Мы уже привыкли к тому, что налоговая служба справляется с формированием налоговых поступлений в бюджет в требуемом объеме, и многие эксперты признают, что как ресурс увеличения поступления доходов в бюджет это направление себя уже практически исчерпало. Но так было далеко не всегда. Сегодня мы побеседовали с человеком, который стоял у самых истоков создания налоговой полиции и является автором методик расследования налоговых преступлений — Ильей Ильичом КУЧЕРОВЫМ.
— Илья Ильич, ваша карьера интересна как с точки зрения количества мест службы и уровня занимаемых должностей, так и с точки зрения редкого сочетания обширной научной деятельности и внушительных управленческих навыков. При этом вы остаетесь верны теме противоборства налоговым преступлениям. Чем вы руководствовались при выборе этой темы или имело место вмешательство случая?
— В 1992 году, будучи сотрудником милиции, я поступил в очную адъюнктуру Всероссийского научно- исследовательского института МВД и в этом научном заведении по прошествии трех лет подготовил и защитил кандидатскую диссертацию по теме «Расследование налоговых преступлений». Надо сказать, что в 1995 году тема борьбы с налоговой преступностью была исключительно актуальна, но соответствующие методики расследования отсутствовали.
Мне была предоставлена возможность проанализировать несколько сотен первых уголовных дел, которые возбуждались по фактам уклонения от уплаты налогов, и на этой основе, собственно, и была подготовлена авторская методика расследования налоговых преступлений, которая впоследствии официально использовалась в Федеральной службе налоговой полиции. Именно это обстоятельство предопределило мой последующий переход на службу в систему налоговой полиции — сначала в Академию налоговой полиции, а спустя некоторое время уже и в центральный аппарат ФСНП России.
— В период с 1996 до 2001 год вы работали в Академии налоговой полиции ФСНП России и прошли путь от преподавателя до заведующего кафедрой финансового права, валютного и таможенного регулирования. Это было уникальное учебное заведение, в котором готовили первых профессиональных налоговых полицейских XXI века. То есть фактически универсалов, разбирающихся в области юриспруденции, финансов, оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной деятельности.
— Да, Академия налоговой полиции во многом была уникальным учебным заведением. Меня взяли на кафедру практически с момента ее основания. Изначально мы постарались задать такой учебный формат, который позволил бы выпускникам иметь основательные знания в области правовой материи, но при этом хорошо разбираться в экономических процессах. На мой взгляд, это в значительной степени нам удалось. По крайней мере, впоследствии мои ученики демонстрировали на службе очень хорошие результаты — в налоговой полиции, иных правоохранительных и контролирующих органах, а также в бизнесе.
— Период вашей работы в департаменте по связям с Федеральным собранием и общественными организациями аппарата Правительства РФ был непродолжительным, но вы отзываетесь о нем как об очень серьезной школе. Чем он так ценен?
— Это очень важный момент в моей жизни. Во-первых, должен сказать, что это великая школа для любого госслужащего, потому что уровень культуры работы с документами там высочайший. И, наверное, именно там мне привили известную тщательность при работе с каждым документом.
Во-вторых, этот период был примечателен тем, что мне поручили отслеживать процесс, связанный с обсуждением проекта закона о федеральном бюджете, в целях выявления проблем. Напомню, что до этого подобные законы принимались, как правило, когда уже наступил очередной финансовый год. Конечно, моя заслуга в этом процессе была невелика, но факт остается фактом, закон о бюджете был принят вовремя.
— Позднее вы служили на руководящих должностях в Федеральной службе налоговой полиции и в МВД России. Как осуществлялась борьба с налоговыми преступлениями? Как на протяжении почти двух десятилетий принципиально менялись механизмы взаимодействия и порядок привлечения к ответственности по налоговым преступлениям?
