Субъекты РФ наравне с разработкой стратегий экономического развития своих территорий обязаны формировать макроэкономический прогноз. Об опыте работы над данным документом Архангельской области рассказывает Елена Сергеевна КУТУКОВА, заместитель губернатора Архангельской области — руководитель представительства при Правительстве РФ, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук.
Как известно, базовым документом, определяющим цели, задачи и основные приоритеты развития региона на долгосрочную перспективу является стратегия социально-экономического развития. Также к документам стратегического планирования, разрабатываемым на региональном уровне, относится прогноз социально-экономического развития субъекта. Рассмотрим суть и структуру этого документа на примере Прогноза социально-экономического развития Архангельской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, отдельных показателей Прогноза социально-экономического развития Ненецкого автономного округа на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов. Этот документ одобрен Правительством Архангельской области в октябре прошлого года. Разработан прогноз в трех вариантах: базовый, консервативный и целевой.
В основу данного документа были положены предложенные Минэкономразвития России и одобренные Правительством РФ сценарные условия, стратегия социально-экономического развития Архангельской области. Также при составлении прогноза учитывались: основные направления бюджетной и налоговой политики региона, особенности и внутренние возможности экономики области, анализ социально-экономической ситуации, сложившейся в предыдущие годы, оперативные данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области. Прогноз был разработан путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода, как того требует пункт 4 статьи 173 БК РФ.
Уточнение ключевых параметров прогноза Архангельской области на 2018 год произошло на основании данных по текущей ситуации в области, актуальной информации региональных министерств. А также на основании конъюнктурных и спросовых изменений и предпочтений потребителей согласно перспективным планам производственных предприятий и иных объективных причин. Вместе с тем стоит подчеркнуть, что прогноз региона не обозначает возможные риски, а также количественные и качественные оценки вероятности наступления возможных событий, которые негативным образом могут сказаться на достижении прогнозируемых показателей. Также документ не содержит анализа факторов, оказавших в предыдущие годы существенное (как положительное, так и отрицательное) влияние на сложившиеся тенденции в основных видах экономической деятельности региона. Между тем эта информация необходима для своевременного принятия управленческих решений. Контрольно-счетная палата Архангельской области в своем заключении на проект бюджета региона отметила необходимость предусмотреть в прогнозе анализ рисков.
Рассмотрим основные характеристики областного бюджета на текущую трехлетку (таблица 1). Доходная часть бюджета на 2018 год по сравнению с параметрами, установленными законом об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (в редакции от 9 октября 2017 года), увеличилась на 4,3%, из них налоговые и неналоговые доходы — на 8,1%. Если рассматривать исполнение бюджета за прошедший год, то рост доходов по сравнению с прогнозом составил 2,9%, из них налоговых и неналоговых доходов — 5,9%. Темпы роста доходной части областного бюджета на 2019 и 2020 годы по отношению к параметрам предыдущего года составляют 103,4 и 103,9% соответственно.
Расходы областного бюджета на 2018 год по отношению к параметрам, заложенным в законе об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, увеличились на 0,2% (121,4 миллиона рублей), а по отношению к исполнению за 2017 год — сократятся на 0,4% (299,7 миллиона рублей). Расходы областного бюджета на 2019 год сократятся на 2,5% (1718,2 миллиона рублей) к планируемым расходам текущего года. Такое сокращение обусловлено в основном необходимостью погашения в указанном периоде бюджетных и банковских кредитов на общую сумму 1731 миллиона рублей. В 2020 году регион планирует увеличить свои расходы на 7,7% (5188,1 миллиона рублей) по отношению к расходам 2019 года.
Сокращение населения региона
Первый вопрос, который вызывает тревогу, — сокращение населения региона. Прогнозные показатели подтверждают ежегодную динамику снижения численности населения Архангельской области в целом. При этом доля городского населения ежегодно увеличивается, сельского — снижается, что свидетельствует об оттоке населения из сельской местности в города.
