Версия для печати 4891 Материалы по теме
Михаил Котюков
Одним из условий устойчивого социального и экономического развития региона является эффективность работы его финансовой системы. О том, как бюджетная политика Красноярского края способствовала решению макроэкономических задач региона в 2007 г. и каких новых рубежей планируется достичь, мы беседуем с заместителем губернатора края, руководителем Департамента финансов администрации края Михаилом КОТЮКОВЫМ.

– Михаил Михайлович, чем запомнится краю 2007-й финансовый год?

– Прежде всего тем, что с 1 января 2007 г. бюджет региона стал общим для трех объединившихся территорий – Красноярского края, Эвенкии и Таймыра. Для нас было важно не просто запустить механизм бюджетного финансирования на большой территории, но и продолжить реализацию всех социальных программ и проектов. И с этой задачей мы справились: сегодня бюджетная система работает стабильно, все государственные гарантии и выплаты жителям единого края полностью сохранены.

Отмечу также, что год оказался денежным. Бюджет региона вырос на 30%, что позволило направить больше средств на ремонт больниц и школ, покупку оборудования и автобусов, поддержку сельского хозяйства и инвестиционных проектов, строительство дорог, приобретение лекарств и оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи.

Кроме того, в крае была успешно реализована программа реформирования региональных финансов. За два года принято 66 нормативно-правовых актов, которые внесли радикальные изменения в бюджетный процесс. По итогам конкурса, проводимого Министерством финансов, мы вошли в восьмерку победителей (из 17 регионов), выполнив в полном объеме все мероприятия программы, и в качестве поощрения получили средства из Федерального фонда реформирования региональных финансов.

– Для края это был первый опыт участия в подобных программах?

– Нет. В деле бюджетного реформирования мы давно не новички. Начиная с 2003 г. край активно участвует во всех проектах, направленных на повышение эффективности бюджетной политики. За пять лет мы провели реформу казначейской системы и межбюджетных отношений, внедрили методы результативного бюджетного проектирования. В результате бюджетный процесс региона получил значительный положительный эффект.

На федеральном уровне бюджетная реформа началась еще в 2004 г., поэтому программа реформирования региональных финансов открывала краю возможность измениться в соответствии с требованиями времени. Спустя четыре года, когда вступил в силу новый Бюджетный кодекс, край оказался в числе субъектов, готовых работать в условиях изменившегося законодательства. Реализация программы позволила нам повысить эффективность работы государственной власти, результативность бюджетных расходов и качество бюджетных услуг, улучшить инвестиционный климат в регионе и укрепить авторитет Красноярского края как субъекта РФ, успешно осуществляющего бюджетную реформу.

Рис. 1. Динамика доходов и расходов консолидированного бюджета Красноярского края



















– Что изменилось в финансовой системе региона в рамках программы?

– Главной задачей первого этапа реформы стала подготовка к переходу на среднесрочное финансовое планирование. Был утвержден порядок разработки среднесрочного финансового плана (СФП) края, включающий методики расчета доходов и расходов каждой статьи бюджета и порядок учета показателей СФП при подготовке закона о бюджете.

В прошлом году советом администрации края был утвержден СФП на 2008–2010 гг. и составлен прогноз на 2008–2017 гг. Среднесрочный план имеет жесткую связь с бюджетом и установленный формат. Поэтому одной из главных задач текущего года станет принятие первого трехлетнего бюджета края на 2009–2011 гг., в основу которого ляжет среднесрочный финансовый план.

Кроме того, новый СФП утверждается в ведомственной структуре расходов. Без среднесрочных отраслевых программ его разработка просто невозможна. В крае сегодня принято 18 ведомственных программ, в рамках которых бюджетные ресурсы распределяются в зависимости от конкретных результатов. С этой целью приняты показатели результативности деятельности субъектов бюджетного планирования. Более 70% всех расходов краевого бюджета финансируется в рамках утвержденных программ.

Ведомственные программы стали серьезным шагом на пути внедрения в крае принципов БОР. Новая система позволила перейти от индексации расходов на коэффициент инфляции, которая давно никого не устраивала, к прямому управлению результатами. Причем при формировании бюджета на 2008 г. рассматривались два варианта: «заморозить» деньги и сформировать бездефицитный бюджет либо вложить средства в конкретные проекты. Мы выбрали второй вариант и разработали трехлетние программы развития отраслей. В каждой программе средства расписаны не просто общей суммой, а по конкретным задачам. На решение этих задач направлено дополнительно 9,3 млрд руб., что, собственно, составляет дефицит краевого бюджета. Теперь ясно, какие у нас есть средства, какие услуги за эти средства можно предоставить и что мы хотим получить через три года.

