Будущее российской экономики зависит вовсе не от цены на нефть. И не от курса рубля. И даже не от того, насколько долго продлятся международные санкции в отношении России. Будущее страны — в руках нынешних старшеклассников и студентов. Именно они через несколько лет встанут к станкам, сядут за офисные компьютеры, возглавят банки, заводы и лаборатории. Как и к чему им готовиться? Какие профессии будут востребованы, а какие скоро исчезнут? Как изменятся требования работодателей к молодым специалистам? И как сделать так, чтобы неповоротливая система образования успевала за стремительными общественными метаморфозами? Все это стало темой для обсуждения участников научно-практической конференции «Новые кадры для новой экономики», состоявшейся в конце 2017 года в Финансовом университете при Правительстве РФ в рамках IV Международного форума «Что день грядущий нам готовит?».
Статистика не радует
Наверное, не случайно конференция была организована в день празднования 30-летия системы дополнительного профессионального образования (ДПО) финуниверситета. По мнению проректора этого вуза по непрерывному образованию Т. П. Розановой, именно дополнительное образование, не прекращающееся на протяжении всей жизни человека, гарантирует ему востребованность и достаток, а российской экономике — уверенное и поступательное развитие. «Все должны понимать, что наиболее конкурентоспособны сегодня на рынке те специалисты, которые не ограничиваются получением диплома, а постоянно повышают свою квалификацию. Образование проходит через всю жизнь. Но нужно дать мотивацию для развития. И этому, как мы надеемся, будет способствовать переход рынка труда на профессиональные стандарты», — подчеркнула Розанова.
В России вопрос кадров всегда стоял очень остро, но в последние годы стал просто критически важен, считает исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка (СПКФР) А. В. Мурычев. Это связано с глубокой демографической ямой, в которой оказалась страна, санкциями, которые, по его мнению, будут только увеличиваться, а также с начавшимся переходом на новую экономику.
Главная причина наших неудач — отсутствие профессионализма у тех, кто отвечает за выполнение задач, предположил Мурычев: «У нас в стране только на федеральном уровне мы насчитали около 20 институтов развития. При этом о большинстве из них вообще ничего не слышно. Они если и приносят какую-то пользу, то об этом почему-то никто не знает. Из этого можно сделать вывод, что главнейшие задачи сегодня — это подготовка новых кадров, а также подтверждение и повышение квалификации тех, кто сегодня уже трудится. Если мы не приведем систему подготовки специалистов к требованиям сегодняшнего и тем более завтрашнего дня, то мало преуспеем и не сдвинемся с того места, в котором сейчас находимся».
Что же это за «место», очень красноречиво описал ведущий эксперт-консультант Департамента исследований ВЦИОМ О. Л. Чернозуб, поделившись результатами изучения общественного мнения относительно современного российского образования, а также его соответствия требованиям рынка труда. Прежде всего он с удовлетворением отметил, что ценность образования у наших сограждан непрерывно растет. Если в 2014 году средний показатель (по пятибалльной шкале) был 4,15, то в 2016-м — 4,56. Но при этом качество существующей системы образования только 33% респондентов оценивают на хорошо или отлично, 20% считают ее плохой и совсем плохой; 53% людей уверены, что нет прямой связи между качеством образования и доходами, которые человек получает по итогам обучения. «То есть, несмотря на то что сами работники хотят, очень хотят, чтобы их образование повышалось, существует разрыв между тем, за что готовы платить работодатели, и тем, чему учит работников система образования», — пояснил эксперт.
С каждым годом стабильно ухудшаются показатели того, как молодые специалисты оценивают свои шансы получить высокооплачиваемую работу по окончании обучения и собственно возможность устроиться на работу по специальности. При этом сами молодые специалисты, то есть вчерашние студенты, полагают, что они получают в вузах очень хорошую подготовку. Работодатели же, каждый третий, считают, что это вообще не подготовка. Удовлетворены ею лишь 13% работодателей. «В чем же основная проблема? В отсутствии практических навыков (рисунок 1). Тут у выпускников и работодателей — полное единодушие. И те, и другие уверены, что это — главное, чего не хватает молодым специалистам. Редко, когда мы в своих опросах сталкиваемся с ситуациями, когда мнение выражается столь однозначно», — подчеркнул Чернозуб.
