Версия для печати 3828 Материалы по теме
Александр Хлопонин
Красноярский край уже давно и прочно вошел в число регионов-лидеров Российской Федерации. И дело не только в огромной территории края (больше только Якутия), уникальных даже для нашей страны запасах природных ресурсов, мощном промышленном и научном потенциале, развитом сельском хозяйстве, но и в том, что регион в течение последних лет предлагает новые и, как показывает практика, эффективные механизмы решения непростых экономических задач и застарелых социальных проблем. 
Александр ХЛОПОНИН, губернатор Красноярского края 

Немного истории

В 2004 г. на I Красноярском экономическом форуме мы представили рабочую модель государственно-частного партнерства. Еще через год предложили идеологию новой индустриализации страны. В 2006 г. на III экономическом форуме уже обсуждали стратегию развития Сибири и Дальнего Востока. Тогда в Красноярске были представлены инвестиционные проекты на 230 млрд долл. В 2007 г. мы говорили о программе промышленного развития России общей стоимостью 400 млрд долл., а на V экономический форум привезли инвестиционные проекты на 700 млрд.

Важно, что в Красноярском крае не только выдвигают новые идеи, но и воплощают их в жизнь. На основе государственно-частного партнерства удалось возобновить строительство Богучанской ГЭС – одной из самых крупных гидростанций страны. Одновременно началось строительство алюминиевого завода производительностью 600 тыс. тонн металла в год, автомобильных и железных дорог, линий электропередачи. Это позволит не только увеличить производственные мощности уже работающих горно-обогатительных фабрик, но и приступить к промышленному освоению новых месторождений на севере края, создать там мощный лесохимический и лесоперерабатывающий комплекс.

Результат комплексного подхода к управлению территорией налицо: в 2007 г. по темпам роста объема инвестиций мы обогнали и нефтегазовые округа, и обе российские столицы – Москву и Санкт-Петербург. По нашим расчетам, в 2008 г. эта тенденция сохранится.

Такая динамика экономического развития позволила нам всего за четыре года вчетверо увеличить бюджет Красноярского края, причем это произошло еще до запуска в промышленную эксплуатацию Богучанского энергометаллургического комплекса и ряда других крупных предприятий.

Поэтому, с моей точки зрения, решение Президента России Дмитрия Медведева представить свою экономическую программу именно в Красноярском крае – политически стабильном, динамично развивающемся регионе, предлагающем и успешно реализующем новаторские идеи, – выглядит логично.

Перспективы

Впрочем, почивать на лаврах нам некогда. Сейчас в Красноярском крае идет работа над программой социаль­но-экономического развития региона на среднесрочную перспективу – пока до 2017 г. Мы рассчитываем, что уже в начале лета сможем представить ее для широкого обсуждения.
Основные направления социально-экономического развития территории базируются на наших главных конкурентных преимуществах – стратегически выгодном географическом положении, огромных (более 5 тыс. месторождений и перспективных выходов) запасах полезных ископаемых, развитой промышленности и сельском хозяйстве, хорошей образовательной и научно-исследовательской базе.

Добыча нефти, газа, угля, древесины, цветных, черных, драгоценных и редких металлов еще долго будет составлять основу экономики нашего региона. Однако мы ставим задачу – и перед собой, и перед потенциальными инвесторами – построить самый современный перерабатывающий комплекс. Нефте-, газо- и лесохимические заводы, горно-обогатительные комбинаты, деревообрабатывающие предприятия в основном будут сосредоточены на севере Красноярского края и частично на юге.

Развитие инфраструктуры

Одна из ключевых проблем региона – неразвитость и даже полное отсутствие необходимой инфраструктуры – уже решается. Например, компания «Роснефть» приступила к строительству нефтепровода с Ванкора, что позволит начать освоение целой группы нефтяных и газовых месторождений Южной Эвенкии. Там же предполагается построить газоперерабатывающий завод.
Совместно с компанией «Норильский никель» и республикой Тыва мы представили в Правительство РФ проект строительства железной дороги Курагино – Кызыл, которая даст возможность вовлечь в промышленный оборот целый ряд месторождений черных металлов на юге края.

Впрочем, ряд инвесторов готовы вкладывать средства в наши южные районы уже сейчас. На V экономическом форуме мы заключили с компанией «Чек-Су ВК» соглашение на разработку Усинского месторождения марганцевых руд и строительство завода по производству ферросплавов. Общий объем инвестиций в этот проект достигнет 12 млрд руб. Плановый объем добычи руды составит 1,3 млн тонн в год, производства ферросплавов – до 300 тыс. тонн.

Поскольку Красноярский край находится в самом центре России (от нас и до западной, и до восточной границы 4 тыс. км), создание на базе аэропорта Емельяново авиационного хаба считается одним из самых перспективных инфраструктурных проектов в стране. Правительство РФ уже приняло решение в поддержку данного проекта, поэтому мы рассчитываем получить необходимые средства из Федерального инвестиционного фонда в текущем году. Примечательно, что ряд крупнейших российских и зарубежных компаний, осуществляющих межконтинентальные транзитные перевозки, сейчас подписывают соглашения о транспорте грузов через Красноярск.

