Версия для печати 7877 Материалы по теме
Александр Новак
Александр НОВАК уже знаком нашим читателям как главный финансист Красноярского края. Однако с июня 2007 г. он назначен первым заместителем губернатора, и в его полномочия теперь входит все социально-экономическое развитие региона.

– Александр Валентинович, не скучаете по бюджетному планированию?

– Нет. С переходом на новую должность работа над бюджетом для меня не закончилась, скорее наоборот, только началась. Мои новые полномочия связаны с курированием всех отраслей экономики, но ни одна отрасль хозяйствования не может успешно развиваться без грамотного решения финансовых вопросов. Поэтому сейчас и при разработке стратегических приоритетов, и при оперативном решении текущих проблем бюджет по-прежнему является для меня краеугольным камнем.

– Администрация края сейчас разрабатывает программу социально-экономического развития региона до 2017 г. Что побудило власти заглядывать в столь отдаленное будущее?

– Действительно, Красноярский край – один из немногих регионов, занимающихся перспективным планированием на 10 лет вперед. К пониманию необходимости этой работы мы пришли после объединения края с Таймыром и Эвенкией. Миссия объединенного Красноярского края – стать локомотивом нового освоения не только Сибири, но и всей восточной части России. В силу своего географического положения, богатого природно-ресурсного потенциала, развитого металлургического комплекса регион имеет большое геополитическое и гео­экономическое значение для России. К тому же цены на наши основные ресурсы – цветные металлы, нефть и лес – достаточно высоки. С одной стороны, такая ситуация дает дополнительный стимул к развитию, с другой – обязывает край к действиям в интересах страны.

Поэтому нам нужно четко представлять, что дадут региону уже стартовавшие крупные инвестиционные проекты, приоритетные национальные и краевые программы, причем представлять это в долгосрочной перспективе. Необходимо понимать, каков общий вектор развития, где у нас точки роста, вокруг которых выстроится эффективная транспортная логистика и инфраструктура, какое будущее у предприятий, сколько и каких именно специалистов потребуется в ближайшее время и т.д.

Но экономическое развитие не самоцель, а база, позволяющая обеспечить соответствующее современным требованиям качество жизни населения. Основная цель программы развития края до 2017 г. заключается в обеспечении высоких доходов граждан, улучшении жилищной и социальной инфраструктуры.

– Какие результаты планируется получить к 2017 г.?

– Итогом реализации программы к 2017 г. станет (по сравнению с 2007 г.) увеличение ВРП края в 1,9 раза в сопоставимых ценах, рост среднедушевых доходов населения и среднемесячной заработной платы в 2,4 раза в реальном исчислении, снижение безработицы до 1,8%, повышение инвестиций в основной капитал в 2,9 раза, увеличение индекса промышленного производства в 2 раза. Приоритетными направлениями промышленного роста будут добыча и глубокая переработка минерального и углеводородного сырья, заготовка и переработка древесины, производство стройматериалов, создание энергогенерирующих мощностей. Мы ждем изменения самой структуры промышленного производства. К 2017 г. доля цветной металлургии в крае сократится с 70 до 40%, а доля добычи полезных ископаемых увеличится с 5,7 до 26%.

– Насколько жизнеспособна эта программа? Ведь документы такого типа зачастую носят декларативный характер, да и финансовые потоки сложно планировать на такую долгую перспективу…

– Губернатор поставил перед нами задачу составить план конкретных действий, а не набор цифр, которые мы хотим увидеть в 2017 г. К тому же программа развития края учитывает положения документов федерального уровня – Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., стратегии развития энергетики и транспорта, стратегии развития металлургической промышленности, а также программы социально-экономического развития муниципальных образований, программы развития отраслей реального сектора экономики и бюджетных отраслей, инвестиционные планы и стратегии развития национальных корпораций, естественных монополий и крупных компаний, действующих на территории региона, таких как РАО «РЖД», РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», НК «Роснефть», ГМК «Норильский никель» и др. Это будет качественный, не оторванный от действительности документ.

