Екатерина Владимировна БУЦКАЯ, министр финансов Ульяновской области
Бюджет Ульяновской области уже долгие годы является социально ориентированным. Ежегодно львиная доля расходов направлена на обеспечение публичных услуг в сфере социальной политики, образования, здравоохранения. Для выполнения взятых на себя социальных обязательств Правительство Ульяновской области ведет активную работу по выявлению дополнительных доходных источников, оптимизации расходов и сокращению долговой нагрузки. Но при этом создание благоприятных условий для развития человеческого капитала по-прежнему является приоритетом бюджетной политики региона.
Резервы роста доходов
Результатом активной инвестиционной политики Правительства Ульяновской области, межведомственного взаимодействия региональных и федеральных органов власти, активной работы по противодействию теневому сектору экономики в регионе является интенсивный рост объема поступлений собственных доходов в консолидированный бюджет области. С 2015 года наша область занимала лидирующие места по темпу роста собственных доходов среди субъектов ПФО и Российской Федерации. В 2017 году положительная тенденция роста доходов региона продолжилась — за 11 месяцев сумма поступлений в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилась более чем на 2 миллиарда рублей, или на 5,1%. Темп роста собственной доходной базы в январе — ноябре 2017 года превышал среднеокружной на 0,1%.
В целях наращивания объема налогооблагаемой базы в 2018 году приняты меры, которые будут способствовать дальнейшему росту доходов областного бюджета Ульяновской области и местных бюджетов. Прежде всего Правительство Ульяновской области приняло решение о переходе с 1 января 2018 года на исчисление налога на имущество физических лиц и налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости согласно требованиям Налогового кодекса. Кроме того, с начала года повышены ставки транспортного налога на автомобили с мощностью двигателя свыше 200 лошадиных сил, яхты, катера, моторные лодки и снегоходы. Также отменено или приостановлено действие неэффективных либо низкоэффективных налоговых льгот, суммарный эффект от чего только в 2018 году ожидается в объеме 395,7 миллиона рублей.
Дополнительные доходы в сумме 200 миллионов рублей ожидаются в связи с отменой на федеральном уровне налоговой льготы по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого к учету после 1 января 2013 года. В соответствии с Налоговым кодексом на территории Ульяновской области будет действовать максимальный размер ставки этого налога — 1,1%. Таким образом, сумма дополнительных доходов бюджета Ульяновской области составит более 600 миллионов рублей.
Сокращение госдолга
В 2017 году мы принципиально по-новому подошли и к решению вопросов снижения долговой нагрузки. Перед нами стояли три задачи — сохранить государственный долг на безопасном уровне, но при этом изменить его структуру, то есть заменить коммерческие кредиты бюджетными, а также снизить расходы на обслуживание госдолга.
На торги по выбору банков-кредиторов привлекалось от четырах до шести участников в рамках каждой закупочной процедуры, в то время как в других субъектах ПФО — не более 2–3. Это позволило нам заключить 22 контракта на общую сумму 3,2 миллиарда рублей и уменьшить общую стоимость кредитов на 800 миллионов рублей. Кроме того, были перекредитованы дорогие контракты под ставки размером от 8,94 до 10,4%. Это привело к снижению средней ставки по коммерческим кредитам с 11,5 до 8,8% годовых. Реализация данных мероприятий позволила сократить расходы бюджета на обслуживание госдолга в 2017 году на 72 миллиона рублей.
7 декабря 2017 года у нас состоялся дебютный выпуск облигаций объемом 5 миллиардов рублей. Спрос инвесторов превысил предложение, что позволило установить ставку первого купона облигаций серии 35001 в размере 8,1% годовых. Выпуск облигаций позволил региону в декабре 2017 года получить экономический эффект в размере 36 миллионов рублей.
Всего расходы на обслуживание государственного долга в 2017 году снизились на 267 миллионов рублей, что составило более 14% от утвержденного плана по данному виду расходов. Эффект в 2018 году превысит 700 миллионов рублей, или более 36% от первоначального плана.
Бюджет развития
Бюджетная политика, проводимая Правительством Ульяновской области, ориентирована на эффективное и прозрачное управление государственными финансами, что является базовым условием для устойчивого развития экономики региона и социальной стабильности. На протяжении всего планирования бюджета проходили широкие общественные обсуждения. Формирование бюджета на 2018 год осуществлялось строго в соответствии с утвержденным графиком и рекомендациями федерального центра. Бюджет на ближайшую трехлетку верстался с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики, прогноза социально-экономического развития Ульяновской области на 2018–2020 годы, изменений налогового и бюджетного законодательства.
Впервые в 2018 году по аналогии с федеральным бюджетом на региональном уровне введено бюджетное правило, которое предполагает распределение дополнительных доходов бюджета Ульяновской области на решение приоритетных задач. Так, 50% сверхплановых поступлений будет направлено на исполнение указов Президента РФ, 25% — на развитие Ульяновской области в целях увеличения налогового потенциала и стимулирования экономически значимых отраслей, по 10% предусмотрено на погашение кредиторской задолженности и снижение долговой нагрузки, обслуживание государственного долга и еще 5% — в Резервный фонд Ульяновской области. Мы исходили из реальных финансовых возможностей и сформировали главный финансовый документ области таким образом, что при любой экономической конъюнктуре социальные обязательства будут исполнены.
Бюджет на 2018 год не только предполагает высокий уровень социальных расходов, но и является бюджетом развития. Предусмотрены средства на поддержку отдельных инвестиционных проектов, сельского и дорожного хозяйства в сумме 7,4 миллиарда рублей. Удельный вес расходов, направленных на бюджет развития, составит 15,5%. В 2018 году в полном объеме заложены расходы на дорожный фонд — 3,7 миллиарда рублей. На укрепление материально-технической базы учреждений образования предусмотрено более 1,2 миллиарда рублей, из которых основная сумма — 631 миллион рублей — будет направлена на строительство социально значимых объектов в сфере здравоохранения, спорта и культуры.
Как и прежде, правительство региона активно поддерживает малое и среднее предпринимательство, и в этом году на развитие данного направления в областном бюджете предусмотрено 224 миллиона рублей.
Кроме того, 163 миллиона рублей пойдет на благоустройство дворовых территорий, городских парков и мест общего пользования. Планируется направить 157 миллионов рублей на формирование инфраструктуры промышленной зоны «Заволжье» и индустриального парка «Димитровград». Несомненно, актуальным остается улучшение инфраструктуры наших аэропортов, на это выделено 58 миллионов рублей.
Расходы бюджета Ульяновской области запланированы, как и в прежние годы, по программному принципу и учитывают все первоочередные потребности региона. В 2018 году будут реализовываться 19 государственных программ с общим объемом финансирования 45,4 миллиарда рублей, что составляет 95,4% всех расходов областного бюджета.