Версия для печати 4284 Материалы по теме
Петр Пимашков
Красноярск вошел в десятку российских городов, которым в скором времени суждено принять участие в агломерационных процессах. Бурно развивающийся, динамичный сибирский город уже вторгается на сопредельные территории. О том, как скоро эволюционные экономические процессы воплотятся в конкретных планах, рассказывает глава Красноярска Петр ПИМАШКОВ.

– Петр Иванович, сегодня все чаще звучит слово «агломерация». Не оказались ли мы вновь под обаянием пришедшего из Европы новшества?

– Агломерация – геополитический процесс, не имеющий европейской или азиатской «прописки». Это следствие роста мегаполисов, необходимости прирастать новыми территориями, управлять системой расселения и выстраивать новые экономические и социокультурные связи для дальнейшего эффективного развития. Кстати, ученые-урбанисты всего мира в числе современных агломераций прежде всего называют Московскую.

– Может быть, лучше построить новый город, а не соединять несколько в один?


– Чем меньше город, тем меньше у него возможностей, ниже бюджетная обеспеченность. Локализация городов не позволяет создать качество городской среды, отвечающее высоким требованиям постиндустриальной экономики. А значит, мы не сможем добиться высокого качества жизни для жителей малых, локальных городов.

Агломерация – это система поселений и возникшая между ними инфраструктура, которая дает возможность сформировать единую политику по основным направлениям развития территории. Отмечу, что агломерационный процесс не является признаком потери поселением самоидентификации.

– Существует несколько типов агломерации. К какому из них ближе красноярский сценарий?

– Сегодня мы выбрали для Красноярска моноцентрический тип агломерации. Такая структура, как прави­ло, включает в себя город-ядро и при­горо­ды-спутники. Границы определя­ются в радиусе 1,5-часовой транс­портной доступности. В сложившихся социально-экономических условиях наиболее органично объединение с Дивногорском, Сосновоборском, Емельяновским и Березовским районами.

Есть еще один тип агломерации – полицентрический. Ярким примером такого объединения является Европейский союз, где снят ряд административных барьеров между государствами. Города Европы имеют общие социально-экономические связи, между ними выстроена разветвленная, удобная транспортная инфраструктура. Каждый из крупных мегаполисов, являясь собственно городом-ядром, входит в систему таких городов.

– По отношению к Красноярску сценарий полицентрической агломерации в принципе не рассматривается?

– Ну почему же. Если следовать логике развития крупных городов, в определенный момент времени мы придем и к этому типу агломерации. Но здесь уже дело в динамике развития не только Красноярска, но и других сибирских столиц. Ученые-урбанисты считают, что органичнее всего полицентрическая агломерация Красноярска сложится с Новосибирском, Томском, Омском, Кемерово, возможно Иркутском, если он не войдет в Дальневосточную агломерацию.

– А у вас образуется Сибирская?

– Совершенно верно. Однако формирование Сибирской агломерации – длительный процесс. Прежде чем тема перейдет из общепознавательной плоскости в плоскость создания конкретных объединительных сценариев, пройдет немало времени. Сибирским городам предстоит сложный путь – от околопромышленных поселений до современных мегаполисов пост­индустриальной эпохи.

– Что такое околопромышленное поселение?

– Чтобы объяснить, придется вспомнить историю. Судьба сибир­ских городов во второй половине XX в. во многом решилась в годы Великой Оте­чественной войны 1941–1945 гг., когда предприятия европейской части России были эвакуированы в Сибирь: позднее на их базе началось индустриальное развитие Сибири 1960–1980 гг. Альфой и омегой, средоточием жизни в городской модели тех лет стали крупные предприятия. Вокруг них строились жилые микрорайоны, создавалась городская инфраструктура. Никогда основой города не мог стать, например, природный заповедник, огромный парк, деловой выставочный центр – только завод. Заметьте, цеха строились по береговому контуру рек, достаточно близко к центру города.

– Вы считаете, что это в корне неверно?

– Я не берусь критиковать руководителей тех лет. Перед ними стояли сложные задачи, и они их решали. Сибирь осваивалась, развивалась, множились рабочие места, строилось новое жилье. Исторически сложилась модель промышленного поселения как наиболее распространенная модель большого российского города. О Екатеринбурге, Челябинске, Красноярске так и говорили: крупные промышленные города. Это исторический факт, и любая критика здесь бесполезна.

Сегодня мы живем в совершенно других исторических условиях. Перед нами примеры тысяч городов мира, которые пошли по иному пути. У Красноярска тоже есть возможность, не теряя промышленного потенциала, стать гораздо более комфортным, удобным и красивым городом.

– В котором точками роста станут не заводы, а парки?

