25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 9293 Материалы по теме
Д. В. Егоров
Налоговый мониторинг — цифровое будущее налогового контроля

Начиная с 1 января 2016 года Федеральная налоговая служба применяет такую форму налогового контроля, как налоговый мониторинг. Что это за инструмент и в чем его преимущества, «Бюджету» рассказал заместитель руководителя ФНС России Даниил Вячеславович ЕГОРОВ.

— Даниил Вячеславович, какие современные тенденции предопределили внедрение налогового мониторинга?

— В условиях цифровой экономики внедрение информационных технологий становится одним из факторов, обеспечивающих высокую скорость принятия управленческих решений, что в свою очередь требует мгновенного получения и анализа информации из всех возможных источников. Все больше организаций представляют налоговую отчетность в электронном виде. Документооборот активно переходит в виртуальную сферу. Обмен документами (информацией) в электронном виде также способствует дальнейшей трансформации как модели ведения бизнеса и бизнес-процессов организаций, так и традиционной концепции налогового контроля. В этом контексте такая форма налогового контроля, как налоговый мониторинг, которую Федеральная налоговая служба реализует с 1 января 2016 года, стала новым инструментом — цифровым будущим налогового контроля.

Налоговый мониторинг преду­сматривает переход от традиционных форм налогового контроля, таких как выездные и камеральные проверки, к расширенному информационному взаимодействию, предусматривающему доступ к данным налогоплательщика в режиме реального времени. Такой переход способствует сокращению сроков закрытия налогового периода с 4,6 года при традиционной системе до 1,9 года при проведении налогового мониторинга.

— Налоговый мониторинг применяется с согласия организации. Зачем компании это нужно? Какую выгоду она будет иметь, решив подвергнуться данной процедуре?

— Для организаций вступление в налоговый мониторинг — возможность сократить объем запрашиваемых документов. Кроме того, он позволяет значительно снизить налоговые риски за счет возможности заранее узнавать о позиции налогового органа по планируемым и совершенным сделкам в виде мотивированного мнения налогового органа, что гарантирует отсутствие санкций в виде пени и штрафов.

При планировании перехода на налоговый мониторинг организация может обратиться в налоговый орган за получением необходимых разъяснений. Коллеги из Федеральной налоговой службы совместно с налоговым органом проведут ознакомительную презентацию, расскажут о требованиях, установленных нормативными правовыми актами к участникам налогового мониторинга, обсудят лучшие практики и примеры. После того как организация получит полное представление о налоговом мониторинге, она должна разработать дорожную карту по переходу на данную форму налогового контроля и направить ее в налоговый орган.

Дорожная карта предусматривает подготовку и согласование с налоговым органом проекта регламента информационного взаимодействия. Также в рамках подготовки к налоговому мониторингу проводится первичное знакомство и обучение сотрудников налогового органа работе в системах организации. Ведь не секрет, что эффективное налоговое администрирование таких налогоплательщиков требует от сотрудников налоговых органов качественно иного уровня знаний: понимания структуры и специфики деятельности компании, ее долгосрочной стратегии и бизнес-модели, экономической сущности проводимых транзакций и особенностей заключаемых сделок, сферы ее деятельности, используемых информационных систем, процедур учета, внутреннего контроля и так далее.

— Какие компании могут стать участниками налогового мониторинга?

— Для перехода к процедуре налогового мониторинга организация должна соответствовать одновременно нескольким критериям. Они установлены в пункте 3 статьи 105.26 Налогового кодекса. А именно: совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организации и НДПИ, подлежащих уплате в бюджет РФ за предшествующий календарный год (без учета налогов к уплате в связи с ввозом-вывозом товаров), должна составлять не менее 300 миллионов рублей, а суммарный объем полученных доходов, по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, — не менее трех миллиардов рублей. И наконец, совокупная стоимость активов, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря предшествующего календарного года, должна быть не менее трех миллиардов рублей.

— Сколько компаний на сегодняшний день уже перешли на налоговый мониторинг?

— В 2017 году участниками налогового мониторинга стали организации, осуществляющие деятельность в сфере добычи нефти и производства нефтепродуктов (участники группы ПАО «Роснефть», ООО «Заполярнефть»), добычи природного газа (участники группы «Новатэк»), производства и торговли (ООО «Руссоль», ООО «Юнилевер Русь»), производства и передачи электрической и тепловой энергии (ПАО «ИнтерРАО»). А также оказания услуг связи, вещания и телевидения (ПАО «Мегафон», ПАО «МТС»), осуществления финансовой деятельности (АО «Банк “Национальный Клиринговый Центр”», ООО «Эйч-эс-би-си Банк (РР)»), оказания профессиональных и консультационных услуг («Эрнст энд Янг»).

