Версия для печати 2912 Материалы по теме
М. В. Мишустин
Эффективное налоговое администрирование: современный этап

Михаил Владимирович МИШУСТИН, руководитель Федеральной налоговой службы

В декабре 2015 года в Послании Федеральному cобранию Президент России В. В. Путин сформулировал поручение по формированию единого механизма администрирования налоговых, таможенных и иных фискальных платежей. Создание этой системы позволит государству обеспечить поступление доходов в бюджет, не прибегая к повышению налоговой нагрузки на граждан и бизнес.

Основные итоги

Вначале хотелось бы коротко остановиться на основных результатах работы Федеральной налоговой службы. Главный из них заключается в том, что даже в непростых экономических условиях сохраняется положительный тренд поступления налогов и сборов. В частности, в консолидированный бюджет Российской Федерации за девять месяцев текущего года поступило 10,5 триллиона рублей, что на 1% выше соответствующего периода 2015 года. Конечно, отрицательное влияние на динамику поступлений оказывает налог на добычу полезных ископаемых и его сокращение на 15,6% вследствие падения цены на нефть. Без учета нефтегазовых доходов поступления в консолидированный бюджет выросли на 6,2%. Причем это происходит в условиях, когда основные макроэкономические показатели снижаются. Напомню, что объем ВВП в первом полугодии сократился на 0,9%, инвестиции — на 4,3%, оборот розничной торговли — на 5,7%.

В целом за последние пять лет налоговые поступления в реальном выражении (с учетом инфляции) выросли на 16%. По темпам роста они опережали на десять процентных пунктов рост ВВП, который за этот период вырос на 6%.

Необходимо подчеркнуть, что налоговая служба не обладает инструментами прямого влияния на налоговую политику, занимаясь в первую очередь администрированием. Ее основным функционалом является контроль за соблюдением налогового законодательства, поэтому именно контрольную работу необходимо рассматривать как один из основных факторов повышения эффективности администрирования доходов.

В целом по результатам налоговых проверок за восемь месяцев 2016 года в бюджет поступило 143 миллиарда рублей, что на 19% больше аналогичного периода 2015 года. И в этих условиях количество проверок неуклонно снижается. В частности, за восемь месяцев оно снизилось на 10%, а взыскание с одной проверки выросло в 1,3 раза (до 6,5 миллиона рублей). Иными словами, ни одна проверка не проходит без начислений. Мы стали гораздо меньше проверять, но знаем, куда приходить, поскольку вся работа основана на риск-ориентированном подходе.

Добавлю, что количество споров с бизнесом за девять месяцев снизилось на 20%, а количество судебных дел уменьшилось в три раза. При этом значительная доля споров решается в пользу бюджета — порядка 80%.

Одним из основных факторов роста налоговых поступлений в условиях снижения ВВП стало повышение эффективности налогового администрирования за счет внедрения новых технологий. Работа системы АСК НДС (автоматизированной системы контроля за возмещением налога на добавленную стоимость) позволила в девять раз снизить количество случаев заявления о возмещении налога на добавленную стоимость высокорисковыми организациями. В результате направления автоматических требований о предоставлении пояснений свыше 9 тысяч налогоплательщиков за этот период уточнили свои налоговые обязательства. Мы стараемся минимизировать контрольные мероприятия, при этом расширяя сервисные каналы, для того чтобы было понятно, каковы критерии риска и каким образом мы подходим к проверкам.

Налоговая служба ведет большое количество отраслевых проектов, которые заключаются в мониторинге прозрачности отраслей — ИТ-дистрибуции, ювелирной отрасли, алкогольного рынка. В частности, анализ налоговых обязательств, заявленных налогоплательщиками, входящими в состав пяти крупнейших ИТ-дистрибьюторов, свидетельствует о росте налоговых платежей более чем в 2,7 раза. Кроме того, в результате отказа от серых схем импорта таможенные платежи выросли в четыре раза — с 7,8 миллиарда рублей до 31,4 миллиарда.

Серьезная работа проводится по легализации теневого рынка алкогольной продукции. Мы обеспечиваем информационную интеграцию с Росалкогольрегулированием в рамках синхронизации данных ЕГАИС по производству и обороту алкогольной продукции с данными налоговых деклараций по акцизам. Тем самым мы стремимся оперативно контролировать соответствие задекларированных объемов алкогольной продукции и уплаты акциза. За последние пять месяцев налоговая служба совместно с правоохранительными органами провела целый ряд контрольных мероприятий и пресекла масштабную схему уклонения от уплаты налогов, не допустив ее распространения на другие субъекты РФ. Итогом всей этой работы стал рост поступлений акцизов на крепкую алкогольную продукцию — за девять месяцев он составил 123,4%.

