Версия для печати 1931 Материалы по теме
А. В. Бударин
Новый порядок применения контрольно-кассовой техники

Андрей Владимирович БУДАРИН, начальник Управления оперативного контроля ФНС России

Так как главным источником доходов бюджетной системы Российской Федерации являются налоги и сборы, вопросы соблюдения финансовой и налоговой дисциплины в современных экономических реалиях можно отнести к числу наиболее приоритетных. Новый порядок применения контрольно-кассовой техники (далее — ККТ) позволит существенно продвинуться в решении соответствующих проблем.

В поисках компромисса

Традиционным инструментом контроля за осуществлением расчетов в России (как и в остальных странах) является касса, а точнее — контрольно-кассовая техника. С течением времени правовое регулирование применения ККТ претерпевало изменения. Эта постоянная трансформация связана не только с социально-экономическими изменениями, но и с технологическим прогрессом: увеличением числа видов расчетов, их усложнением и одновременно умножением количества мошеннических схем, направленных на занижение выручки (и, следовательно, налогооблагаемой базы). Отвечая на вызовы времени, совершенствуется и сама ККТ.

Очевидно, что укрепление кассовой дисциплины исключительно через увеличение штрафов, количества проверок, усиление безопасности ККТ с соответствующим ее удорожанием — подход односторонний и потому ошибочный. Необходимость одновременного соблюдения фискальных интересов государства и интересов бизнеса предполагает постоянный поиск оптимальных решений, которые, с одной стороны, обеспечили бы стабильное поступление денег в казну, а с другой — не были бы обременительны для предпринимателей, более того, помогли бы заинтересовать их в соблюдении установленных правил.

Именно стремление к достижению указанного компромисса было заложено в основу Федерального закона от 3 июля 2016 года № 290‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который законодательно закрепил новую технологию передачи информации о расчетах в налоговые органы.

Спустя почти десять лет с момента принятия Федерального закона № 54‑ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» с учетом передового международного опыта и благодаря высокому уровню технологического развития Федеральной налоговой службы удалось предложить к внедрению новую модель работы. В соответствии с ней информация о реализации товаров и услуг в режиме реального времени будет передаваться в адрес налоговых органов в электронном виде, что позволит обеспечить автоматизированную бесконтактную систему контроля за полнотой учета выручки в целях налогообложения, то есть фактически создать новую систему применения ККТ.

Идея была поддержана Правительством РФ, и в соответствии с его постановлением с 1 августа 2014 года по 1 февраля 2015 года в четырех субъектах РФ (Москве, Московской и Калужской областях, Республике Татарстан) был проведен эксперимент по применению ККТ с технологией передачи информации о расчетах за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги на территории РФ в адрес налоговых органов. Эксперимент доказал техническую возможность массового применения технологии передачи информации о расчетах, финансовую эффективность этой технологии для организаций и индивидуальных предпринимателей, а также ее удобство.

За шесть месяцев эксперимента было подключено более 3,5 тысячи единиц контрольно-кассовой техники, пробито более 17 миллионов кассовых чеков на сумму более 13 миллиардов рублей. В эксперименте наряду с традиционными кассовыми аппаратами активно применялись инновационные устройства, такие как планшеты и смартфоны, а также веб-кассы.

Основные положения

Вышеназванные результаты позволили сделать значительный шаг к формированию нового правового регулирования — разработке законопроекта, направленного на совершенствование системы применения ККТ. Соответствующий законопроект стал результатом работы Минфина России и ФНС России в тесном сотрудничестве с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Банком России и представителями общественности. Федеральный закон № 290‑ФЗ предусматривает:

1) передачу информации о расчетах в адрес налоговых органов через систему операторов фискальных данных;

2) регистрацию кассового аппарата в электронном виде через кабинет ККТ на сайте ФНС России без физического посещения налогового органа, а также перевод юридически значимого документооборота между пользователем и налоговым органом в электронную форму через кабинет ККТ;

3) возможность получения электронного чека взамен бумажного;

4) освобождение интернет-торговли от обязательной печати чека и формирование его в электронном виде;

5) освобождение налогоплательщиков от бремени обязательной оплаты технического обслуживания ККТ;

6) применение ККТ плательщиками ЕНВД, патента, а также сферы услуг с 1 июля 2018 года;

7) неограниченный максимальный срок службы фискального накопителя, аналога ЭКЛЗ, при установлении его нижней планки для различных категорий налогоплательщиков (по общему правилу этот срок составляет не менее 13 месяцев, а для плательщиков специальных налоговых режимов и сферы услуг — не менее 36 месяцев);

8) справедливую систему штрафов, привязанную к величине выручки, полученной без применения ККТ;

9) упрощенный порядок привлечения к административной ответственности, при котором уменьшенный административный штраф может быть назначен без составления протокола об административном правонарушении при согласии лица с событием вменяемого административного правонарушения;

10) отказ от привлечения к ответственности в случае, если лицо добровольно сообщит о совершенном им правонарушении до того, как о нем станет известно налоговому органу.

