Версия для печати 2863 Материалы по теме
Фото с мероприятия
Решать проблемы, объединив усилия

В Торгово-промышленной палате РФ в рамках XIII Всероссийского налогового форума 2017 прошел круглый стол «Налогообложение малого бизнеса».

 Налоговые спецрежимы — за…

Одна из главных характеристик налоговой системы государства — наличие инструментов, направленных на создание благоприятных экономических и финансовых условий для организаций и индивидуальных предпринимателей, относящихся к сфере малого бизнеса. Между тем применение специальных налоговых режимов, предусматривающих освобождение от НДС, ограничивает малый бизнес в части выбора контрагентов, разъединяя плательщиков и неплательщиков НДС, что нарушает принцип налоговой нейтральности и ослабляет кооперационные связи между хозяйствующими субъектами.

В результате существующей на настоящий момент практики применения специальных налоговых режимов субъекты малого бизнеса несут двойные потери: не имея возможности зачесть НДС с приобретаемой продукции от организации-плательщика НДС, они вынуждены снижать цены на сумму данного налога при поставке продукции покупателю-плательщику НДС. Очевидно, решить эту проблему позволит предоставление субъектам малого бизнеса права добровольного выбора НДС и уплаты его по льготной ставке.

«В настоящий момент вклад малого бизнеса в экономику России не столь значителен — всего 19 процентов, — как в других странах, а это значит, нужно активизировать работу в данном направлении», — считает профессор Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета при Правительстве РФ М. Р. Пинская.

Она убеждена: не стоит рассматривать налогообложение как панацею от всех «болезней», присущих государственной поддержке малого бизнеса, однако улучшение ситуации в данной области, несомненно, пойдет на пользу всем участникам обсуждаемой сферы.

С этим согласился заместитель начальника отдела налогообложения малого бизнеса и сельского хозяйства Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов РФ В. В. Злати, отметивший, что стимулирование деятельности малого и среднего бизнеса — один из приоритетов налоговой политики государства.

Представитель Минфина России подчеркнул, что сегодня из общего количества организаций и индивидуальных предпринимателей 5,2 миллиона налогоплательщиков применяют специальные налоговые режимы, это 62% от общего количества, из них 37% — организации и более 90% — индивидуальные предприниматели. От этой группы налогоплательщиков в 2016 году в бюджет страны поступило свыше 380 миллиардов рублей по четырем видам специальных налоговых режимов: по упрощенной системе налогообложения (2,8 миллиона налогоплательщиков — 287 миллиардов рублей); единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (2,1 миллиона налогоплательщиков — 74,3 миллиарда рублей); единому сельхозналогу (100 тысяч налогоплательщиков — 11,4 миллиарда рублей); патентной системе налогообложения (182 тысячи ИП — 7,6 миллиарда рублей). В целом вклад малого бизнеса в общий бюджет страны составил 3,3%.

… и против

По мнению заместителя начальника Контрольного управления Федеральной налоговой службы, доцента Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета при Правительстве РФ К. В. Новоселова, применение специальных налоговых режимов — необходимость, поскольку это способствует развитию МСП в России. Кстати, по состоянию на 10 ноября 2017 года единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства насчитывал свыше 5,8 миллиона субъектов.

Докладчик акцентировал внимание на ключевых направлениях деятельности ФНС России по созданию благоприятной налоговой среды. В частности, рассказал о расширении сервисов для возможности получения налогоплательщиком и плательщиком страховых взносов информации и услуг через интернет (всего на сайте ФНС России размещено 49 электронных сервисов); осуществлении налогового контроля на основе критериев риска и побуждения налогоплательщика и плательщика страховых взносов к добровольной уплате своих обязательств (это стало возможным благодаря развитию инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля и мониторинга). Оптимизация процедур, связанных с регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также внедрение единого стандарта обслуживания налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов позволили создать комфортные условия для уплаты налогов, сборов и страховых взносов.

Упомянул Новоселов и о значимости использования риск-ориентированного подхода и внедрении новых технологических решений, что позволяет службе сокращать административную нагрузку на налогоплательщиков.

Спикер напомнил о сокращении числа выездных налоговых проверок, однако подчеркнул, что вследствие этого не должна создаваться иллюзия вседозволенности — как показывают результаты таких проверок, подобный контроль субъектам малого бизнеса действительно необходим.