С 2018 года еще пять организаций переходят на налоговый мониторинг. Это компания «Аэрофлот», «Телекомпания НТВ», представитель отрасли информационных технологий — компания «Гугл», а также дочерние компании группы «ЛУКОЙЛ» и «Норильский никель».

Справка «Бюджета» Налоговый мониторинг — это форма налогового контроля, позволяющая проверять правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сбо- ров, страховых взносов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика — организацию (пункт 1 статьи 105 26 НК РФ). Налоговый мониторинг подразумевает расширенное информационное взаимодействие, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реаль- ного времени к данным бухгалтерского и налогового учета, а взамен получает право в случае наличия сомнений запросить у налогового органа мотивированное мнение по вопросу налоговых последствий совершаемых сделок. Режим налогового мониторинга существенно ускоряет решение спорных ситуаций о применении налогового законодательства и позво- ляет налогоплательщику избежать в будущем доначислений сумм налогов, пеней и штрафов, а также снижает бремя налогового контроля.

— Кроме соответствия условиям, установленным законодательством, какие еще требования предъявляются к компаниям, решившим перейти на налоговый мониторинг?

— Одним из критериев вхождения налогоплательщика в налоговый мониторинг является техническая готовность к информационному взаимодействию на основе выбранной им модели: посредством предоставления налоговому органу удаленного доступа к системам либо посредством обмена информацией через специализированного оператора электронного документооборота. Информацию о выбранной модели взаимодействия организация отражает в регламенте информационного взаимодействия, требования к которому утверждены приказом ФНС России от 21 апреля 2017 года № ММВ-7-15/323@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним».

Помимо порядка предоставления налоговому органу доступа к информационным системам организации Требования к регламенту информационного взаимодействия определяют функциональные возможности информационной системы организации и правила работы в ней. А также порядок и сроки представления документов (информации), связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов, страховых взносов; раскрытие сведений об организационных формах и способах ведения бухгалтерского учета; структуру раскрытия показателей налоговой отчетности; порядок и сроки внесения изменений в регламент информационного взаимодействия в случае изменения законодательства РФ о налогах и сборах и (или) законодательства РФ о бухгалтерском учете.

Непосредственный доступ к данным в режиме реального времени позволяет налоговому органу системно отслеживать операции, осуществляемые организацией, быстро и с высокой точностью оценивать корректность сформированных показателей налоговой декларации. Тем самым у налогоплательщика обеспечивается уверенность в отсутствии неучтенных событий и операций.

— К каким данным, кроме бухгалтерского и налогового учета, компании предоставляют доступ налоговому органу?

— В рамках расширенного взаимодействия с налоговым органом действующие участники налогового мониторинга на постоянной основе не только раскрывают данные бухгалтерского и налогового учета, но и представляют информацию о системе внутреннего контроля, об уровне ее организации. Требования к организации системы внутреннего контроля для организаций, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, утверждены приказом ФНС России от 16 июня 2017 года № ММВ-7-15/509@ и вступили в силу с 16 октября 2017 года.

Система внутреннего контроля организации должна обеспечивать правильность исчисления (удержания), полноту и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов; достоверность, полноту и своевременность отражения результатов финансово-хозяйственной деятельности организации в отчетности; соблюдение законодательства РФ при совершении фактов хозяйственной жизни; своевременно выявлять, исправлять и предотвращать ошибки (искажения) в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности. Раскрытие данной информации обеспечивает формирование у налогового органа комплексного понимания существующих процессов внутреннего контроля.

Согласно требованиям к системе внутреннего контроля организации необходимо раскрыть информацию о пяти структурных компонентах, в том числе о контрольной среде, системе выявления и оценки рисков, используемых контрольных процедурах, а также информационных системах, в которых данные процедуры реализованы, и системе оценки эффективности и мониторинга результатов внутреннего контроля. Каждый структурный компонент является неотъемлемой составляющей системы внутреннего контроля и обеспечивает эффективность ее функционирования. Для каждого из компонентов предусмотрены требования по раскрытию информации.