В 2016 году численность постоянного населения Архангельской области (среднегодовая) составила 1126,03 тысячи человек, из них: городское население — 875,85 тысячи человек (77,8%), сельское население — 250,18 тысячи человек (22,2%). Согласно прогнозу среднегодовая численность постоянного населения области в 2017 году составила 1117,83 тысячи человек, а уже в 2018 году в регионе будет постоянно проживать 1109,51 тысячи человек, в 2019 году — 1101,62 тысячи, в 2020 году — 1093,78 тысячи человек.
Сальдо миграции в 2016 году составило -6266 человек. В 2017 году оценивалось как -6500 человек. В 2018 году прогнозируется -6100 человек, в 2019 году — -5980 человек, в 2020 году — -5885 человек. Следует отметить, что за последние четыре года самое высокое сальдо миграции было в 2015 году и составило -8086 человек, в 2014 году чуть меньше — -7727 человек.
По ряду лет коэффициент смертности в регионе превышает коэффициент рождаемости. Естественная убыль в 2016 году прогнозировалась на уровне 1322 человека, фактически же составила 2161 человек, что более чем в 1,6 раза превышает ожидаемый показатель. По оценке, в 2017 году естественная убыль населения региона составит 2056 человек, в прогнозируемом периоде в 2018–2020 годах — 2015, 1942 и 1870 человек соответственно. Среди регионов СЗФО в 2016 году по числу выбывшего населения Архангельскую область, как и в 2015 году, опережает только Республика Коми.
Бедность
Бедность — это вторая проблема, которая нас волнует. В Прогнозе социально-экономического развития РФ на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения (уровень бедности) составила в 2016 году 13,5%, в 2017 году — 12,8, в 2018 году ожидается 12,3%, в 2019 году — 11,8, в 2020 году — 11,2%.
Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения в Архангельской области в 2016 году составила 14,3%, в 2017 году — 14,2, в 2018 году ожидается 14,1%, в 2019 году — 14, в 2020 году — 13,9%. Согласно пояснительной записке к прогнозу снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума по базовому варианту данного документа основано на ожидаемом постепенном росте всех видов доходов и их реального содержания. Сравнение показателей численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения в Архангельской области и в Российской Федерации на 2017 год и прогнозируемый период 2018–2020 годов представлено в таблице 2.
Общая тенденция снижения показателя уровня бедности в Архангельской области соответствует общероссийской, однако указанный показатель в Архангельской области в среднесрочном периоде относительно аналогичных показателей в РФ увеличивается. Показатель доли населения с доходами ниже прожиточного минимума напрямую связан с показателем прожиточного минимума, который может корректироваться. Согласно прогнозу фактическая величина прожиточного минимума в Архангельской области в 2016 году составила 12 216,5 рубля при ожидаемом минимуме в 12 330 рублей. В 2017 году величина прожиточного минимума составила 12 674,62 рубля при прогнозе 12 900 рублей. Тенденция снижения показателя величины прожиточного минимума по сравнению с региональным Прогнозом социально-экономического развития на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 годов отмечается и в 2018–2019 годах. Так, согласно базовому варианту прогноза на 2018 год величина прожиточного минимума определена в 13 215 рублей, притом что в прогнозе на 2017 год в первом варианте прогнозируемая величина на 2018 год составляла 14 190 рублей.
Региональные программы
Проект областного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, как и в предыдущие годы, сформирован в основном по программному принципу. Сведения о бюджетных ассигнованиях, планируемых в рамках программ Архангельской области, представлены в таблице 3. Перечень государственных программ региона, на реализацию которых предусмотрены бюджетные ассигнования на текущую трехлетку, сформирован из 22 ранее действующих программ и одной государственной программы, действие которой началось в 2018 году, — «Формирование современной городской среды в Архангельской области (2018–2022 годы)».
Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ за счет средств областного и федерального бюджетов на 2018 год предусмотрен в сумме 67,9 миллиарда рублей, что на 107,8 миллиона рублей, или 0,2%, меньше объемов финансирования, утвержденных в государственных программах. В отношении 2019 и 2020 годов объем предусматриваемых в проекте бюджета ассигнований на реализацию государственных программ области также не соответствует объемам финансирования, утвержденным указанными государственными программами.