– Поддерживает ли краевая промышленность выбранный регионом путь развития?

– Не только поддерживает, но и активно участвует во всех процессах. Работа предприятий во многом способствует укреплению позиций региона, поскольку развитие Нижнего Приангарья и другие мегапроекты, которые сегодня у всех на слуху, не единственная наша надежда и опора. Порядка 30 крупных предприятий края реализуют внутренние инвестиционные проекты, направленные на выпуск новой конкурентоспособной продукции, расширение и модернизацию производства, – самостоятельно либо с поддержкой государства. В сфере промышленности в 2008 г. на площадке ОАО «Красцветмет» Johnson Matthey PLC разместит завод по производству автомобильных катализаторов, ОАО «Красфарма» расширит ассортимент выпускаемых лекарственных препаратов, ЗАО «Красный Яр – шина» запустит проект по восстановлению крупногабаритных и сверхкрупногабаритных шин, что позволит значительно снизить затраты потребителей, в числе которых крупные добывающие компании ОАО «СУЭК-Красноярск», ЗАО «Полюс», ОАО «РУСАЛ Ачинск».

Кроме того, в ближайшее время с концерном «Тракторные заводы» планируется подписать соглашение о сотрудничестве, в рамках которого предусматривается организация производства грузовых вагонов в Назарово. Это позволит снять инфраструктурное ограничение в виде нехватки транспорта для произведенной в крае продукции.

Радует, что развитие промышленности обусловлено не только освоением новых моделей техники и оборудования, но и расширением рынков сбыта. Например, ЗАО «Сибтяжмаш» увеличивает поставки кранов по экспортным контрактам на Украину, в Индию, Китай. Сельскохозяйственная техника, выпускаемая ПО «Красноярский завод комбайнов», востребована в Иркутской, Амурской и Новосибирской областях, Хабаровском крае.

– А какова ситуация в лесопромышленном комплексе?

– Площадь лесного фонда края равна 163,6 млн га, поэтому развитие данной отрасли промышленности является одним из важнейших вопросов. Сегодня в регионе работает более 100 крупных и средних лесоперерабатывающих предприятий, которые перерабатывают 4,2 из 9,5 млн куб. м деловой древесины, производимой в Красноярском крае. Остальная древесина направляется на лесоперерабатывающие предприятия других регионов России, а также на экспорт. Чтобы увеличить объемы глубокой переработки древесного сырья, в перечень приоритетных инвестпроектов Минпромэнерго в области освоения лесов были включены три, реализуемые на территории края: создание лесоперерабатывающего комплекса в Богучанском районе, строительство лесохимического комплекса в Енисейском районе и фанерного комбината в Сосновоборске. Общий объем инвестиций по этим проектам составит 106,8 млрд руб.

– Какие инфраструктурные проекты осуществляются сегодня в регионе?

– Наиболее важное значение для социально-экономического развития края имеют проекты развития транспортной и энергетической инфраструктуры, обеспечивающие доступность сырьевых ресурсов и привлекательность их освоения для инвесторов.

В частности, с целью создания энергетических мощностей для комплексного освоения сырьевых ресурсов Нижнего Приангарья реализуются проекты по завершению строительства Богучанской ГЭС (за счет средств бизнеса) и строительства схемы выдачи ее мощности (за счет Инвестиционного фонда РФ). Для покрытия дефицита энергии в центральной части края и развития энергетических мощностей на угольном топливе в рамках реализации межправительственного соглашения между Россией и США строится Железногорская ТЭЦ.

Не менее важной задачей является расширение сети автодорог. На выполнение программы «Развитие и модернизация автомобильных дорог Красноярского края на 2008–2010 гг.» планируется направить 15,8 млрд руб. за счет средств краевого бюджета. Кстати, серьезные транспортные инфраструктурные проекты в крае реализуются сегодня с участием федерального бюджета и Инвестиционного фонда.