– Среди центров агломерационного развития называют, в числе прочего, и новые форматы досуга и отдыха: парки, аквапарки. Кстати, в ближайших планах у нас строительство сразу двух аквапарков, причем один из них станет крупнейшим за Уралом. Предстоит и реконструкция набережной, которая превратится в протяженную зону отдыха на левом берегу Енисея и площадку для возведения жилых массивов третьего тысячелетия на правом.

Центром притяжения может стать и природный заповедник «Столбы», который уже сейчас является визитной карточкой не только Красноярска, но и всего региона, и даже Сибирского федерального округа. Вблизи заповедника действуют парк флоры и фауны «Роев ручей», фан-парк «Бобровый лог». В идеале вся зона между Красноярском и Дивногорском может рассматриваться как площадка для развития ландшафтных и спортивных туристических комплексов с отлаженной гостиничной инфраструктурой.

Помимо туристических центров и парков, центром развития агломерации служит транспортная инфраструктура. Мы начали серьезную работу, цель которой – эффективнее использовать возможности железнодорожных путей. В итоге перемещаться между удаленными микрорайонами можно будет на экспресс-электричке. Кроме того, заканчивается строительство объездной дороги и четвертого моста через Енисей, проектируется пятый мост.

Безусловно, точкой роста Красноярской агломерации является и Сибирский федеральный университет, средоточие интеллектуального потенциала Сибири. Именно в СФУ будут создаваться и апробироваться новые инновационные технологии во всех областях жизни Красноярска. СФУ вместе с университетским библиотечным центром и студенческим кампусным городком станет столицей в столице. Отмечу, что некоторое время назад между сибирскими городами шла напряженная конкурентная борьба за право открыть вуз с федеральным статусом. Сейчас в России всего два таких университета: Южный в Росто­ве-на-Дону и Сибирский – в Красноярске.

О том, что СФУ имеет огромное значение для всей Сибири как центр развития науки и инновационных технологий свидетельствует и тот факт, что попечительский совет университета возглавил Дмитрий Медведев. В ноябре 2007 г. он встретился со студентами и преподавателями СФУ и обсудил с ними создание принципиально новой модели вуза третьего тысячелетия, ориентированной, в числе прочего, и на социально-экономическое развитие столицы края.

– Допустим, Сосновоборск и Дивногорск изначально планировались как города-спутники Красноярска, но объединение с целыми районами…

– Не забывайте, это пригородные районы Красноярска. Рассмотрим, например, ситуацию с Емельяновским районом. На территории района находится Красноярский аэропорт, там же строится мультимодальный хаб – логистический комплекс международного уровня. Естественно, рядом будут возводиться гостиничные комплексы, деловые центры. Сейчас территория Емельяновского района – по направлению к аэропорту – рассматривается как один из вариантов для размещения выставочного центра класса «Экспо».

– Зачем территория Емельяновского района нужна Красноярску – понятно, но зачем объединение району?


– У района к этому процессу совершенно явный интерес. Сегодня больше половины жителей Емельяново работают в Красноярске. Производители сельхозпродукции тоже сбывают товар в столице края. Емельяновцы приезжают в Красноярск за покупками, в кино, в театры, на концерты. В свою очередь, Емельяново является одной из площадок для строительства малоэтажных жилых микрорайонов, красноярцы проводят здесь лето на дачах, посещают местный торговый центр «Алпи». Иными словами, социально-экономические связи уже выстроены, сформирован и общий рынок труда. Однако, принимая огромный поток красноярцев, особенно в летнее время, Емельяново живет на скромный районный бюджет, который рассчитывается исходя из количества «коренных» жителей. Возникает диспропорция между объемом бюджетной обеспеченности и объемом оказываемых услуг – а это и скорая помощь, и пожарные, и уборка территории…

Агломерация строится на взаимной выгоде всех участников процесса. Объединение не должно быть «неравным браком».

– И когда начнется реализация агломерационного проекта?

– Объединить города и районы в одночасье не получится. Сейчас уже возникли социально-экономические предпосылки для слияния. Чтобы осуществить проект Красноярской агломерации, необходимо создать условия, при которых процесс пройдет органично и приведет всех участников к позитивным результатам.

Что это за условия? В первую очередь развитие транспортной инфраструктуры. Например, монорельсовая линия, соединяющая Красноярск и аэро­порт, существенно повысила бы мобильность жителей Емельяновского района, периферийное расположение не мешало бы им быстро преодолевать значительные расстояния. Кроме того, нужна единая хозяйственно-промышленная политика. Например, создание с помощью инновационных технологий новых экологически чистых производств на площадях красноярских заводов, расположенных на границе с сопредельными территориями.

Единая хозяйственная база позволит сформировать модель емкого и разнообразного рынка труда, а также перевести ряд производств и торгово-развлекательных центров на периферию. Все это должно происходить на фоне активной работы над повышением столичного статуса Красноярска, его превращением в крупнейший деловой и культурный центр.

