Новый формат взаимодействия Правительства города Москвы с поставщиками фармацевтической продукции и товаров медицинского назначения обсуждался на бизнес-сессии «Диалог с производителями», которая прошла в декабре в Центральном доме предпринимателя «Деловое цифровое пространство».
Как отметила заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Н. А. Сергунина, для города важно, чтобы поступающая продукция была качественной, поставлялась в соответствии с требованиями законодательства и по оптимальной цене. Чтобы получить желаемое, необходимо знать, насколько комфортны условия ведения бизнеса, а информирование о предстоящих государственных закупках полно и своевременно. Поэтому наличие обратной связи — очень важный фактор, и именно совершенствованию взаимодействия бизнеса и власти способствуют мероприятия, на которых присутствуют представители правительства, госзаказчика и бизнеса. По словам Сергуниной, в столице прилагают немалые усилия для локализации производств — создают льготные режимы предоставления земельных участков, вводят льготы по налогообложению. В прошлом году была реализована новая инициатива города по заключению офсетных сделок, в результате которых предприятия будут иметь гарантированный спрос на свою продукцию.
Первый конкурс на заключение офсетного контракта был проведен именно среди производителей лекарственных препаратов. Представитель компании-победителя — ЗАО «Биокад» рассказала о плюсах, которые получает в результате его заключения как город, так и поставщик. Для Москвы это создание высокотехнологичного производства и высокотехнологичных рабочих мест, гарантия долгосрочной поставки необходимых препаратов. Положительными моментами стало и то, что цена контракта в результате конкурсных процедур упала в два раза, а в самом контракте предусмотрена возможность замены препаратов в случае выхода более современных и качественных аналогов, а также заложена формула цены. Компания, в свою очередь, будет иметь в течение десяти лет гарантированный сбыт продукции, а производство организует в особой экономической зоне на территории Москвы, используя те меры поддержки, которые предлагает столица.
Опыт востребован
Лекарства для Москвы
По словам заместителя руководителя Департамента здравоохранения Москвы Ю. О. Антиповой, 60% средств на закупку медикаментов и расходных материалов в столице идет на лекарства для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной помощи. Рост финансирования этого направления в 2017 году по отношению к 2016 году составил 16%. Увеличение объема выделяемых средств произошло не из-за удорожания препаратов, а за счет закупки лекарств нового поколения, а также увеличения количества граждан, для которых эти препараты закупаются. В частности, Москва реализует программу по лечению гепатита С, что является для столицы дополнительно взятыми на себя обязательствами. В настоящее время 70% упаковок лекарственных препаратов закупается у отечественного производителя.
В настоящее время, как сказал руководитель Департамента экономической политики и развития Москвы В. В. Ефимов, активно ведется работа по подготовке второго офсетного контракта. Ежегодно город осуществляет закупки лекарственных препаратов на сумму около 45 миллиардов рублей, и в рамках первого офсетного контракта законтрактовано менее 20% этого объема. «Поэтому потенциал реализации производства с использованием данного механизма еще достаточно большой. Основные условия его заключения понятны и законодательно установлены. Заключение офсетного контракта однозначно выгодно для города и его жителей, потому что те средства, которые мы высвобождаем в результате снижения начальной цены, будут реинвестированы в городскую систему здравоохранения и направлены на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, внедрение новых технологий лечения», — подчеркнул Ефимов.
«Офсетный контракт является одной из форм взаимодействия заказчика и производителя и гарантирует поставщику долгосрочный возврат инвестиций. И этот опыт Москвы беспрецедентный и достоин того, чтобы его тиражировать на другие регионы», — считает заместитель директора Фонда развития промышленности В. В. Распопов. По его словам, Минпромторг России проводит целенаправленную деятельность по сближению заказчика и производителя. И создание таких информационных систем, как ГИС «Промышленность», этому способствует. В ГИС «Промышленность» уже идут торги, и система имеет общую аудиторию с порталом поставщиков для того, чтобы производитель использовал возможность одновременно подать оферту на обе площадки.
Сегодня географическое положение поставщика не влияет на его участие в госзакупках. Московский госзаказчик достаточно активно пользуется услугами региональных поставщиков. В столицу поставляют товары производители, например, с Дальнего Востока, которые готовы менять свою логистику, чтобы конкурировать на московском рынке. «Город создает условия для того, чтобы любой производитель мог гарантированно стать участником закупочного процесса, и последовательно снимает возникающие ограничения. Но чтобы правила участия в закупках были понятны, необходима стандартизация. На сегодняшний день в Москве стандартизировано 96 видов товаров, работ и услуг», — подчеркнул руководитель Департамента по конкурентной политике Москвы Г. В. Дёгтев.
Обеспечить доверие
Для того чтобы обеспечить доверие бизнеса к системе государственных закупок, все департаменты Правительства Москвы включены в постоянную работу по оценке рисков, которые возникают в ходе торгов. Усилия направлены на обеспечение прозрачности торгов, определение оптимальной цены на старте закупки и равных условий для всех участников. Главное контрольное управление столицы применяет свои технологии и свои системы контроля на каждом этапе осуществления закупки. Но, как подчеркнул начальник Главконтроля Москвы Е. А. Данчиков, для того чтобы закупочная система стала эффективной, необходимы определенные движения и со стороны производителя. В частности, серьезную угрозу этой эффективности представляет так называемый сговор между поставщиками. «Мы видим, что много процедур осуществляется одним или двумя поставщиками, которые, по сути, являются одним юридическим лицом либо сговариваются и удерживают цену. А мы ждем от вас добросовестной конкуренции», — обратился к производителям фармацевтической продукции главный контролер города. Еще одна задача, которую способны решить поставщики, — это повышение качества поставляемой продукции. Что касается такой проблемы, как невыход поставщиков на конкурсную процедуру, то ее решать нужно совместными усилиями: власти Москвы должны понять, почему производитель не всегда заинтересован во взаимодействии с государственным заказчиком, а определить это можно только посредством получения обратной связи.
С. В. МАРТЫНЕНКО
Справка «Бюджета»
Офсетный контракт на поставку лекарственных препаратов заключен с ЗАО «Биокад» и предусматривает встречные инвестиционные обязательства поставщика по созданию производства лекарственных средств на территории Москвы. Н(М)Ц контракта составляла 28,85 миллиарда рублей. Стоимость заключенного контракта — 14,078 миллиарда рублей.
Победитель в период с 15 июня 2021 года до 31 декабря 2027 года должен поставить 22 международных непатентованных наименования (МНН) противоопухолевых препаратов в различных дозировках и различными по объему партиями. Через три года после заключения контракта, то есть осенью 2020 года, «Биокад» обязан обеспечить в отношении лекарственных препаратов, производимых на основе не менее 22 лекарственных средств, технологические операции вторичной упаковки и выпускающий контроль качества на территории Москвы.
В 2021 году необходимо обеспечить в отношении 22 МНН технологические операции производства готовой лекарственной формы, упаковки, выпускающий контроль качества, а также два любых препарата из 22 производить во всех стадиях, включая субстанцию.