Не остается без внимания и развитие сферы воздушных перевозок. Идет работа по созданию международного хаба на базе аэропорта «Красноярск», что позволит существенно увеличить как внутрироссийские транзитные, так и международные перевозки. Для обеспечения транспортной доступности территорий края утверждена Концепция развития региональной авиации, предусматривающая развитие сети малых аэропортов.

– По итогам 2007 г. Красноярский край входит в число регионов-лидеров по реализации нацпроектов. Как удалось добиться таких результатов?

– Дело в том, что в Красноярском крае по инициативе губернатора четыре нацпроекта были дополнены региональными программами «4Д»: «Дом», «Деревня», «Демография», «Дети». Выбор направлений был обусловлен мнением граждан, поэтому наши программы не дублируют нацпроекты, а усиливают их с учетом краевой специфики. Суммы, объемы, сроки, ответственные – все четко расписано и поставлено под жесткий контроль по всей вертикали власти.

Например, в рамках проекта «Доступное и комфортное жилье» впервые за 15 лет в крае было введено более 1 млн кв. м жилья. За последние пять лет объемы строительства жилья выросли более чем в 2,3 раза. По госстандартам в 2007 г. выдано 2,2 млрд руб. ипотечных кредитов при плане 1 млрд, а с учетом различных банковских программ – более 20 млрд. Край входит в первую десятку регионов РФ по объемам ипотеки.

В 2007 г. край впервые стал победителем конкурса Росстроя на компенсацию за счет федеральных средств части процентной ставки по кредитам, привлеченным на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой. Субсидия за трехлетний период составит 114,6 млн руб., что позволит дополнительно ввести 180 тыс. кв. м жилья. На краевом уровне мы провели подобный конкурс, выбрали три проекта муниципальных образований, предусмотрев для их реализации 200,5 млн руб., что обеспечит ввод еще 189,3 тыс. кв. м жилья.

Бюджетную поддержку при приобретении жилья в прошлом году получили более 1,5 тыс. молодых семей. Более 3,5 тыс. семей бюджетников уже получают субсидии на оплату части процентов по ипотечным кредитам, в этом году их число возрастет до 5 тыс. Субсидии на приобретение жилья в 2007 г. получили 363 семьи северян, бывших военнослужащих, чернобыльцев и вынужденных переселенцев, в 2008 г. к их числу прибавится еще 870 семей. Благодаря активному сотрудничеству краевых и федеральных властей только на переселение северян в 2008–2010 гг. выделено более 3 млрд руб. – мы входим в тройку регионов-лидеров по финансированию.

В рамках реализации программы «Дом» идет переселение граждан из ветхого жилья, впервые за последние годы в городах и районах края начато строительство социальных жилых домов. Всего по проекту «Доступное и комфортное жилье» и краевой программе «Дом» в 2007 г. бюджетную поддержку на приобретение жилья либо на оплату жилищных кредитов получили около 12 тыс. человек.

– Какова сегодня инвестиционная политика края?

– Я бы разделил ее на две части. Во-первых, это инвестиции в экономику, которые позволяют нам иметь надежную базу, оставаясь регионом-донором. Во-вторых, это развитие здравоохранения, образования, поддержка АПК и строительной отрасли – словом, вложения в социальную инфраструктуру. В процессе работы над бюджетом каждый год появляются новые предложения по улучшению жизни населения, и мы их обязательно учитываем. Например, одним из приоритетов является социальная поддержка семей с детьми, поэтому в рамках проекта «Демография» при рождении двух или более детей одновременно родителям выплачивается по 35 тыс. руб. на каждого ребенка.

Благодаря успешной реализации краевой программы «Дети» в 2007 г. было создано 5 620 новых мест в детских садах. В случае отсутствия мест родителям и опекунам детей в возрасте от 1,5 до 3 лет выплачивается ежемесячная компенсация в размере 3 тыс. руб., а все воспитатели и педагоги доп­образования с 2008 г. получают ежемесячные дополнительные выплаты в размере 1 тыс. руб.

