Федеральные и региональные органы исполнительной власти активно внедряют проектное управление. Кадровая проблема — одна из ключевых, организациям не хватает проектных специалистов с необходимым уровнем квалификации. Вместе с тем сегодня лишь немногие образовательные учреждения качественно реализуют программы подготовки специалистов в области проектного управления в органах государственной власти.
Научно-образовательный Центр проектного менеджмента РАНХиГС (ЦПМ) — единственная на сегодняшний день образовательная структура, наделенная статусом центра компетенций по проектному управлению в организации проектной деятельности Правительства РФ и реализующая систему подготовки кадров в данной сфере. О процессе обучения государственных служащих новым механизмам управления журналу «Бюджет» рассказала заместитель директора ЦПМ доктор педагогических наук Наталья Сергеевна ГАРКУША.
— Наталья Сергеевна, расскажите, пожалуйста, в чем особенность образовательных программ, разработанных и реализуемых Центром проектного менеджмента?
— Центр проектного менеджмента РАНХиГС создан в августе 2016 года. Основные задачи центра — разработка методологии проектного управления, сопровождение федеральных приоритетных проектов и программ, развитие и оценка квалификации в сфере проектного управления участников проектной деятельности.
Вся учебно-методическая база сформирована на основе методологии проектного управления, разработанной федеральным проектным офисом совместно с нашим центром. Реализуемые образовательные программы разработаны с учетом модели компетенций, одобренной рабочей группой по развитию проектной деятельности при президиуме Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 февраля 2017 года. Данная модель позволила понять, какие знания и умения необходимо формировать в процессе развития компетенций участников проектной деятельности (рисунок).
Модель компетенций состоит из двух крупных блоков. Прикладные компетенции (их 12) включают в себя определенный набор знаний, необходимый для управления проектом, — это первый блок. Данные компетенции должны быть развиты у каждого специалиста и руководителя для того, чтобы уметь применять конкретные методы и инструменты в процессе реализации проектов. Второй блок — персональные и управленческие компетенции участников проектной деятельности, так называемые soft skills. Это важный аспект, поскольку в проекте нужны люди с определенными личностными качествами: лидерским потенциалом, умением работать в команде, принимать решения и так далее. Именно на развитие данных компетенций мы делаем основную ставку.
Центр подготовил программы различного уровня сложности, ориентированные на разных специалистов. Есть 80-часовой курс, направленный на формирование и развитие персональных, управленческих и прикладных компетенций; 16-часовая программа, дающая базовые знания о проектном управлении; 32-часовая программа, предполагающая углубленное изучение теоретических аспектов и, что самое главное, получение практических проектных умений. Мы стараемся закрепить полученные знания непосредственно в рамках командной работы по формированию конкретных проектов во время обучения. Это не просто учебные проекты, а решение реальных отраслевых стратегических и приоритетных задач.
В проектные команды могут входить специалисты из разных сфер и ведомств, которые при этом заинтересованы в решении какой-то общей глобальной проблемы. Ведь, как правило, осуществление проектов, особенно на федеральном уровне, требует включения в команду людей из разных органов власти, структур, организаций, подведомственных учреждений. И наша задача не только научить команду, решающую единую проблему, управленческим шагам, но и помочь сформировать реальную проектную команду, разработать и спланировать сам проект.
— Вы сказали, что работаете с реальными проектами, а кто эти проекты предлагает? Сами слушатели?
— Часть этих проектов уже инициирована в ведомствах, часть проектных идей генерируем в процессе обучения. Мы учим слушателей, как выделить проектную идею из существующей массы задач, проблем.
Безусловно, точки роста, которые мы выделяем и затем разрабатываем в форме проекта, должны быть связаны со стратегическими целями федеральных органов власти, ведомств, организаций. На сегодняшний день перевод государственных программ на проектное управление помогает нам в определении проектов для проработки в рамках образовательного процесса, так как в их структуре уже выделены и утверждены проектные идеи межведомственных и ведомственных проектов.
— Вы проделали огромную и уникальную работу по разработке системы обучения проектному управлению государственных служащих. Скажите, на какой опыт вы опирались в своей работе? Смею предположить, что, скорее всего, зарубежный, ведь в России проектное управление — достаточно новое явление.
— Я бы не сказала, что в нашей стране ранее не применяли проектный подход. Еще в советский период крупные проекты реализовывали с применением некоторых инструментов проектного управления. Например, календарные планы-графики — это типичный и эффективный проектный инструмент. Другое дело, что в России не было единой методологии управления, отсутствовали стандарты, руководства, своды знаний по проектной деятельности, где бы подробно описывались все процессы, и, самое главное, проектному управлению не обучали чиновников.