— Налоговая полиция создавалась во времена жесточайшего бюджетного дефицита, во многом обусловленного неуплатой налогов. В начале девяностых годов Российская Федерация фактически представляла собой страну, в которой господствовал налоговый нигилизм. В среде предпринимателей уплата налогов считалась в тот период неоправданным расточительством. Помню, как налоговой полиции ставилась задача взыскать в бюджет хотя бы еще несколько дополнительных сотен миллионов рублей. В то время, если помните, в бюджете недоставало денежных средств даже на выплату пенсий и зарплат госслужащим. Справедливости ради смею заметить, что за очень короткий период времени малочисленная по составу налоговая полиция смогла существенно повысить уровень налоговой дисциплины. Можно сказать, что налоговая полиция свою задачу выполнила, и к моменту ее упразднения в 2003 году проблема бюджетного дефицита в целом разрешилась.
Позднее, когда функция расследования налоговых преступлений была передана МВД, мне довелось принять участие в создании подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям — налоговой милиции. И эта система исправно работала, с ее помощью удавалось обеспечивать противодействие уклонению от уплаты налогов на должном уровне.
Трудно комментировать ситуацию, возникшую после. На мой взгляд, возможно, были объективные предпосылки к тому, чтобы снизить уровень репрессий в налоговой сфере, тем более что налоговые органы в настоящее время вполне справляются с формированием налоговых доходов бюджетов бюджетной системы. Вероятно, положение дел в современной действительности таково, что полицейское присутствие в налоговой сфере уже избыточно, однако твердо убежден, что факты уклонения от уплаты налогов еще не скоро уйдут в прошлое.
— В 2008 году из МВД вы перешли в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора.
— Да, и считаю данный этап очень значимым для себя периодом служебной деятельности. Как всем известно, это ведомство осуществляло финансово-бюджетный контроль и надзор, валютный контроль и внешний контроль качества работы аудиторских организаций. За период работы в службе в той или иной степени был причастен к работе всех этих направлений.
— То есть на протяжении всей своей карьеры вы создавали соответствующие правовые нормы, контрольные методики, методики расследования, организационные структуры.
— Да, все это сопровождалось необходимостью внесения изменений в законодательство. Надо сказать, что и в этой части чрезвычайно пригодился опыт работы в аппарате Правительства РФ, поскольку законодательные изменения приходилось согласовывать с многочисленными федеральными органами исполнительной власти, отстаивать на комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности.
— Получается, вы имеете непосредственное отношение ко многим изменениям валютного, бюджетного, налогового и уголовного законодательства. Слышала, что в шутку вы называете себя представителем боевого крыла финансового права. Почему?
— Потому что, будучи профессором кафедры финансового права, валютного и таможенного регулирования и одновременно правоохранителем и контролером, весь свой научный и служебный интерес связывал прежде всего с защитой сферы публичных финансов — будь то налоговая, бюджетная, валютно-денежная или аудиторская сфера. На мой взгляд, все это исключительно важно с точки зрения обеспечения суверенитета и благополучия Российской Федерации. Убежден, что финансовая безопасность является важнейшей слагаемой безопасности национальной.
— Если наложить факты вашей биографии на календарь и изменения в полномочиях ведомств, то становится очевидным, что места работы вы меняли вслед за передачей той или иной функции в то или иное ведомство. Это так?
— Все верно. Функция расследования налоговых преступлений передавалась от ФСНП России в МВД России, затем возникли новые задачи уже в формате Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Все это в значительной степени и предопределяло мою профессиональную судьбу.
— А случались ли в процессе службы экстремальные ситуации?
— Пожалуй. Был в моей биографии и такой достаточно продолжительный и непростой период службы, когда приходилось выполнять особые задачи в зоне контртеррористических операций на Северном Кавказе.