Новая система позволит обеспечить транспарентность расчетов и легализацию рынка торговли и услуг за счет построения автоматизированной системы контроля (в том числе так называемого гражданского контроля). При этом построение бесконтактной системы администрирования, включая электронную регистрацию ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России, создаст комфортные условия ведения бизнеса. Наконец, возможность быстро и удобно с помощью мобильного приложения получать электронные чеки, а также хранить их и проверять обеспечит качественно иной уровень защиты прав потребителей.

Новая технология дает уникальную возможность отслеживать объем и динамику выручки в сфере розничной торговли и услуг в разрезе различных групп налогоплательщиков, а также в случае обязательности передачи номенклатуры чека осуществлять мониторинг цен на различные категории товаров в масштабах страны. Таким образом, формируются предпосылки для проведения гораздо более качественного анализа процессов, происходящих в экономике.

Предусмотренное поправками расширение круга лиц, обязанных применять ККТ (за счет плательщиков ЕНВД, патента, а также сферы услуг), связано с отсутствием у налоговых органов механизмов контроля за критериями и ограничениями, установленными для плательщиков ЕНВД и патента, а также с необходимостью формировать единые нормы и механизмы обеспечения защиты прав и интересов покупателей.

В связи с принятием Федерального закона № 290‑ФЗ перед налоговыми органами стоит приоритетная задача обеспечить плавный и безболезненный переход на новый порядок. Для этого необходимо обеспечить функционирование системы электронной регистрации ККТ, организовать работы по поэтапному снятию с регистрационного учета текущего парка ККТ и систематическое информирование пользователей ККТ по всем доступным каналам коммуникаций, а также разработать необходимые подзаконные нормативно-правовые акты.

Преимущества нового порядка

Какие же преимущества дает новая система применения ККТ? Добросовестному предпринимателю она позволяет:

1) работать в условиях честной конкурентной бизнес-среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество;

2) снизить ежегодные расходы на эксплуатацию кассового аппарата;

3) получить инструмент, с помощью которого он сможет в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями, и лучше контролировать свой бизнес;

4) иметь возможность через сайт ФНС России зарегистрировать кассовый аппарат без его физического предоставления в налоговый орган;

5) применять в составе кассового аппарата современные электронные устройства — мобильные телефоны и планшеты;

6) минимизировать количество проверок со стороны налоговых органов, так как оперативное получение информации о расчетах обеспечивает соответствующую прозрачность и среду доверия.

Гражданину новая технология дает дополнительную защиту его прав как потребителя за счет фиксации сведений о расчете в доверенной облачной среде и возможности получать чек в электронном виде у оператора фискальных данных или на свою электронную почту. Кроме того, у граждан появится новая возможность самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить обращение в ФНС России.

С точки зрения государственных задач данная реформа нацелена на снижение доли теневого оборота в сферах розничной торговли и оказания услуг, а также на дальнейшее развитие добросовестной конкуренции. Помимо увеличения налоговых поступлений и улучшения делового климата также ожидается оптимизация трудозатрат налоговых органов за счет внедрения бесконтактного администрирования процессов, связанных с применением ККТ и сосредоточения внимания налоговых органов на зонах рисках.

В настоящее время Федеральная налоговая служба уже готова к массовому переходу пользователей ККТ на новый порядок. Опубликованы и пополняются реестр кассовой техники (более 40 моделей) и список операторов фискальных данных (пять организаций), а также реестры фискальных накопителей и экспертных организаций. Запущен кабинет контрольно-кассовой техники, на который возлагается задача обеспечения юридически значимого документооборота между ФНС России и налогоплательщиками. С помощью кабинета ККТ пользователь сможет не только пройти электронную регистрацию ККТ, но и осуществить другие действия, перечень которых будет постоянно пополняться. Планируется сделать данный сервис максимально полезным: размещать там документы, запросы налоговых органов, протоколы об административных правонарушениях, агрегированные отчеты, статистику; выполнять с его помощью автоматические оповещения о необходимости прохождения процедуры перерегистрации или замены фискального накопителя.

Новый порядок применения ККТ позволит ФНС России на основе поступивших сведений о расчетах построить автоматизированную систему контроля (АСК), которая сможет выявлять налогоплательщиков с высоким риском совершения нарушений и проводить точечные результативные проверки. Построение и интеграция АСК ККТ с имеющимися в ФНС России автоматизированными информационными системами создаст условия для существенной легализации розничной торговли и сферы услуг и, соответственно, даст значительный стимул увеличению налоговых поступлений.

Важно отметить, что создаваемая АСК ККТ будет встроена в единое аналитическое пространство информационных систем ФНС России и других ведомств. Проект по внедрению нового порядка применения ККТ имеет тесную связь с параллельно реализуемыми проектами по внедрению систем маркировки товаров, контролю за оборотом алкогольной продукции и созданию единых механизмов администрирования таможенных и налоговых платежей. Синергетический эффект от вышеуказанных проектов может позволить не только достичь нового качественного уровня контроля за движением денежных средств, но и сформировать предпосылки для создания систем мониторинга и анализа товарных потоков. АСК ККТ имеет значительный потенциал и благодаря использованию автоматизации позволит вывести администрирование на качественно иной уровень.

Поделиться