Версия для печати 3462 Материалы по теме
О. Н. Чепурина
Маркировка изделий из натурального меха: развитие проекта

Ольга Николаевна ЧЕПУРИНА, начальник Управления обеспечения контроля оборота товаров ФНС России 

В целях борьбы с контрабандой и контрафактом многие страны, а также международные союзы и ассоциации применяют технологии и системы, позволяющие отслеживать местоположение товара, контролировать его перемещение в режиме реального времени. Евразийский экономический союз, членом которого является Россия, не стал исключением.

Предпосылки реализации проекта

В 2014 году государства — члены ЕАЭС договорились о разработке и реализации системы маркировки отдельных видов товаров легкой промышленности. Это решение было обус­ловлено формированием единого рынка товаров, в частности необходимостью углубить сотрудничество государств — членов ЕАЭС в сфере легкой промышленности, обеспечить защиту их экономических интересов за счет развития добросовестной конкуренции и минимизации ущерба от ввоза и незаконного оборота контрафактных товаров.

Систему маркировки товаров легкой промышленности решено внедрить как пилотный проект, и для начала в качестве пилотной группы выбраны предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха (код ТН ВЭД ЕАЭС 4303). Данная товарная позиция подобрана не случайно: по мнению независимых экспертов, на момент принятия решения в этом сегменте рынка складывалась критическая ситуация, так как более 50% изделий из натурального меха ввозилось на территорию ЕАЭС нелегально.

На территории каждого государства — члена ЕАЭС определен орган исполнительной власти, осуществляющий координацию деятельности по формированию и внедрению системы маркировки товаров, на территории своего государства. В Российской Федерации таким органом стала Федеральная налоговая служба.

Нормативная правовая база

8 сентября 2015 года в городе Гродно (Республика Беларусь) было подписано Соглашение о реализации в 2015–2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» (далее — Соглашение). Оно вступило в силу на территории государств — членов ЕАЭС 12 августа 2016 года.

В соответствии с нормами Соглашения на территории ЕАЭС запрещено приобретение, хранение, использование, транспортировка и продажа товаров, подлежащих маркировке, без контрольных (идентификационных) знаков либо с нанесенными на них контрольными (идентификационными) знаками в нарушение порядка маркировки. Кроме того, запрещено помещение таких товаров под таможенные процедуры реимпорта и выпуска для внутреннего потребления без наличия на них контрольных (идентификационных) знаков.

Вместе с тем правила реализации пилотного проекта, установленные Соглашением, во многом являются рамочными и, в свою очередь, должны детализироваться нормами национального законодательства государств — членов ЕАЭС.

На территории Российской Федерации Правительством РФ утверждены Правила реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» (далее — Правила)[1].

Этапы реализации

С самого начала важно было обеспечить максимально комфортное вхождение бизнеса в пилотный проект, поэтому в нем решено использовать только передовые «облачные», безбумажные технологии. Участникам системы не нужно тратить время на посещение налогового органа. Все свои действия они могут совершать, не ограничиваясь территориальными границами Российской Федерации, а также временными границами. Доступ к информационному ресурсу маркировки открыт для всех участников оборота товаров семь дней в неделю 24 часа в сутки из любой точки мира (при наличии сети интернет).

Разрабатывая информационный ресурс маркировки (далее — ИР), ФНС России понимала, что он представляет собой сложную систему электронного взаимодействия пользователей на всех этапах движения товара и информации о нем: от производителя (импортера) до конечного потребителя товара — физического лица, от таможенных и налоговых органов до уполномоченного лица контролирующего органа. Указанное взаимодействие осуществляется путем наполнения ИР данными обо всех произведенных, импортированных и реализованных товарах, подлежащих маркировке.

При этом взаимодействие национального сегмента с информационными системами федеральных органов исполнительной власти должно осуществляться средствами системы межведомственного электронного взаимодействия (сервисы СМЭВ). Одновременно ИР маркировки, являясь составной частью информационной системы маркировки товаров, должен взаимодействовать с другими национальными сегментами государств — членов ЕАЭС и информационной системой ЕЭК посредством интегрированной системы ЕАЭС.

Где узнать о маркировке подробнее 

ФНС России оказывала помощь участникам по вхождению в пилотный проект. На официальном сайте ФНС России (nalog.ru) был создан раздел «Система маркировки изделий из натурального меха», размещены видеоролик и информационно-просветительские материалы о последовательности действий при маркировке товаров. Представители службы принимают участие в выставках и встречах с представителями «мехового» бизнеса и иных мероприятиях, связанных с маркировкой. Кроме этого, работает контакт-центр и техническая поддержка.

С учетом поставленных целей, задач и сложностей пилотного проекта было принято решение до вступления в силу Соглашения провести на территории Российской Федерации соответствующий эксперимент, который и был запущен 1 апреля 2016 года. Эксперимент проходил на добровольной основе и предоставил участникам возможность постепенно адаптироваться к новым требованиям и протестировать технические возможности ИР маркировки, а также предоставить нам свои замечания и предложения по работе ресурса, то есть отчасти стать его разработчиками.

После вступления в силу Соглашения реализация пилотного проекта началась на территории всех государств — членов ЕАЭС. Участники эксперимента автоматически стали участниками пилотного проекта, что позволило им продолжить деятельность без остановок на изучение нормативной правовой базы, процессов маркировки, а также для маркировки товаров и доработки своих бизнес-процессов.