При этом все мы помним о требовании пункта 2 статьи 179 БК РФ, которое определяет, что госпрограммы должны быть приведены в соответствие с областным законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в отношении текущего финансового года не позднее двух месяцев со дня вступления его в силу. Кроме того, в части объемов финансирования государственных программ на 2019–2020 годы также имеет место несоответствие пункту 2 статьи 172 БК РФ, в котором определено, что составление проектов бюджетов основывается на государственных программах (проектах государственных программ, проектах изменений указанных программ).
Модельный бюджет
В данной статье хотелось бы затронуть еще одну проблемную тему: это новый подход Минфина России к решению вопроса об оказании финансовой помощи тому или иному региону — «модельный бюджет». Сегодня многие регионы волнует вопрос: каким образом происходит взаимоувязка «модельного бюджета», разрабатываемого Министерством финансов, и ситуации в субъекте РФ? Архангельская область тут не исключение.
Проблема в том, что в соответствии с расчетами Минфина России (до распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности) сократился уровень бюджетной обеспеченности Архангельской области на текущий год с 0,636 до 0,629. Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности региона сокращен на 174 миллиона рублей. Вместо 8,998 миллиарда рублей область получит 8,824 миллиарда рублей.
Основная причина произошедшего в том, что Минфин России, оценив налоговый потенциал региона, определил точки роста: в первую очередь увеличение поступлений от налога на прибыль организаций и акцизов на алкогольную продукцию, спирт этиловый, вина и пиво. Однако на практике налоговая база региона не растет такими темпами, как определило финансовое ведомство. Очевидно, что методология расчета налогового потенциала недостаточно учитывает тенденции и специфику субъектов РФ и темпы их развития.
На наш взгляд, при расчете налогового потенциала регионов, а именно налога на прибыль на плановый год, на федеральном уровне необходимо предусмотреть использование различных дефляторов для каждого субъекта РФ, которые бы в большей степени учитывали тенденции развития, динамику основных социально-экономических и бюджетных показателей каждой территории. Сейчас, как известно, Минфин России использует единый дефлятор для всех регионов. Кроме того, необходимо сформировать проактивную аналитику, которая отслеживала бы изменение показателей социально-экономического развития региона и бюджетных показателей, влияющих на межбюджетные трансферты, и информировала бы о возможных проблемах в связи с изменением того или иного показателя.
Таблица 1. Основные характеристики областного бюджета на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг., млн руб.
Показатель |
2018 |
2019 |
2020 |
Доходы бюджета |
67 025,2 |
69 332,4 |
72 012,6 |
Из них налоговые и неналоговые доходы |
51 869,0 |
54 982,9 |
57 891,7 |
Расходы бюджета |
68 879,6 |
67 161,4 |
72 349,5 |
Дефицит (-), профицит (+) |
-1854,4 |
2171,0 |
-336,9 |
Уровень дефицита по отношению к налоговым и неналоговым доходам, % |
3,6 |
- |
0,6 |
Таблица 2. Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения Архангельской области и РФ, %
Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Оценка |
Прогноз |
Прогноз |
Прогноз |
|
Российская Федерация |
12,8 |
12,3 |
11,8 |
11,2 |
Архангельская область |
14,2 |
14,1 |
14,0 |
13,9 |
Отклонение (стр. 2 — стр. 1) |
+1,4 |
+1,8 |
+2,2 |
+2,7 |
Таблица 3. Расходы областного бюджета на 2018–2020 гг., сформированные в рамках программ, млн руб.
Наименование |
2018 |
2019 |
2020 |
Государственные программы |
67 867,0 |
64 390,5 |
67 995,0 |
Иные программы |
25,8 |
4,0 |
0,0 |
Итого расходов на реализацию программ |
67 892,8 |
64 394,5 |
67 995,0 |
Всего расходов бюджета |
68 879,7 |
67 161,4 |
72 349,5 |
Удельный вес расходов на реализацию программ в общей сумме расходов бюджета, % (стр. 3 / стр. 4 х 100) |
98,6 |
95,9 |
94,0 |