Вместе с тем за рубежом методологии проектного управления начали активно появляться в 80-х годах прошлого столетия. Были созданы целые институты, разработаны руководства, стандарты, где подробно прописаны все процессы, инструменты, методы управления проектами. Реализуются комплексные программы подготовки кадров в сфере проектного управления. Например, Правительство Великобритании совместно с Оксфордской бизнес-школой Саид успешно реализует программу по подготовке лидеров проектных команд (MPLA). В США для государственных служащих разработана федеральная программа подготовки к сертификации и формирования компетенций в области проектного менеджмента.
Безусловно, мы ориентировались на лучший зарубежный опыт. В то же время главным стержнем и основой, вокруг которых сегодня нарастает методическая, методологическая база, создаются общие положения, руководства, в том числе и в сфере развития проектных компетенций, является постановление Правительства РФ от 15 октября 2016 года № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».
— Насколько востребованы сегодня программы центра?
— Уровень зрелости, необходимый для принятия проектного управления государственными служащими, очень разный. Есть чиновники, которые готовы меняться, активно включаться во все новое, а есть те, которые сопротивляются изменениям. Им приходится объяснять, показывать на примерах и лучших практиках, какой эффект можно получить от применения инструментов проектного управления. И надо сказать, что уже сегодня мы переходим от этапа «сопротивления» через «вовлечение и принятие» к этапу «активного применения». Причем используются новые механизмы не только для реализации приоритетных проектов — коллеги, прошедшие обучение, инициируют, разрабатывают и реализуют межведомственные и ведомственные проекты.
Если говорить об активности федеральных органов власти, то совершенно все по-разному включены и в реализацию приоритетных проектов, и в применение проектного подхода. Хотелось бы выделить, например, активность Минфина России. Это одно из ведомств, которое изначально было особенно заинтересовано и мотивировано на изменение подходов в управлении в государственном секторе. Министерство интересует прозрачность и управляемость финансами, а проектное управление как раз обеспечивает развитие данных принципов. Сегодня Минфин России лидирует по количеству специалистов, прошедших обучение в нашем центре. На текущий год также поступило достаточно большое количество заявок не только от самого министерства, но и от подведомственных ему организаций.
Стоит отметить, что, конечно, более активно в обучение включены те министерства и организации, которые являются участниками и ответственными исполнителями приоритетных проектов. В целом к 1 января 2018 года ЦПМ обучил более 1460 человек.
Растет запрос на обучение и от регионов. Еще в прошлом году субъекты РФ воспринимали проектное управление настороженно, поскольку не понимали, какие шаги нужно предпринимать для того, чтобы внедрить новый подход. Теперь осознание того, что без обучения внедрить систему менеджмента проектной деятельности невозможно, пришло, и слушатели из регионов начали активно приезжать на обучение в ЦПМ. Кроме того, возрос интерес к обучению региональных команд, в связи с чем наши ведущие тренеры, спикеры с удовольствием выезжают в субъекты РФ и проводят обучение на местах.
Высока заинтересованность в дистанционном обучении, ведь многие, особенно коллеги из удаленных регионов, по разным причинам, как финансовым, так и в связи с занятостью, не могут себе позволить выехать на очное обучение. Для удовлетворения их потребностей мы перевели в электронный формат две самые востребованные программы. И сегодня можем предложить нашим слушателям хорошие дистанционные курсы с интерактивом, видеофрагментами лекций, содержательной тестовой частью.
— Отслеживаете ли вы карьерное движение ваших слушателей?
— Во многом это вопрос будущего, на сегодняшний день мы ведем реестры успешно закончивших обучение в ЦПМ и прошедших оценку квалификации участников проектной деятельности. Формирование пула квалифицированных специалистов в сфере проектного управления — это первоначальная задача, которую мы сейчас решаем. Но чтобы быть уверенными в надежности и успешности проектных управленцев для рекомендации их в другие проекты, необходимо оценить результаты и эффективность их проектной деятельности, что будет возможно сделать только по окончании реализуемых ими на данном этапе проектов.
— Что представляет собой оценка уровня квалификации?
— Оценка уровня квалификации ключевых участников проектов введена пунктом 24 постановления № 1050. На основании модели компетенции, функций, возлагаемых на участников проектов и прописанных в данном документе, мы разработали требования к их уровню квалификации: старших должностных лиц, руководителей, администраторов, участников проектов, а также руководителей и сотрудников проектных офисов. Они утверждены президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам в марте 2017 года. Оценку квалификации проводит только Центр проектного менеджмента РАНХиГС. Данной функцией ЦПМ наделило Правительство России.