За время проведения эксперимента в ИР маркировки зарегистрировалось более 950 участников, заказано более 1,25 миллиона контрольных (идентификационных) знаков, что свидетельствует о желании добросовестного бизнеса протестировать функционал информационного ресурса до вступления в силу Соглашения.

В настоящее время в информационном ресурсе маркировки зарегистрировано более 7 тысяч участников оборота товаров. 85% из них являются ИП, 97% участников состоят в реестре среднего и малого предпринимательства.

Маркировка и RFID-метки

Маркировка товаров представляет собой нанесение на товары контрольных (идентификационных) знаков утвержденного образца в соответствии с правилами и сообщение соответствующих сведений в информационный ресурс. Только в России в рамках этого ресурса реализована функция прослеживаемости товаров от ввоза на территорию ЕАЭС или производства до реализации конечному потребителю: создан виртуальный склад товаров, и каждое действие всех участников оборота товаров по перемещению товаров фиксируется.

Так, например, для осуществления легального оборота товаров участникам пилотного проекта необходимо отмечать в установленные сроки сведения об обороте путем акцептования данных об обороте в личном кабинете ИР маркировки. Кроме этого, ИР маркировки осуществляет обмен с информационной системой ФТС России, которая при прохождении товарами таможни в режиме онлайн получает необходимые сведения из системы маркировки. Последняя, в свою очередь, получает информацию о таможенной стоимости и данные таможенных деклараций. Таким образом, серый импорт уже сегодня становится невозможным.

Все это позволяет автоматизировать контроль за оборотом товаров, подлежащих маркировке, в части выявления риск-факторов нарушений законодательства, регулирующего их оборот. Кроме того, обеспечивается удаленная организация и мониторинг контрольных мероприятий, а также взаимодействие уполномоченных контролирующих органов.

Как уже говорилось ранее, пилотный проект маркировки является уникальным. В нем используются новейшие технологии, в том числе и в контрольных (идентификационных) знаках. Такой знак представляет собой бланк строгой отчетности с несколькими степенями защиты и несколько идентификаторов, одним из которых является RFID-метка. То есть он содержит не только обычные средства защиты (QR-код, штрихкод), но и встроенную RFID-метку. Внутри бумажного «конвертика» находится чип с антенной. Информация записывается на метку и считывается с нее посредством радиосигнала (номер чипа, номер марки, уникальный номер единицы товара и так далее).

При этом сам контрольный (идентификационный) знак тоже уникален. Номер чипа формируется производителем данного чипа, номер марки — эмитентом, а уникальный номер единицы товара — информационным ресурсом «ЮНИСКАН/ГС1 РУС», обеспечивающим учет и хранение достоверных данных о товарах.

Одновременно с этим информация о маркированном товаре, то есть характеристики товара и идентификатор контрольного (идентификационного) знака, хранится в ИР маркировки. Таким образом, информацию нельзя будет удалить, подправить или иным образом вмешаться в нее, а у органов, осуществляющих контроль оборота товаров, появляется возможность проследить весь процесс прохождения товаров (от ввоза или изготовления до конечного потребителя).

Сделать заказ на приобретение контрольных (идентификационных) знаков можно через ИР маркировки. Их стоимость фиксирована (от 15 до 22 рублей в зависимости от способа изготовления) и включает в себя стоимость изготовления с учетом НДС, а также доставку до административных центров. Заявление на изготовление контрольных (идентификационных) знаков проходит обязательную проверку у оператора ИР маркировки (ФНС России). В случае его соответствия критериям, перечисленным в Правилах, заявка отправляется организации, осуществляющей изготовление и реализацию знаков, — эмитенту. На территории Российской Федерации эмитентом в соответствии с приказом ФНС России является АО «Гознак».

Промежуточные результаты

Уже сегодня можно говорить о положительных результатах проекта и об активном стремлении участников рынка легализовать свой бизнес. Согласно данным ФТС России и Росстата, количество товаров, произведенных и ввезенных на территорию РФ за девять месяцев 2015 года, составило 256 тысяч единиц. При этом только за два месяца реализации пилотного проекта, согласно данным, представленным в информационный ресурс маркировки, промаркировано более 1,25 миллиона изделий.

На сегодняшний день заказано и изготовлено более 4 миллионов контрольных (идентификационных) знаков, что в 12 раз больше официальной статистики оборота меховых изделий за 2015 год и в 1,5 раза больше прогнозных показателей отраслевых ассоциаций на 2016 год.

Что касается производства изделий из натурального меха на территории России, то на момент внедрения пилотного проекта, по данным Росстата, в стране существовало 20 крупных и средних производителей. Сейчас в информационном ресурсе маркировки уже зарегистрировано 132 производителя, 53 их которых за первые два месяца проекта произвели более чем по 500 изделий. Кроме того, ранее у налоговых органов не было информации о ведении предпринимательской деятельности в отношении более чем 20% участников пилотного проекта.

Что дальше?

Как известно, в настоящее время ФНС России реализует проект по внедрению контрольно-кассовой техники нового поколения. После внедрения облачной ККТ информация о фактах продажи маркированного товара будет передаваться в систему маркировки в автоматическом режиме, без участия человека. Также в планах ФНС России интеграция ИР маркировки с АСК НДС-2 и создание системы управления рисками (СУР).

Хотелось бы отметить, что пилотный проект постоянно развивается. Перед ним стоит ряд задач по усовершенствованию системы контроля оборота товаров, а также по улучшению работы ресурса, что необходимо для удобства работы всех участников проекта.


[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2016 года  № 787 «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции “Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха” и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2016 года № 235».

 





Поделиться