Новые задачи налоговой службы

Работа в части создания единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей ведется по нескольким направлениям. Первое из них — углубление межведомственного обмена информацией при проведении контрольных мероприятий. Эффект очевиден уже сегодня: в первом полугодии 2016 года по результатам налоговых проверок с использованием информации таможенных органов было доначислено 40 миллиардов рублей, что на 37 миллиардов больше, чем за аналогичный период 2015 года.

Второе направление — определение основных векторов создания единой информационной системы контроля в части смежных процессов налогового и таможенного администрирования. Предварительно определены 80 смежных бизнес-процессов налогового и таможенного администрирования, проведено их подробное описание и анализ. В итоге будет создан интегрированный информационный ресурс налоговой и таможенной информации об участниках внешнеэкономической деятельности с оценкой их благонадежности по налоговым и таможенным рискам. В дальнейшем модули налоговых и таможенных рисков будут интегрированы в автоматизированную систему АСК НДС, что позволит контролировать реальную таможенную стоимость товара и уплату налогов и таможенных пошлин с момента импорта до розничной реализации.

Третье направление нашей работы заключается в выстраивании системы прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС. В 2016 году мы реализовали пилотный проект по введению маркировки изделий из меха. Цели проекта — противодействие нелегальному ввозу товаров, производству контрафакта и так далее. Первые результаты таковы: по данным системы маркировки, розничная продажа меховых изделий в 2,5 раза превысила показатели маркетинговых исследований за аналогичный период прошлого года. С начала реализации пилотного проекта 20% участников мехового рынка легализовались в системе маркировки. Ранее они вообще не были зарегистрированы как налогоплательщики и не сдавали никакой налоговой отчетности.

Следующим этапом должно стать обеление рынка импортных товаров. Это предполагает создание системы документальной прослеживаемости импортных товаров на территориях государств — членов ЕАЭС. Сроки внедрения данной системы определены распоряжением Евразийского межправительственного совета. Реализация пилотного проекта, к которому мы активно готовимся, начнется 1 февраля 2018 года.

Контрольно-кассовая техника

Новая технология применения контрольно-кассовой техники — передача информации с ККТ в налоговые органы в режиме онлайн — должна замкнуть цепь контроля за движением товара на розничной торговле, где сконцентрирован основной наличный оборот и высоки риски налоговых правонарушений. Именно на этот сегмент приходится большая часть недопоступлений налогов в местные бюджеты. После успешной реализации проекта в четырех пилотных регионах (Москве, Республике Татарстан, Калужской и Московской областях) соответствующее законодательство было принято. Мы активно готовимся к тому, что к февралю 2017 года к системе добровольно присоединятся те виды деятельности, для которых предусмотрена возможность работы с контрольно-кассовой техникой.

Администрирование страховых взносов

С 1 января 2017 года Федеральная налоговая служба приступает к администрированию страховых взносов в государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Все соответствующие законодательные нормы приняты, и мы активно к этому готовимся.

Отмечу, что новый порядок администрирования страховых взносов станет более комфортным для налогоплательщиков. Во-первых, будет реализован принцип одного окна: существующие в настоящее время четыре основные формы отчетности по страховым взносам будут объединены в одну. В состав расчета будут включаться персональные данные физических лиц, которые с использованием соответствующих технологий затем будут передаваться в Пенсионный фонд и соответствующие фонды. Во-вторых, вместо трех проверяющих органов будет один, кроме того, будет единый порядок и единые методологические правила при администрировании. Таким образом, с точки зрения администрирования страховых взносов фонды не будут вовлечены в процесс взаимодействия с налогоплательщиком и его контроля, при этом сами налогоплательщики не почувствуют смену администратора. Ни сроки уплаты, ни тарифы соответствующих страховых взносов, включая льготные категории, не изменяются.

К настоящему времени все необходимые организационные мероприятия проведены. Мы рассчитываем на эффективность этой меры, поскольку по своей сути администрирование страховых взносов очень похоже на администрирование налога на доходы физических лиц. Все инструменты, которыми владеет налоговая служба, будут применены для того, чтобы каждая причитающаяся государству копейка была получена.

Дополнительные функции

Информационные технологии позволяют нам справляться с реализацией большого количества дополнительных функций. В частности, буквально за шесть месяцев был создан реестр субъектов малого бизнеса, который позволяет автоматически присваивать соответствующий статус организациям и индивидуальным предпринимателям. Запущен ресурс, содержащий информацию не только о категории субъекта МСП, но и о его видах деятельности, производимой продукции, полученных лицензиях, участии в закупках. Он позволяет получить выписку самостоятельно, без хождения по каким-либо инстанциям.