Очень показательны три следующих вопроса из исследования. Первый: «Как случилось, что вы стали заниматься тем, чем занимаетесь?» Почти 40% людей ответили: это не был в полной мере их осознанный выбор, так сложились обстоятельства. Второй вопрос относительно удовлетворенности трудом: она высока — 86% работников устраивает должность, которую они занимают, условия и содержание труда, которым они занимаются. И третий: «Хотели бы вы, чтобы ваши дети и внуки работали по той же специальности?» На него практически 70% людей ответили отрицательно, предпочитая, чтобы дети и внуки выбрали медицинскую сферу или стали военнослужащими (рисунок 2).
«Это говорит о том, что профориентационная функция у нас в стране не выполняется, — пояснил социолог. — Человек какими-то судьбами оказывается на своем рабочем месте. Не факт, что он в полной мере реализует свои возможности, способности и таланты. Тем не менее на фоне общего состояния, где практически все такие же, он понимает: то, что он имеет, это в принципе неплохо. Но если бы можно было прожить жизнь повторно, если бы выбор стоял снова, человек вполне возможно выбрал бы другой вариант поведения. То есть я хотел специально подчеркнуть: та деятельность, о которой мы сейчас говорим, имеет не только утилитарное экономическое, но и колоссальное общественное и даже, я бы не постеснялся сказать, общественно-политическое значение».
Упомянутая экспертом деятельность — это создание системы профессиональных квалификаций и стандартов, которая могла бы стать своего рода мостом между образованием и реальным бизнесом. «Только при наличии такого моста можно надеяться, что нам удастся преодолеть ту дисфункцию, с которой я начал свое выступление, — когда люди хотят учиться, но не получают того, что им нужно и за что готов платить работодатель», — заключил Чернозуб.
История вопроса
О том, как до настоящего времени проходило в России создание системы профессиональных квалификаций и стандартов, участникам конференции напомнили в небольшом, но емком видеоролике. Активное изучение международных практик, направленных на повышение качества человеческого потенциала, началось в нашей стране более десяти лет назад. Впервые термин «профессиональный стандарт» был использован в 1997 году в Программе социальных реформ Правительства РФ. Однако работа в этом направлении стала системной и последовательной только с 2006 года, когда Российским союзом промышленников и предпринимателей было создано Национальное агентство развития квалификаций. Его руководителем стал А. Н. Лейбович.
В дальнейшем были разработаны макет и положение о профессиональном стандарте, появился проект национальной рамки квалификаций, был получен первый опыт присвоения профессиональной квалификации вне вузов, создан Общественно-государственный совет системы независимой оценки качества профессионального образования, разработана дорожная карта создания национальной системы квалификаций и компетенций. Вскоре после выхода указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в Трудовой кодекс было введено понятие «профессиональный стандарт», а 22 января 2013 года выпущено постановление Правительства РФ № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».
В 2013 году В. В. Путин заявил о необходимости создания специального консультативного органа для разработки профстандартов, востребованных экономикой и бизнесом. 16 апреля 2014 года им стал Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Его председателем назначен президент РСПП А. Н. Шохин. В этот же период правительством утвержден комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов на 2014–2016 годы. Во исполнение перечня поручений президента и правительства была начата работа над проектом основополагающего закона о независимой оценке квалификаций. К концу 2016 года было разработано и утверждено приказами Минтруда России около 860 профессиональных стандартов в 34 областях профессиональной деятельности, включая автомобилестроение, атомную промышленность, транспорт, электроэнергетику, сельское хозяйство, металлургию, деревообрабатывающую промышленность.
Сегодня получение профессиональной квалификации — дело добровольное и для работников, и для работодателей. Однако 27 июня 2016 года Д. А. Медведев подписал постановление Правительства РФ № 584 об особенностях применения профессиональных стандартов, обязательных для государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, компаний и хозяйственных обществ, более 50% акций в уставном капитале которых находятся в государственной или муниципальной собственности, которое обязует их полностью перейти к использованию системы профессиональных стандартов до 1 января 2020 года. 1 июля 2016 года вступили в силу изменения в Федеральный закон № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 11 и 73), согласно которым необходимо привести федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.
3 июля 2016 года Госдума приняла пакет законов о независимой оценке квалификаций, а 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон № 238 ФЗ «О независимой оценке квалификаций». Одновременно с принятием этих нормативных документов вступили в силу изменения в Трудовой кодекс, которыми установлена обязанность работодателей применять профессиональные стандарты в части требований квалификации работников, установленных в ТК РФ и иных нормативных правовых актах, в том числе ответственность работодателей за несоблюдение требований профстандартов.
Для стимулирования работодателей и граждан к участию в системе независимой оценки квалификаций в Налоговый кодекс внесены дополнения. В частности, предоставление налогового вычета соискателям, проходящим независимую оценку квалификаций, а работодателям, направляющим сотрудников в центр оценки квалификаций для прохождения профессионального экзамена, — возможность учета этих затрат в составе производственных расходов при исчислении налога на прибыль организации. Ключевую роль в построении национальной системы квалификаций выполняют отраслевые советы по профессиональным квалификациям, которые наделены полномочиями по организации и проведению независимой оценки квалификаций. Сегодня в стране действуют 28 таких советов.
В настоящее время перед участниками создания национальной системы квалификаций стоит задача построения специализированной инфраструктуры по независимой оценке квалификаций — центров оценки квалификаций (ЦОК), на площадках которых будут осуществляться процедуры подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям. Также будет продолжена работа по разработке и внедрению профессиональных стандартов, профессиональной общественной аккредитации образовательных программ, применению профстандартов в управлении персоналом.
Результатом внедрения национальной системы квалификации должно стать вытеснение рынка дипломов рынком квалификаций; устранение разногласий между сферой образования и требованиями работодателей; замена устаревших квалификационных справочников; новый подход к подготовке кадров и независимой оценке их квалификаций.
Чтобы будущее не пугало
В целом развитие национальной системы квалификаций в России идет достаточно активно. На сегодняшний день, по словам первого заместителя генерального директора Национального агентства развития квалификаций Ю. В. Смирновой, Минтруд утвердил уже более 1100 профессиональных стандартов. «Но этого недостаточно, — считает Смирнова. — Мы сейчас стоим в той позиции, с которой нужно стартовать в новую экономику, а это экономика знаний, цифровых технологий со всеми вытекающими требованиями. И кадры у нас должны соответствовать этим вызовам».
Эту же тему развивала в своем выступлении заместитель директора Департамента по кадровой политике и обеспечению работы с персоналом Банка России Ю. Г. Садыкова: «Существует огромное количество различных исследований, которые говорят о том, что большая часть профессий, которые существуют в настоящее время, в обозримом будущем, то есть в горизонте 10–20 лет, перестанет существовать». В том, какие профессии возникнут, определенности гораздо меньше. Но совершенно точно, что вместо прежних целей образования (подготовка к профессиональной деятельности, формирование профессиональных знаний и навыков) в новых условиях цифровой экономики на первое место выйдут когнитивные навыки (то есть способность к быстрой обработке и анализу больших объемов информации, представленной в различных видах) и problem solving (мы не нашли адекватного русского перевода, но в общих чертах это выражение означает умение человека выделять из контекста окружающей его жизни те проблемы и задачи, которые требуют скорейшего решения, умение их формулировать и находить выход зачастую нетрадиционными, непривычными способами). При этом оба этих важнейших фактора — когнитивные способности и problem solving — не могут существовать отдельно от профессиональных знаний и навыков (рисунки 3, 4).
В подтверждение тезиса Садыковой об исчезновении некоторых профессий модератор конференции, заместитель проректора финуниверситета по непрерывному образованию Д. К. Маштакеева привела данные исследования, проведенного АСИ и Московской школой управления СКОЛКОВО. По мнению ученых, в ближайшие пять лет совершенно точно перестанут существовать такие профессии, как, например, лектор, инспектор ГИБДД, а также бухгалтер. Последнее особенно задело президента Института профессиональных бухгалтеров России, руководителя комиссии по профессиональным квалификациям в сфере бухгалтерского учета СПКФР Л. И. Хоружий, которая эмоционально возразила: «Тут прозвучали слова, что мы скоро должны уйти с рынка. Но я замечу, что во всех профессиональных дискуссиях уже давно сформировалась единая позиция: никуда профессия наша не исчезнет. Естественно, она трансформируется, станет более технологичной. От низкого уровня (5–6) мы уйдем на 7–8 уровни квалификации. Мы совместно с СПКФР уже подготовили актуализацию соответствующего профстандарта».
Сколько еще лет уйдет в России на формирование полноценной национальной системы квалификаций? По мнению ряда экспертов, с учетом того что доля работников с профессиональными квалификациями в стране недавно составляла всего 5% (данные из Стратегии развития системы подготовки 2013–2020), — никак не менее десяти. Однако есть и немало тех, кто настроен более оптимистично. В их числе находится и Маштакеева. По ее мнению, тема «новых кадров» в России стала особенно активно развиваться в последние пять лет — после выхода майских указов президента. Задачи формирования национальной системы квалификаций и компетенций весьма обширны: внедрение требований рынка труда через профессиональные стандарты в сферу образования, построение новых образовательных программ, ориентированных на освоение профессиональных компетенций, внедрение института независимой оценки квалификаций. «Это очень сложный и нормативно емкий проект. И мы, несмотря на большую проделанную работу, находимся только в начале пути, — отметила Маштакеева. — Но я очень надеюсь, что спустя пять лет, на которые мы ориентируемся в части разработки и апробации методики внедрения (переходный период определен до 2024 года), ситуация в этой области сильно изменится. А спустя еще пять лет, когда мы уже перейдем полностью на новые стандарты, ВЦИОМ, знакомя нас со своими новыми исследованиями, обрадует нас совершенно иной статистикой».
В. И. МААНДИ
Мировой опыт
За рубежом главный показатель качества национальной рабочей силы — это так называемая доля сертифицированности населения, процент работников, имеющих сертификат, подтверждающий их профессиональную квалификацию. Под квалификацией понимается признание компетентным органом того, что данный работник обладает знаниями, умениями и навыками (умеет применять свои знания), необходимыми для выполнения конкретной деятельности в соответствии с квалификационными требованиями (профессиональными стандартами), установленными группой работодателей.
Управляет этим процессом государство, оно синхронизирует систему профессионального образования и потребности работодателей, а также вводит квалификационные ограничения на доступ к рабочим местам. Благодаря этой системе существует четкое соответствие сертифицированного работника актуальным требованиям работодателей.
В развитых странах (в основном англоязычных) процесс становления национальных систем профессиональных квалификаций начался в конце 1980-х. Лет через десять к ним присоединились неанглоязычные и развивающиеся государства — и реформирование национальных систем образования и обучения стало общемировым трендом. В 2010 году в Сеуле лидеры G20 договорились оказывать поддержку национальным стратегиям развития навыков, опираясь на Стратегию обучения в G20.
Существует несколько типов профессиональных квалификаций. Один из них приведен в таблице.
Чем выше доля интеллектуального труда в работе, тем труднее разработать профстандарт. Поэтому, начиная с диплома техника, квалификации реже основываются на профстандартах. А для профессионалов и специалистов (врач, инженер) квалификационные требования вообще не предусматриваются.
Известны две основные системы квалификаций, основанных на профессиональных стандартах:
1) квалификации жестко завязаны на составляющие профстандартов, которые не используются в других квалификациях (Франция и США);
2) квалификации состоят из элементов разных профстандартов. Есть обязательные модули (функции) и есть дополнительные по специализациям. Модули имеют также весовые значения. Таким образом, аттестат фиксирует не только квалификацию, но и набранные баллы (Англия, Австралия).
Во втором варианте соискатель имеет больше возможностей в получении квалификации путем комбинирования модулей, учитывая их вес.
В среднем в мире путь создания полноценной национальной системы квалификаций занимал 10–15 лет. И сегодня, как пишет эксперт Международной организации труда (МОТ) В. М. Гаськов, доля сертифицированности населения в трудоспособных возрастах (20–65 лет) такова:
Австралия: 20% — сертификаты 3-го и 4-го уровней, 11% — дипломы техника 1-го и 2-го уровней (по состоянию на 2014 год). План к 2020 году: а) сократить вдвое (с 47,1 до 23,6%) долю работающих без формальных квалификаций; б) увеличить вдвое число выпускников с дипломами техника 1-го и 2-го уровней.
Великобритания: на почти 30% рабочих мест требуется сертификация, аккредитация или лицензирование работника (средний показатель по Евросоюзу — 20%). У страховых компаний есть право отказать в выплате страховки, если работы были выполнены несертифицированным персоналом.
Вьетнам: национальный план предусматривает рост доли трудящихся с сертификатами и дипломами техников до 23% к 2020 году.
Таблица. Пример типов профессиональных квалификаций
Квалификационные уровни |
Рабочие |
Квалификации |
Профессионалы/ специалисты |
9 |
|
|
Доктор |
8 |
|
|
Магистр |
7 |
|
|
Бакалавр |
6 |
|
Диплом 1-го уровня |
|
5 |
|
Диплом 2-го уровня |
|
4 |
Сертификат 4 |
|
|
3 |
Сертификат 3 |
|
|
2 |
Сертификат 2 |
|
|
1 |
Сертификат 1 |
|
|