В этом году планируется построить новые школы и детские сады, начать возведение перинатального центра, открыть Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии в Красноярске, продолжить строительство объектов Сибирского федерального университета. И это далеко не полный перечень.

– После выступления Дмитрия Медведева на V экономическом форуме один из участников пошутил, что в Красноярском крае где-то закопан алфавит, из которого периодически достают по четыре буквы для государственных нужд. Сейчас реализуется программа «4Д». А как Вы относитесь к заявленным Медведевым четырем «И»?

– Институты, инвестиции, инновации и инфраструктуру лучше рассматривать в совокупности, поскольку это логично выстроенные приоритеты. Но я бы особо выделил тезис о необходимости перехода России от сырьевого пути развития экономики к инновационному. Красноярский край может это сделать на принципиально новом технологическом уровне, в том числе с использованием нанотехнологий. Как сказал на форуме представитель посольства Сингапура в РФ, «России пора перестать ассоциироваться только с нефтью и газом, она достойна стать высокотехнологичной страной и именно так должна позиционировать себя в мировом пространстве». Я с этим полностью согласен.

– Как в Красноярском крае обстоят дела с инновациями?


– Рыночная экономика диктует необходимость применения современных технологий во всех отраслях: это влияет на конкурентоспособность выпускаемой продукции, а в масштабах края речь идет уже о конкурентоспособности экономики региона.

Сегодня промышленные предприятия края, особенно в сфере цветной металлургии, проводят реконструкцию и модернизацию своих производств. При создании новых производств, скажем по лесопереработке, в рамках крупных инвестпроектов тоже планируется использовать современные технологии.

В крае есть предприятия, которые применяют совершенно новые собственные технологические решения. В частности, в этом году на горно-химическом комбинате в Железногорске впервые в России будет запущено промышленное производство поликристаллического кремния. Вся индустрия солнечных элементов работает сегодня на импортном поликремнии, основными производителями которого являются США, Германия и Япония.

Другое наше предприятие – Красноярский машиностроительный завод – сейчас занимается созданием комплексного оборудования для производства полупроводниковых материалов. В случае успешной реализации этого проекта ФГУП «Красмаш» сможет выпускать оборудование производительностью не менее 2 тыс. тонн поликристаллического кремния в год, что позволит ему стать лидером в данной области в России и войти в десятку крупнейших мировых производителей.

– А как в регионе относятся к другой федеральной идее – инвестициям в человека?

– Эту идею мы поддерживаем уже несколько лет. Каждый дополнительно поступивший в бюджет рубль тратится на развитие здравоохранения, образования, культуры и спорта, улучшение качества социальных услуг. С каждым годом расходы краевого бюджета по социальным направлениям увеличиваются, в 2008 г. они составят более 80 млрд руб.



Справка «Бюджета»

Александр Валентинович НОВАК, первый заместитель губернатора Красноярского края
Родился в 1971 г. в Авдеевке Донецкой области.

В 1993 г. с отличием окончил Норильский индустриальный институт, специальность «Инженер-экономист».

С 1993 г. – экономист, а с 1995 г. – начальник финансового бюро Надеждинского металлургического завода АО «Норильский комбинат».

В 1997 г. занял должность начальника отдела расчетных операций, затем начальника управления налогового планирования АО «Норильский комбинат».

С 1999 г. – заместитель директора по экономике, начальник управления организации труда и заработной платы Заполярного филиала ОАО «Норильская горная компания».

С мая 2000 г. – заместитель главы Норильска по финансово-экономическим вопросам, с декабря того же года – первый заместитель главы Норильска.

С октября 2002 г. – заместитель губернатора Красноярского края, руководитель Департамента финансов.

С июня 2007 г. по настоящее время – первый заместитель губернатора края.

Имеет благодарности министра финансов РФ и губернатора края. Победитель первого российского конкурса «Менеджер года в государственном управлении – 2007».



Материал подготовила Татьяна РЯБКОВА
Источник: © Бюджет, 2008, № 3

Поделиться