В текущем году мы также активно занимаемся созданием единого федерального электронного реестра записей актов гражданского состояния. Сегодня полномочия загсов — всего по стране их порядка шести тысяч — делегированы с федерального уровня на региональный, а затем во многих случаях и на муниципальный уровень. В результате единая информационная система загсов фактически не сложилась. На федеральном уровне отсутствует единая актуальная учетная база по всем физическим лицам. Мы намерены добиться соответствия между актом гражданского состояния и федеральной записью, которая будет доступна всем остальным органам власти. В ближайшее время предстоит инвентаризовать эту систему. Единый государственный реестр ЗАГС станет основой для создания регистра населения Российской Федерации, который позволит перейти на адресное предоставление льгот, точный расчет потребностей в социальной сфере. Таким образом, повысится эффективность бюджетных расходов.

Налоговая служба придает большое значение вопросам администрирования региональных и местных налогов. За девять месяцев темп роста налоговых поступлений налогов в региональные бюджеты составил 106%. Высокие темпы роста показывает налог на доходы физических лиц, формирующий порядка 40% поступлений в региональные бюджеты и 65% — в местные бюджеты, — 107,7%.

Что касается имущественных налогов, то в силу того, что сроки их уплаты сдвинуты на 1 декабря, результаты собираемости указанных налогов можно будет оценить по концу года. В то же время по 2015 году темп роста поступлений имущественных налогов составлял 112%. В текущем году значительную долю в этих поступлениях будет иметь налог на имущество организаций — порядка 68%, а общий рост поступлений налогов ожидается на уровне 9%.

Законодателем начиная с 2013 года введена льгота, связанная с освобождением от налогообложения вновь вводимого движимого имущества, что продолжает оказывать негативное влияние на темпы поступлений налога на имущество организаций. Что касается налога на имущество физических лиц, то в текущем году мы оцениваем рост поступлений по нему на уровне порядка 9%. Напомню также, что в 28 субъектах РФ налог на имущество физических лиц за 2015 год впервые исчисляется исходя их кадастровой оценки вместо инвентаризационной. Данные оценки достаточно серьезно различаются, в связи с чем в этих регионах ставка по налогу соответствующим образом снижена и сохранены все льготы, которые существовали до этого.

По итогам 2016 года мы планируем собрать порядка 140 миллиардов рублей транспортного налога. Прирост к уровню 2015 года будет минимальным, что обусловлено неизменностью количества объектов налогообложения (самих автомобилей), а также тем, что субъекты РФ сохранили размеры налоговых ставок и льгот на уровне 2015 года.

Отдельно хотелось бы остановиться на вопросе организации налогового администрирования в Республике Крым. ФНС России одной из первых организовала работу своих территориальных подразделений в этом регионе. При этом в течение переходного периода (то есть фактически всего 2014 года) в Крыму администрирование параллельно велось по старым и новым российским правилам. В апреле 2014 года на всей территории Крыма были созданы регистрационные центры, которые оказывали услуги по перерегистрации компаний, индивидуальных предпринимателей по российскому законодательству. Если в 2014–2015 годах мы говорили о настройке налогового администрирования в Крыму, то в 2016 году оно уже осуществляется в полной мере по всем процедурам, включая контрольные мероприятия, в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности с Налоговым кодексом.

Сегодня в Крыму зарегистрированы и поставлены на налоговый учет уже более 40 тысяч юридических лиц и около 80 тысяч индивидуальных предпринимателей. За девять месяцев 2016 года в консолидированный бюджет Российской Федерации по Республике Крым и городу Севастополю поступило более 43 миллиардов рублей, что на 36% больше, чем за аналогичный период 2015 года.

Новые технологии

В заключение несколько слов об информационных технологиях, которые налоговая служба активно применяет в своей деятельности. Мы внедрили два первых функциональных блока автоматизированной информационной системы «Налог-3» — централизованной системы, которая концентрирует всю информацию о налогоплательщиках.

В начале 2015 года внедрен первый функциональный блок по государственной регистрации и учету налогоплательщиков, и сегодня регистрация по всей стране осуществляется в централизованной базе в онлайн-режиме.

В конце 2015 года внедрен второй функциональный блок по администрированию имущественных налогов физических лиц, и теперь администрирование имущественных налогов физических лиц ведется в новой системе на федеральном уровне. Создана централизованная федеральная база данных имущественных налогов, объектов собственности и фактов владения недвижимостью. Сегодня уже сформировано единое уведомление на оплату транспортного, имущественного и земельного налогов физическими лицами и началась их рассылка.

Налогоплательщик имеет возможность воспользоваться любым из 48 электронных сервисов, размещенных на сайте службы, чтобы оперативно и качественно решать вопросы, связанные с запросами в налоговую систему. Кроме того, мы формализовали практически все вопросы, по которым люди приходят в инспекцию. Среднее время ожидания в инспекции по стране сегодня составляет всего 13,5 минуты, по Москве — 8,5 минуты.

Убежден, что информационные технологии, применяемые службой, а также усилия по созданию единого целостного механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей помогут нам справиться с задачами эффективного администрирования и поступления необходимых запланированных доходов во все уровни бюджетной системы.


Поделиться