Одним из значимых механизмов оценки результативности бюджетного финансирования являются стандарты качества оказания государственных услуг, разработанные в рамках реформирования региональных финансов.

– Как работает этот механизм?

– На первом этапе были приняты стандарты качества бюджетных услуг. Сегодня в каждом краевом бюджетном учреждении есть документ, где четко прописано, какие услуги и в каком объеме здесь предоставляются. Любой житель края, решивший воспользоваться услугами бюджетного учреждения, вправе ознакомиться с этим документом и потребовать оказания услуги качественно и в полном объеме. Добавлю также, что в 2006 г. был утвержден перечень бюджетных услуг, которые могут оказывать автономные учреждения.

Для оценки реального качества предоставляемых услуг отраслевые агентства осуществляют постоянный мониторинг соответствия их качества принятым стандартам. Одновременно проводятся независимые опросы населения. На основе полученных данных выводится итоговая оценка качества, которая будет учитываться при подготовке проекта краевого бюджета на очередной финансовый год, что позволит корректировать перечень оказываемых бюджетных услуг, повышая их качество и доступность, и более точно разрабатывать проекты государственных заданий.

– Каким образом, кроме участия в социологических опросах, жители края могут вносить свои предложения по улучшению качества государственных услуг?

– Основной вектор бюджетного реформирования направлен на обеспечение прозрачности использования бюджетных средств. Каждый гражданин, исправно платящий налоги, имеет право знать, на какие цели и насколько рационально потрачены его деньги. С прошлого года все проекты законов в сфере бюджетной и налоговой политики публикуются на сайте совета администрации. Если раньше, например, о корректировках бюджета знали только в краевой администрации и Законодательном собрании, то сейчас они освещаются в СМИ и любой житель может принять участие в их обсуждении.

Кроме того, у нас принят закон «О публичной и независимой экспертизе проектов законов в области бюджетной и налоговой политики». Создан независимый экспертный совет из ведущих финансистов, экономистов, ученых края, который получает все проекты законов одновременно с депутатами и передает свое заключение в бюджетный комитет Законодательного собрания, причем выполняет эту работу на общественных началах, то есть бесплатно.

Отмечу, что за полтора года функционирования совета мы не получили отрицательного заключения ни на один закон. Однако предложения высказываются очень конструктивные. К примеру, совет указал, что в ведомственных программах не прописано, кто и как узнает, достигнуты ли за счет потраченных средств заявленные результаты. Сегодня мы готовим положение о докладах по результатам основной деятельности, обязывающее руководителей отчитываться по своему направлению.

Рис. 2. Ведомственная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Красноярском крае" на 2008-2010 гг.













– Будет ли осуществляться аналогичный проект для муниципальных образований?

– Повышение эффективности использования средств в территориях – еще одна серьезная задача. Поэтому реформирование финансов, безусловно, будет продолжено и в муниципальных образованиях края. Для территорий ежегодно будет проводиться конкурс, победители которого получат из краевого бюджета средства в поддержку реформирования муниципальных финансов. Уверен, что заявок будет много. В этом году уже названы первые семь территорий-победителей, в следующем к реформированию приступят еще семь.

В ближайшие годы реформа муниципальных финансов будет проведена во всех территориях края. Однако радикальных изменений в системе межбюджетных отношений не произойдет. В целом нормативы отчислений у нас не меняются с 2003 г. Положительный эффект от такой стабильности подтверждается цифрами. За последние три года доходная часть муниципальных бюджетов удвоилась, в прошлом году 60 из 62 муниципальных образований исполнили бюджет с дополнительными доходами. Итоги 2007 г. показали, что сложившаяся система межбюджетных отношений с четкими правилами финансового взаимодействия бюджетов успешно работает для всех территорий единого края.

Для дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений в 2008 г. введена новая трехлетняя краевая программа, которая станет дополнительным стимулом к улучшению показателей социально-экономического развития территорий.

– Каковы основные направления этой программы?

– Направлений будет пять. Одно из них я уже упоминал – это поддержка территорий в проведении реформы муниципальных финансов. За три года конкурс принесет победителям 500 млн руб. Работа муниципальных образований будет оцениваться по двум критериям: повышение эффективности использования бюджетных средств и открытость деятельности органов местного самоуправления. Деньги должны расходоваться по целевому назначению согласно утвержденному плану субсидий.

Кроме того, в рамках программы муниципальные образования ежегодно будут получать из краевого бюджета средства на капитальные расходы и дорожное хозяйство, поселениям будут предоставляться гранты на благоустройство. Территории, добившиеся наилучших показателей социально-экономического развития, также получат ощутимую поддержку из краевого бюджета. Ежеквартальный мониторинг качества управления местными бюджетами проводится уже два года, а теперь он будет подкрепляться денежным поощрением.

