему для участия и победы в торгах субъектов малого и среднего бизнеса создает наличие аффилированных компаний. «Мы в регионах реализуем проект “Агрозаказчик”. В рамках этого проекта вместе с фермерами проходим путь к потребителю. В результате выясняется, что предприниматели не могут попасть в сферу поставки продуктов питания, например в детские сады, потому что закупки идут через аффилированные структуры. Администрация области создает ГУП “Ромашка”. И эта “Ромашка” по Закону № 44-ФЗ выигрывает все тендеры на поставки продуктов питания, а потом в соответствии с Законом № 223-ФЗ раздает заказы по известным схемам», — рассказала Дыбова. Торгово-промышленная палата Владимирской области в рамках эксперимента заключила договор с администрацией региона, в соответствии с которым была организована экспертиза продуктов, поставляемых для детских садов. Результаты ошеломляющие: сливочное масло на 100% состояло из растительных жиров, яйца были произведены более 60 дней назад, мясо вообще не отвечало никаким требованиям. Как только информация о проведении экспертиз стала публичной, многие поставщики добровольно ушли с рынка, и местный сельхозтоваропроизводитель впервые сумел получить госзаказ.
Стандартизация и контроль
Создание инструмента прозрачного доступа к закупкам возможно и в условиях сегодняшней законодательной регламентации путем стандартизации тех правил, которые предлагаются. Предприниматели, которые хотят получить госзаказ, должны знать, какие конкретно информационные порталы могут им в этом помочь. Для эффективного взаимодействия бизнеса с городскими структурами руководитель Департамента Москвы по конкурентной политике Г. В. Дёгтев порекомендовал использовать три сайта: инвестиционный портал Москвы (investmoscow.ru), где размещается вся информация, связанная с возможностями для развития бизнеса, аренды или приобретения в собственность помещений, IMoscow (imoscow.mos.ru), где содержится информация о самой востребованной в городском заказе инновационной продукции, и портал поставщиков (zakupki.mos.ru).
По мнению начальника Главного контрольного управления Москвы Е. А. Данчикова, контроль, в основе которого нет доверия, не будет способствовать развитию конкуренции, а следовательно, и экономики в целом. Конечно, в контрольной деятельности важным является проведение контрольных мероприятий, выявление нарушений и привлечение виновных к ответственности. Но в Москве ежегодно проводят десятки тысяч закупок, и для того, чтобы проверить каждого заказчика, нужно столько контролеров, что для оплаты их работы бюджета столицы не хватит. Поэтому мерой для противодействия злоупотреблениям и ошибкам в сфере госзакупок в первую очередь может стать стандартизация. «Подготовленный нами типовой пакет документов проходит экспертизы — предварительно обсуждается с экономическим блоком, экспертным сообществом и представителями антимонопольной службы.
Если заказчики используют этот пакет, то при последующем контроле мы не выявляем каких-либо “заточек” документации, ошибки и недостатки, которые приводят к снижению конкуренции», — отметил Данчиков. Введение прозрачных правил закупок по Закону № 223-ФЗ уже дало серьезный эффект. Внедрение системы, когда без согласования с контрольным органом ни один контракт с единственным поставщиком не может быть заключен, тоже принесло свои плоды. Особенно это касается так называемых аварийных контрактов, в которые изворотливые заказчики могут загнать что угодно, — теперь они проходят многоступенчатые фильтры контроля.
Кроме того, хороший результат дает автоматизация контроля. В рамках информационной платформы закупок Москвы действуют блокирующий и уведомительный контроль. К примеру, ни одна закупка не может быть размещена, если под нее нет денег. Публикация извещения невозможна, если закупка не учтена в плане-графике. Заключение контракта, если торги признаны несостоявшимися, автоматически блокируется, если нет согласования с контрольным органом.
«Конечно, пока автоматические блоки установлены не на все возможные нарушения. Но есть уведомительный формат, который позволяет нам видеть нарушения и сообщать о них заказчику. И если мы не успеваем скорректировать его действия, то успеваем привлечь к ответственности», — заверил руководитель контрольного ведомства.
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве А. Р. Ханян обратил внимание на то, что количество жалоб от участников закупок, поступающих в УФАС, год от года увеличивается. Это, по мнению чиновника, подтверждает рост уверенности бизнеса в торжество справедливости. В прошлом году было зарегистрировано 14,8 тысячи заявлений, прогнозируется, что в этом году их будет более 15 тысяч. Порядка 60% жалоб признаны обоснованными. Больше всего жалоб поступает на наличие избыточных требований в конкурсной документации и необъективное описание объектов закупки. «В таких случаях мы принимаем решение о внесении изменений в документацию и повторном проведении процедуры», — рассказал Ханян. Но в числе обращающихся в антимонопольный орган присутствуют и профессиональные жалобщики, которые своей целью ставят срыв торгов. С такими негативными явлениями УФАС активно борется.
С. В. МАРТЫНЕНКО