Основой внутреннего контроля является система выявления и оценки рисков. Организация, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, раскрывает налоговому органу информацию о рисках по направлениям их выявления, представляющим собой группы рисков, непосредственно связанных с бизнес-процессами организации. Раскрытие информации об уровне риска позволяет налоговому органу провести анализ качественных и количественных аспектов выявленных рисков и дать оценку риск-аппетиту организации — ее склонности к осуществлению рисковых операций, ведению бизнеса, связанного с рисковыми сегментами экономики, консервативности или агрессивности используемой стратегии управления рисками. Раскрытие информации о рисках осуществляется на основе принципа существенности. Организация должна сформировать перечень контрольных процедур, направленных на предупреждение или минимизацию рисков, влияющих на достижение ее целей.

Налоговый орган по результатам анализа матрицы рисков и контрольных процедур выявляет случаи, когда риски были идентифицированы налоговым органом, но не были идентифицированы организацией; когда в отношении высокорисковых операций не применяются контрольные процедуры; когда описание контрольных процедур не соответствует порядку их выполнения; когда в отношении проводимых операций применяются ручные контрольные процедуры; когда частота проведения контрольных процедур не соответствует частоте осуществления операций. То есть матрица рисков и контрольных процедур становится инструментом реализации риск-ориентированного подхода в рамках налогового мониторинга. Результаты анализа матрицы рисков и контрольных процедур составляют основу для планирования мероприятий налогового контроля при проведении налогового мониторинга, определяют метод проверки (сплошной или выборочный), мероприятия налогового контроля, объем документов, необходимых для проверки, и прочее.

Таким образом, в рамках проведения налогового мониторинга компания оценивает уровень своей системы внутреннего контроля по таким критериям, как наличие утвержденной стратегии управления рисками, вовлеченность собственника организации или его представителей в процесс оценки эффективности системы внутреннего контроля, реализация процедур автоматизированного контроля в информационных системах бухгалтерского учета и подготовки финансовой, налоговой отчетности, в том числе наличие в информационных системах контролей, выполняемых в режиме реального времени. На основе рассчитанного интегрального показателя система внутреннего контроля организации может быть отнесена к одному из пяти уровней, характеризующих ее состояние с точки зрения управляемости, контролируемости и эффективности. При таком подходе компания получает направления для разработки мероприятий, направленных на совершенствование системы внутреннего контроля, а налоговый орган получает возможность уже на этапе планирования соответствующих мероприятий оценивать корректность, достаточность и надежность внедряемых контрольных процедур.

— Важным инструментом налогового мониторинга является мотивированное мнение налогового органа. Сколько таких документов было составлено?

— Всего за время проведения налогового мониторинга выпущено 16 мотивированных мнений, основная часть из них составлена в отношении налога на прибыль. Организации запрашивают мотивированные мнения по различным основаниям, которые можно классифицировать следующим образом: неопределенная налоговая позиция, согласование существенной сделки и методологический вопрос.

Некоторые запросы касаются планируемых сделок. Раньше организации опирались на собственное мнение и привлекали профессиональных налоговых консультантов, а затем ожидали решения камеральной или выездной налоговой проверки, в результате которой налоговый орган мог оспорить правильность применения норм Налогового кодекса. Это приводило к судебным тяжбам и отвлечению ресурсов организации — расходы на юристов, неясная судьба оспариваемых сумм и так далее. Даже если организации удавалось доказать свою правоту в судах различных инстанций, издержки были значительны. Сейчас мотивированные мнения позволяют избежать таких временных и финансовых затрат как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов.

— Какие перспективы вы связываете с развитием налогового мониторинга?

— Что же касается планов по дальнейшему развитию этой формы контроля, то в связи с тем, что налоговый мониторинг проводится на основе матрицы рисков и контрольных процедур налогоплательщика, необходимо совершенствовать данное направление, так как оно позволяет применять риск-ориентированный подход, направленный на проверку высокорисковых операций. Но все же основными направлениями развития налогового мониторинга являются стандартизация требований к раскрытию показателей налогового учета, налоговой и финансовой отчетности, а также разработка стандартного файла налогового аудита для автоматической проверки данных учета и отчетности.

Реализация указанных направлений позволит снизить влияние человеческого фактора, повысить точность налогового контроля и автоматизировать его. Налоговый контроль будет встроен во внутренние бизнес-процессы организаций и осуществляться незаметно для налогоплательщиков. В заключение хотелось бы отметить, что налоговый мониторинг обеспечивает качественно новый уровень реализации налогового контроля, направленный на выстраивание доверительных отношений между бизнесом и государством.

Подготовила О. В. ИЗУТОВА

 


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно