26 июля 2006 г. состоялось первое заседание правительственной комиссии, принимающей решения о распределении средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Все четыре проекта, представленных членам комиссии, были одобрены.
Первый проект предусматривает строительство участка 15–58 км скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург. Уже в 2010 г., когда планируется сдать готовый объект, от столицы до аэропорта Шереметьево можно будет домчаться с ветерком по новой десятиполосной, до Зеленограда – по восьмиполосной, а далее – по шестиполосной трассе. Общая стоимость проекта – 54 933 млн руб.: из средств Инвестфонда по решению комиссии будет выделено 25 798 млн, остальные средства – в основном частные инвестиции.
Следующий проект – сооружение платной автомагистрали «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге. Такая магистраль обеспечит эффективную перевозку грузов и пассажиров, а также подключит морской порт города к сети федеральных автодорог страны. Участники инвестиционного проекта: Росавтодор и правительство Санкт-Петербурга. Общая стоимость – 83 644,3 млн руб., в том числе 28 001,8 млн из Инвестиционного фонда. Срок реализации – 2004–2010 гг.
Оба дорожных проекта будут выполнены в 2006–2010 гг. на основе концессионных соглашений между государством и бизнесом. Фактически это первые в современной России крупные проекты на основе частно-государственного партнерства. Частные инвесторы готовы вкладывать средства, поскольку обе дороги предполагается сделать платными. Средняя стоимость километра пути составит от 80 коп. до 1,5 руб. для легкового транспорта и чуть больше – для грузового. Цена будет варьироваться в зависимости от различных факторов: времени суток, загруженности трассы, тоннажа транспортного средства. Оплату можно будет производить преимущественно бесконтактным способом на специальных терминалах, установленных на дорогах.
Третий проект направлен на комплексное развитие Нижнего Приангарья. По замыслу разработчиков, строительство промышленных объектов и объектов инфраструктуры укрепит промышленный потенциал на востоке страны. Участники инвестиционного процесса – ОАО «Корпорация развития Красноярского края», РусАл, ГидроОГК и ВЭБ. Стоимость проекта составляет 213 916 млн руб., в том числе 34 223 млн из средств Инвестфонда. Срок реализации – 2006–2015 гг. Один из серьезных социальных эффектов, который предполагается получить после выполнения проекта – создание порядка 30 тыс. новых рабочих мест в Красноярском крае.
Четвертый проект – создание комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске – уникален для России. Инициатор и основной инвестор проекта – Татнефть – с 2006 по 2001 г. вложит в него порядка 113 млрд руб. при общей стоимости строительства 130 297,65 млн руб. За счет государства планируется построить объекты инфраструктуры: железнодорожную ветку, нефте- и продуктопровод. Реализация этого проекта повлечет за собой не только развитие нефтехимической отрасли, но и изменение структуры экспорта: вместо сырья, т.е. высокосернистой нефти, на экспорт будет направляться продукция высоких переделов, а также нефть более дорогой марки – Brent.
Таким образом, совокупная стоимость четырех проектов составила 481,8 млрд руб. Из средств Инвестиционного фонда правительство готово выделить 104,5 млрд руб. При этом соотношение государственных и частных средств – примерно 22 к 78.
Рассмотренные 26 июля проекты министр экономического развития и торговли Российской Федерации Герман Греф назвал крупнейшими проектами национального масштаба. По его словам, они очень важны для экономики России. Два из них инфраструктурные, два – кластерные. Министр подчеркнул, что реализация этих проектов очень важна с точки зрения создания мультипликативного эффекта, поскольку вслед за инфраструктурой станет развиваться частный бизнес, повысится приток инвестиций, что в свою очередь снизит инфляцию и увеличит ВВП, а кластерные проекты внесут свой вклад в диверсификацию экономики.
Татьяна БЫСТРИЦКАЯ