Каникулы не оправдали надежд

Также участники круглого стола коснулись вопроса введения налоговых каникул для субъектов малого бизнеса, которые не оправдали надежд по выводу из тени «труднооблагаемых» налогоплательщиков. В 2016 году количество налогоплательщиков УСН, применяющих нулевую ставку, составило всего 8,795 тысячи, при этом 7,196 тысячи налогоплательщиков применяли объект налогообложения — доходы, а их налоговая база составила 21,4 миллиона рублей. Из числа самозанятого населения подано по стране всего 567 уведомлений, из 321,6 тысячи выданных в 2016 году нулевой ставкой воспользовались только в 10 112 случаях (3,2%).

Профессиональное сообщество считает необходимым привязать регистрацию льготной фирмы к конкретным учредителям, но соответствующий механизм пока не разработан. При этом нужно выработать инструменты противодействия перерегистрации налогоплательщиков после окончания периода налоговой льготы с целью получения необоснованной налоговой выгоды в результате смены ИНН путем разработки механизма определения конечного бенефициара.

Электронная коммерция

Доцент Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета при Правительстве РФ М. А. Данилькевич обозначил проблемы налогового администрирования малого бизнеса, занятого в электронной коммерции. Он напомнил, что эта сфера деятельности включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций. При этом электронная торговля классифицируется по двум критериям: по товарам (цифровые и физические товары) и по целевой группе потребителей (B2B, B2C, C2B and C2C и другие).

Справка «Бюджета» 

B2B — сокращение от английской фразы Business To Business, означающей любое взаимодействие между предприятиями: сделки, поставки, закупки, договоры на обслуживание и пр. B2C (Business To Сonsumer) — бизнес — клиент. C2B (Сonsumer To Business) — клиент — бизнес. C2C (Сonsumer To Сonsumer) — клиент — клиент. Так обозначается схема электронной торговли конечного потребителя с конечным потребителем, при которой покупатель и продавец не являются предпринимателями в юридическом смысле этого слова.

Опираясь на данные Росстата и Data Insight, спикер проанализировал динамику электронной коммерции в России, отметив, что общий оборот этой сферы в 2016 году превысил триллион рублей. Однако этот показатель может варьироваться в сторону увеличения, поскольку при статистических исследованиях в него могут не включаться как расчеты между физическими лицами через интернет, так и операции в секторе трансграничной торговли.

В структуре электронной коммерции в России в 2016 году лидировали материальные товары России (57%), на втором месте — сектор C2C (21%). На материальные товары из других стран пришлось 17%, а на электронные товары — всего 5%.

«С развитием электронной коммерции государство столкнулось с проблемой того, что не все операции происходят на территории России, много операций проводится за рубежом, — отметил Данилькевич. — В этой связи большая часть налогов может проходить мимо ФНС, и нужно разбираться, как в дальнейшем урегулировать этот момент. Еще одна проблема касается сектора C2C, когда осуществляются продажи между физическими лицами. Актуальность этой проблемы укрепилась ввиду развития известных торговых площадок, где физические лица могут продать любой товар, но при этом они не уплачивают налоги и не регистрируют предприятие. К этой системе помимо простых граждан подключились индивидуальные предприниматели без регистрации, которые продают товар по увеличенной стоимости». Данные проблемы тормозят развитие малого бизнеса в России, считает представитель финуниверситета.

МСП для ВВП

Профессор Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова А. З. Дадашев проанализировал долю малого и среднего бизнеса в ВВП развитых стран. Так, в Германии доля малого бизнеса в ВВП составляет 52%, в Италии этот показатель достиг 60%. В России доля малого бизнеса в ВВП не превышает 10%.

Спикер убежден: чтобы изучить тенденции в развитии малого бизнеса и оценить его современное состояние, необходима соответствующая информационная база, которая может формироваться по результатам федеральных статистических наблюдений. Однако, поскольку сегодня ощущается недостаток информации о применении или неприменении субъектами малого бизнеса специальных налоговых режимов, при формировании информационной базы не стоит игнорировать этот пункт, а также надо обязательно указывать, какой именно спецрежим применяется.

В завершение круглого стола эксперты подчеркнули, что проблем в сфере налогообложения малого бизнеса накопилось много и для их решения регулятору и профессиональному сообществу нужно объединить усилия.

Е. Ю. ВОСКАНЯН



Поделиться