Программа стимулирования органов местного самоуправления является новаторской для края. Надеюсь, она будет способствовать решению многих проблем муниципальных образований, научит территории по-хорошему соревноваться друг с другом и заслуженно получать дополнительные бюджетные средства.

– В декабре 2007 г. краю были впервые присвоены три международных кредитных рейтинга. В какой мере бюджетный процесс в регионе учитывался при определении позиции края в рейтинговой шкале?

– Степень эффективности бюджетной политики субъекта – значимый критерий при получении рейтингов. Международные рейтинговые процедуры край проходил впервые, а это по определению предполагает более консервативные оценки. Однако все три международных агентства – Standart & Poor’s, Moody’s и Fitch – присвоили краю достаточно высокие рейтинги. В категорию инвестиционных они пока не попадают, но фактически представляют собой переходную ступень. К примеру, Standart & Poor’s присвоил региону рейтинг BB+, прогноз стабильный – выше только у Москвы, Санкт-Петербурга, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. По рейтингу Fitch край находится на четвертом месте после Москвы, Санкт-Петербурга и Татарстана, но у них прогноз стабильный, а у нас позитивный. Позитивный прогноз имеют всего три-четыре региона в стране.

Агентства также отметили высокое качество управления в Красноярском крае, единство законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления, существенный рост бюджета и диверсификацию налоговой базы. Определение кредитных рейтингов региона еще раз подтвердило тот факт, что позитивные изменения в бюджетной сфере края в значительной степени способствуют успешному экономическому развитию и привлечению инвестиций.



Справка «Бюджета»

Михаил Михайлович КОТЮКОВ, заместитель губернатора Красноярского края – руководитель Департамента финансов администрации края

Родился в 1976 г. в Красноярске.
В 1999 г. с отличием окончил Красноярский государственный университет, специальность «Экономист».
Трудовую деятельность начал в 1997 г. в должности главного экономиста кредитного отдела Главного финансового управления администрации края.
В 1999 г. назначен начальником контрольно-ревизионного отдела Главного финансового управления администрации края.
В 2001 г. возглавил финансовый отдел ОАО «Красноярскагропромдорстрой».
2002–2003 гг. – главный специалист отдела анализа финансово-кредитных ресурсов
и бюджетной политики, затем начальник отдела инвестиционных ресурсов и экологии Главного управления экономики и планирования администрации Красноярска.
В 2003 г. назначен заместителем начальника Главного финансового управления администрации края, в 2005 г. – первым заместителем руководителя Департамента финансов.
С марта по июль 2007 г. занимал должность проректора по финансовым вопросам Сибирского федерального университета.
С июля 2007 г. – заместитель губернатора края – руководитель Департамента финансов администрации края.





Валерий СЕМЕНОВ, первый заместитель председателя Законодательного собрания Красноярского края: «Хочу отметить последовательность и взвешенность проводимой финансовой политики, подтверждением этого служит стабильная экономическая ситуация в течение последних лет. Важнейшим показателем экономического роста является рост ВРП, который с 2005 г. увеличился более чем на 10%. Сейчас по объему ВРП на душу населения Красноярский край занимает 10-е место среди регионов России и второе – в СФО. Но возможности для дальнейшего экономического роста у края есть, что подтвердил недавно прошедший в Красноярске V экономический форум.

Финансовая политика края на протяжении последних лет остается социально направленной. В регионе сохранены все ранее предоставляемые льготы, и их перечень постоянно расширяется. Так, с 2008 г. все пенсионеры получили право бесплатного проезда на муниципальном транспорте; пенсионерам, ранее не имевшим льгот, предоставлена льгота по оплате медикаментов в размере 50%. Растет заработная плата работников бюджетной сферы. Увеличивается качество и перечень предоставляемых услуг здравоохранения за счет оснащения больниц и поликлиник современным оборудованием. Расширен перечень льгот для детей-инвалидов. Увеличены средства на содержание детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, проживающих в детских домах.
С 2008 г. для органов местного самоуправления введены стимулирующие положения по эффективному управлению муниципальными финансами. В течение последних трех лет из краевого бюджета выделяются значительные средства для решения наиболее затратных проблем муниципалитетов, среди которых капремонт и содержание межпоселенческих дорог, автозимников, строительство и капремонт дошкольных учреждений, школ, больниц, амбулаторий, объектов физкультуры и спорта, ЖКХ, благоустройство поселков.

Действующие законы края “О межбюджетных отношениях”, “О бюджетном процессе”, “Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления” позволяют более эффективно расходовать бюджетные средства, а сэкономленные деньги направлять на дополнительное финансирование социальной инфраструктуры».



Материал подготовила Ольга ЕФРЕМЕНКО
Источник: © Бюджет, 2008, № 3

Поделиться