Авиационный хаб станет составной частью другого крупного инвестиционного проекта – «Красноярск-2020». В Красноярске сейчас проживает треть населения региона, но город продолжает расти и уже давно задыхается в существующих границах. Простым присоединением новых земельных участков нормальное развитие столицы края обеспечить не удастся, здесь нужен комплексный подход. Именно поэтому у нас разрабатывается проект агломерации, конечная цель которого – сделать Красноярск одним из самых удобных для жизни городов мира. И мы намерены бороться за право провести в Красноярске выставку «Экспо-2020» – Всемирную выставку достижений человечества в 2020 г.

Трудовые ресурсы

Но главная проблема – нехватка трудовых ресурсов. Причем нам нужны не просто рабочие руки, а хорошо подготовленные, грамотные, инициативные специалисты по целому ряду профессий, и нужны уже сейчас. Для решения этой задачи требуется комплексный подход.

Прежде всего необходимо выправлять демографическую ситуацию. И на федеральном уровне, и на краевом уже принят целый ряд соответствующих решений. Быстрых результатов тут ждать не приходится, тем не менее определенные сдвиги есть. Впервые за многие годы в Красноярском крае увеличилась рождаемость и снизилась смертность. Пока темпы роста рождаемости невысоки, 7,3% в 2007 г., однако специалисты утверждают, что преодолеть негативную тенденцию удалось. Наша задача – до 2025 г. в 1,5 раза увеличить рождаемость, в 2 раза уменьшить уровень материнской и младенческой смертности и существенно укрепить здоровье, в том числе и репродуктивное, жителей края. Для этого уже принята целевая программа с точно определенными задачами, методами и объемом финансирования. В частности, в крае будет создана единая система мониторинга состояния здоровья беременных женщин и новорожденных.

Следующее направление – модернизация системы начального и среднего профессионального образования. Сейчас на базе существующих училищ, лицеев, колледжей мы совместно с крупными компаниями, работающими на территории края, открываем центры профессионального образования, оснащенные современным оборудованием. Эти центры, где будут работать лучшие педагоги и мастера, призваны готовить специалистов по наиболее востребованным в регионе профессиям, а также по целевым программам для бизнеса с последующим обязательным трудоустройством. Учебные программы и квалификационные условия будут разрабатываться с учетом требований кадровых служб компаний.

Теперь о высшем профессиональном образовании. Сибирский федеральный университет – это уникальное учебное заведение. Сегодня в мире нет ни одного вуза, кроме СФУ, который занимался бы созданием современных технологий и подготовкой специалистов для работы в условиях Крайнего Севера. Это, конечно, огромный объем работы, требующий времени и серьезных финансовых вложений. Только из краевого бюджета на СФУ выделяется 5 млрд руб., примерно такую же сумму дает правительство. Не меньше, а может быть, и больше средств поступит от отечественных компаний. Нашему бизнесу очень нужны специалисты, способные эффективно работать в самых экстремальных условиях.

Мы ставим перед Сибирским университетом весьма амбициозные, но выполнимые задачи: в течение пяти лет он должен войти в число ведущих вузов России, в течение 10 лет – в сотню лучших университетов мира. Но главное – мы рассчитываем через пять лет получить специалистов, владеющих самыми современными технологиями.

Заключение

Все экономические и социальные проекты, над которыми мы сейчас работаем, не самоцель. Главное – заметно, не на доли процента, а в разы повысить качество жизни людей в Красноярском крае. Сейчас две трети расходов нашего бюджета составляет финансирование разнообразных социальных проектов. В дальнейшем эта пропорция будет только увеличиваться в пользу «социалки». Мы хотим, чтобы Красноярский край стал одним из самых привлекательных для жизни регионов.



Справка «Бюджета»

Александр Геннадиевич ХЛОПОНИН, губернатор Красноярского края

Родился 6 марта 1965 г. в Коломбо (Цейлон) в семье переводчика советского торгового представительства.

В 1989 г. окончил факультет международной экономики Московского финансового института.

1989–1992 гг. – ведущий специалист Внешэкономбанка СССР.

С 1992 г. – заместитель, первый заместитель председателя правления ЗАО «АКБ “Международная финансовая компания”». С 1994 г. – председатель правления, а с 1996 г. – президент банка «Международная финансовая компания».

С мая 1996 г. – и. о. председателя правления ОАО «Российское акционерное общество по производству цветных и драгоценных металлов “Норильский никель”». В июне 1996 г. избран членом совета директоров, а затем назначен генеральным директором и председателем правления компании.

С марта 1997 г. – член совета эмитентов при Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ).

С 1998 г. – член совета директоров ОАО «Кольская горно-металлургическая компания».

В июне 1999 г. был вновь введен в состав совета директоров РАО «Норильский никель».

В 2000 г. избран в состав правления Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей).

С января 2001 г. – губернатор Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.

В октябре 2002 г. официально вступил в должность губернатора Красноярского края, а в июне 2007 г. – губернатора объединенного Красноярского края. Был одним из инициаторов проекта объединения Красноярского края, Эвенкийского и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономных округов.

Награжден орденом Почета.



Источник: © Бюджет, 2008, № 3
 
Поделиться