— Илья Ильич, подойдем с другой стороны. Бытует мнение, что ученый, методолог — это прежде всего теоретик. Ваша биография опровергает этот тезис — на протяжении многих лет вы, опубликовавший более сотни научных трудов по различным правовым проблемам, органично совмещаете теорию с практикой, возглавляя работу управлений в серьезных службах, и даже в горячих точках бывали. Как это вышло?
— На самом деле мне все эти годы удавалось совмещать госслужбу и научную деятельность. И хочу отметить, что одно очень хорошо дополняет другое. Наука всегда помогала мне решать практические задачи, а служебный опыт позволял уверенно чувствовать себя как в научной, так и в образовательной сферах.
— В настоящее время вы занимаете пост заместителя директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Насколько изменилась сфера ваших профессиональных интересов?
— Могу сказать, что в нынешнем уже сугубо научном статусе я занимаюсь во многом сходными правовыми вопросами и проблемами. Кроме того, научный интерес к сфере финансовой безопасности также сохранился. Полагаю, что еще предстоит много чего сделать, поскольку научная проработанность и законодательное обеспечение финансово-правовой сферы еще не достигли такого уровня, чтобы можно было не беспокоиться. Следует заметить, что основная деятельность института сводится к подготовке научно-обоснованных заключений по проектам большинства законодательных актов, поступающих на рассмотрение в Правительство РФ. Это многократно повышает уровень ответственности в нашей работе.
— С вашими специалистами консультируются те органы власти, которые намерены инициировать какое-либо изменение в законодательство?
— Да, и очень часто. И наше мнение, как правило, принимается во внимание.
— Илья Ильич, вы родились в семье военнослужащего и в детстве мечтали…
— О военной карьере. А идея стать юристом возникла у меня уже в 20-летнем возрасте, после срочной службы в армии. При этом тот факт, что замечательный Саратовский юридический институт, в который в конечном счете я и поступил, был расположен ближе всего к месту моего проживания, считаю чистым совпадением. К слову, с первого же дня учебы мне стало понятно, что сделан правильный выбор, в котором я впоследствии ни разу не усомнился.
Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА
Справка «Бюджета»
Илья Ильич Кучеров родился 8 сентября 1965 года в Саратове. В 1991 году окончил Саратовский юридический институт им. Д. И. Курского по специальности «правоведение», в 1995 году — очную адъюнктуру при научно-исследовательской лаборатории проблем уголовно-процессуальной деятельности ВНИИ МВД России.
Имеет ученую степень доктора юридических наук и ученое звание профессора по кафедре финансового права, валютного и таможенного регулирования. Является автором ряда научных работ по проблемам финансовой безопасности и финансового контроля, расследования налоговых и иных экономических преступлений, по бюджетному и налоговому праву, валютному регулированию и денежному обращению.
1984–1986 годы — служба в Советской армии.
1987–1992 годы — Приволжское УВДТ, милиционер; ГУВД Саратовской области, дознаватель, следователь.
1996–2001 годы — Академия налоговой полиции ФСНП России, преподаватель, доцент, заместитель начальника, начальник кафедры.
2001–2001 годы — аппарат Правительства РФ, консультант отдела департамента по связям с Федеральным собранием и общественными организациями.
2001–2003 годы — Федеральная служба налоговой полиции РФ, заместитель начальника Главного следственного управления, начальник Правового управления.
2003–2008 годы — Министерство внутренних дел РФ, заместитель начальника Главного правового управления.
2008–2016 годы — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, начальник Правового управления, заместитель руководителя.
С марта 2016 года по настоящее время — заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.
В период службы в органах внутренних дел неоднократно выезжал в служебные командировки на территорию Северо-Кавказского региона для выполнения особых заданий. Ветеран боевых действий.
На государственной службе присвоены специальное звание «генерал-майор милиции» и классный чин «действительный государственный советник РФ 3-го класса».
Указом Президента РФ присвоено почетное звание «Заслуженный юрист РФ». Отмечен многочисленными ведомственными наградами ФСНП России, МВД России, Минфина России и ФНС России.