Агломерация не является самоцелью. Скорее, это следствие программы стратегического развития Красноярска до 2020 г. и одновременно современный механизм управления ростом, позволяющий решать масштабные задачи, стоящие перед городом.

На одной из сессий V экономического форума шло обсуждения агломерационных сценариев для Красноярска. Выступавший в качестве эксперта главный архитектор Барселоны Хосе Асебильо Марин сказал: «Российские города должны стать городами». Безусловно, Красноярск и сегодня является одним из самых красивых сибирских городов, где сочетаются архитектурное наследие XIX в., новые решения градостроительства и уникальный природный ландшафт. Теперь же пришло время стать городом с высоким качеством городской среды и уровнем жизни людей. Именно такова цель всех наших инициатив, преобразований и геополитических слияний.



Справка «Бюджета»

Петр Иванович ПИМАШКОВ, глава Красноярска

Родился 2 июля 1948 г.
Окончил Сибирский технологический институт, Красноярскую академию цветных металлов и золота. Доктор экономических наук, профессор. Автор более 40 научных работ, учебных пособий для студентов экономических факультетов вузов.
Трудовую деятельность начал на Красноярском комбайновом заводе. Работал инженером-конструктором, заместителем начальника, а затем начальником цеха.
В течение шести лет был главой администрации Свердловского района Красноярска.
С декабря 1996 г. – глава города Красноярска.
Член исполнительного бюро Всемирной организации «Объединенные города и местные власти», высшего экономического совета Сибирского федерального округа, председатель совета муниципальных образований края.
Награжден орденами Почета, Дружбы, св. князя Даниила Московского II степени. Включен в почетный список ООН, имеет награду ООН «Хабитат» за весомый вклад в улучшение городской среды, высокие темпы жилищного строительства, повышение качества жизни горожан.
Победитель Всероссийского конкурса «Созидатель года», лауреат национальной общественной премии им. Петра Великого «За эффективное управление и достижение лучших социально-экономических показателей развития города», национальной общественной премии «Российский национальный олимп» в номинации «Мэр года».
По результатам I Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование» признан лучшим главой муниципального образования.





Красноярск находится в самом центре России, в междуречье небольшой Качи и великого Енисея. Острог, заложенный в 1628 г. казаками под началом воеводы Андрея Дубенского, первоначально называли «Красный яр». Статус города Красноярск получил в 1690 г., когда Сибирь была окончательно присоединена к России. В 1822 г. он стал центром Енисейской губернии.

Сегодня Красноярск – крупнейший промышленный и культурный центр Восточной Сибири, столица Красноярского края, второго по площади субъекта РФ. По предварительным данным, на 1 января 2007 г. здесь проживало 927,8 тыс. человек. Это современный индустриальный город с уникальной архитектурой, который уже несколько лет подряд признается одним из самых благоустроенных городов России. Восьмой год в краевом центре набирает обороты движение «Мой красноярский двор»: за несколько лет по этой программе реконструировано почти 850 дворов в разных районах.
Город занимает ведущие позиции в Сибири по объему промышленного производства. Наряду с традиционными для края производственными секторами: металлургией, энергетикой машиностроением – все более активно развивается новое производство – производство идей, технологий, проектов, которые позволят Красноярску сохранить лидирующие позиции и повысить свою инвестиционную привлекательность.

С середины 1960-х гг. город является крупным транспортным узлом. Через него проходят три важнейшие транспортные магистрали: Транссибирская железная дорога, автомобильная дорога федерального значения и река Енисей.

В 2003 г. разработана программа муниципальных облигационных заимствований для населения. Первый жилой дом, возведенный в рекордные сроки, сдан в декабре 2004 г. Всего за восемь лет в красноярские новостройки будет инвестировано через зай­мы более 3 млрд руб., что позволит построить более 260 тыс. кв. м жилья. Утверждена городская ипотечная программа «Молодой красноярской семье – доступное жилье».

Красноярск называют городом, устремленным в будущее. Он входит в пятерку городов – лидеров в сфере образования России. Здесь сосредоточен мощный научный потенциал, сложились богатые культурные и спортивные традиции. В Красноярске родились, получили образование и творили великий русский художник Василий Суриков, писатель Виктор Астафьев, оперный певец Дмитрий Хворостовский. Сейчас в городе есть пять профессиональных театров, Государственный ансамбль танца Сибири им. М. С. Годенко, хорошо знакомый зрителям более чем 50 стран мира.

Сегодня Красноярск позиционирует себя как город инноваций, партнерства и согласия. В ХХI в. он вступил как Город права, с четко прописанными правилами долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества власти, бизнеса и населения с учетом частных, корпоративных и общественных интересов.



Материал подготовила Юлия РАХИМКУЛОВА
Источник: © Бюджет, 2008, № 3
Поделиться