Следует отметить, что оценка уровня квалификации — достаточно строгая двухчасовая процедура, с фиксацией на видеокамеру, через которую прошли все ключевые руководители и исполнители приоритетных проектов. Коллеги из Министерства образования РФ после прохождения оценки квалификации признались, что теперь на собственном опыте испытали, каково это — сдавать ЕГЭ. Никому и никаких поблажек не делается. Первая часть процедуры направлена на оценку прикладных компетенций. Вторая посвящена самооценке: по определенным критериям оцениваются персональные и управленческие компетенции. Отмечу, что с 1 апреля методика оценки будет изменена, доработана с учетом полученного опыта.
На сегодняшний день подтвердили свой уровень квалификации в сфере проектного управления 250 государственных служащих. Интересная закономерность — за последние четыре сессии, независимо от того, сколько человек оценивается — 30 или 70, восемь не проходят испытание. Это, конечно, совпадение, но мы проанализировали ситуацию и выяснили, что если человек не прошел обучение именно по программам ЦПМ, то ему просто не хватает знаний для того, чтобы ответить на конкретные вопросы, решить практические задачи.
Оценка квалификации является первой ступенькой системы сертификации, которая сейчас разрабатывается нами совместно с федеральным проектным офисом. Систему сертификации планируется зарегистрировать в Росстандарте и начать активно применять к концу этого года. Сертификация — более серьезная система оценки квалификации в сфере проектного управления, в которой будут учитываться опыт управления и участия в проектах различного уровня сложности, личностные характеристики, умение эффективно применять проектный инструментарий, а также многие другие критерии. Думаю, что скоро эта система будет востребована не только для органов власти, но и для сотрудников других организаций, реализующих проектный подход и желающих подтвердить свою квалификацию в сфере проектного управления.
— Прохождение оценки квалификации — платная услуга?
— Для федеральных органов власти и для всех участников приоритетных проектов — бесплатная. В соответствии с положением постановления № 1050 участники проектов обязаны пройти оценку, а мы обязаны ее обеспечить. Для всех остальных желающих — это платная процедура, но стоимость ее невелика и доступна даже студентам.
— Общаясь со слушателями, вы обращаете внимание на проблемы, озвучиваемые ими, вычленяете трудные вопросы?
— Безусловно, это так. Особенно первые полгода мы очень скрупулезно подходили к оценке того, что нам говорят в рамках обучения слушатели, какие задают вопросы, что непонятно, поэтому, естественно, мы меняли и адаптировали программы под потребности участников проектной деятельности. Кроме того, у нас в некоторые программы, особенно в «Управление проектами в органах власти: углубленные знания», включен разбор типовых ошибок, которые допускаются при организации проектной деятельности, при реализации проектов, при оформлении документов.
У нас уже есть некий пул вопросов, которые стабильно нам задают, поэтому мы стараемся предвосхищать их и в рамках изложения теоретического материала более детально их рассматривать. В ходе практических занятий особенно акцентируем внимание на проблемные зоны, например на особенность формулировки измеримой, конкретной, ограниченной по времени цели проекта. Или предлагаем оптимальное решение, например как можно сократить сроки проекта при организации параллельного выполнения некоторых мероприятий и так далее.
— Вы запустили программу создания региональной партнерской сети учебных центров. Расскажите, что это за ноу-хау?
— Это действительно ноу-хау, которое впервые запустил Центр проектного менеджмента РАНХиГС. Россия большая, и у нас нет возможности обучить всех желающих по нашим программам. Поэтому хотим привлечь лучших преподавателей во всех регионах, а также тренеров, хорошо зарекомендовавших себя в Москве, готовых выезжать в субъекты для обучения коллег. Чтобы избежать профанации и формального подхода, мы разработали систему конкурсного отбора преподавателей и в ноябре — декабре прошлого года провели первую волну процедуры аккредитации, в ходе которой было отобрано девять человек. До марта мы закончим вторую волну аккредитации.
Стоит отметить, что все преподаватели, подавшие заявку на участие в аккредитации, проходят обучение по нашим программам и, конечно же, оценку квалификации. Кроме того, они подтверждают свой преподавательский опыт, демонстрируют умение применять эффективные педагогические технологии работы со взрослой аудиторией, показывают насколько глубоко понимают содержание образовательных программ, системы проектного управления... Одним словом, процедура отбора очень основательная, благодаря чему мы сегодня имеем ряд преподавателей, которые успешно транслируют идеи проектного управления, помогают проектным командам в регионах.
Подготовила О. В. ИЗУТОВА