Елена Николаевна ГИРЕВА, ведущий эксперт Центра развития конкурентной политики и государственного заказа ВШГУ РАНХиГС
В 2017 году в законодательство о контрактной системе было принято большое количество поправок. Самый долгожданный и объемный пакет изменений был подписан Президентом РФ уже в конце декабря. О некоторых изменениях, принятых в минувшем году, часть из которых уже действует, а часть будет вступать в силу в течение 2018-го, а также 2019 года, расскажем в данной статье.
Планирование
В первую очередь стоит напомнить, что с 1 января 2018 года вступила в силу новая редакция пункта 3 Требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд[1]. Изменения были внесены постановлением Правительства РФ от 25 января 2017 года № 73. В соответствии с новыми нормами итоговый объем денежных средств по каждому коду КБК и по каждому соглашению о предоставлении субсидии необходимо указывать отдельными строками.
Также с начала текущего года вступили в силу изменения, внесенные в пункт 11 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд[2]. Согласно новой редакции данного пункта заказчики, осуществляющие закупки для обеспечения федеральных нужд, обязаны включать в план-график закупок обоснование начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяемого в соответствии со статьей 22 Закона № 44‑ФЗ, с указанием включенных в объект закупки количества и единиц измерения товаров, работ, услуг (при наличии).
Очевидно, что данные нововведения усложнили жизнь заказчику, обязав его предоставлять больше сведений. Но не все так плохо. Например, Федеральный закон от 31 декабря 2017 года № 504‑ФЗ внес изменения, которые, напротив, упростили работу для заказчиков. Так, с 1 июля текущего года заказчик может не выдерживать паузу в десять дней между изменением плана-графика и размещением извещения в случаях несостоявшихся закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Теперь внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.
Обеспечение заявки
Кроме того, Закон № 504‑ФЗ изменил правила расчета обеспечения заявки на участие в процедурах определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Согласно новым нормам Закона № 44‑ФЗ заказчик в обязательном порядке устанавливает требование о внесении обеспечения заявки только в том случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 5 миллионов рублей. Если Н(М)ЦК варьируется от 5 миллионов до 20 миллионов рублей, то обеспечение устанавливается от 0,5 до 1% от начальной (максимальной) цены контракта. Если Н(М)ЦК более 20 миллионов рублей, то обеспечение составит от 0,5 до 5%.
Возможность не устанавливать обеспечение заявки для закупок с Н(М)ЦК менее 5 миллионов рублей позволит заказчику привлечь больше поставщиков для участия в закупке, тем самым получить наиболее выгодное предложение для заключения контракта.
Стоит отметить, что с 1 июля 2019 года участник будет вправе сам определять, каким образом вносить обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе или аукционе в электронных формах. Помимо денежных средств может быть использована банковская гарантия. Это нововведение напрямую связано с переходом на электронные виды торгов. Выбор способа обеспечения положительно повлияет на конкуренцию в закупках, позволит большему количеству участников поучаствовать в процедуре определения поставщика.
В соответствии с обновленной статьей 44 Закона № 44‑ФЗ старый порядок внесения обеспечения для участия в закупке (перевод денежных средств на счет участника на электронной торговой площадке) действует до 30 июня текущего года. С 1 июля участники должны будут вносить обеспечение заявки на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливает Правительство РФ. С одной стороны, это новшество разгрузит работу операторов электронных площадок, а с другой, скорее всего, увеличит срок поступления и зачисления денежных средств в качестве обеспечения заявки. Поскольку на первых этапах применения этой системы, возможно, будут возникать проблемы как со стороны банков, так и со стороны участников закупок. Трудности у последних могут возникнуть в случае множественности счетов, открытых в разных банках для участия в торгах на разных площадках.
В ожидании электронной формы
В соответствии с изменениями, предусмотренными Законом № 504‑ФЗ, открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений и запрос котировок с 1 июля 2018 года заказчики вправе проводить на электронных площадках. С 1 января 2019 года применение электронной формы определения поставщиков станет обязанностью.
Законом № 504‑ФЗ закреплены новые понятия, такие как «электронная площадка», «оператор электронной площадки», «специализированная электронная площадка» и «оператор специализированной электронной площадки». Правительство РФ должно утвердить перечень операторов электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 Закона № 44‑ФЗ, а также перечень операторов специализированных электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктами 1 и 3 части 2 статьи 24.1 данного закона.
Также в обновленном законе о контрактной системе предусмотрена возможность взимания операторами электронных площадок с поставщиков (подрядчиков, исполнителей) платы за участие в электронных процедурах. Размеры платы и порядок ее взимания предстоит определить Правительству РФ. В то же время предоставление доступа к информации о проведении электронной процедуры будет оставаться бесплатным. Бесплатной будет и аккредитация поставщиков на электронных площадках.
Стоит обратить внимание на то, что в электронных процедурах смогут участвовать только юридические лица, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в ЕИС в качестве участников закупок и аккредитованные на электронных площадках. В связи с чем Законом № 504‑ФЗ предусмотрено создание единого реестра участников закупок. Радует факт, что для регистрации в реестре поставщикам не придется предоставлять выписки из ЕГРЮЛ либо ЕГРИП, а также учредительные документы, ИНН. Все эти сведения будут собраны автоматически посредством информационного взаимодействия с государственными информационными системами. Новая статья 24.2, введенная Законом № 504‑ФЗ в закон о контрактной системе, как раз посвящена вопросам регистрации участников закупок в ЕИС, их аккредитации на электронных площадках, а также регистрации в едином реестре участников закупок.
Использование усиленной квалифицированной электронной подписи станет обязательным для подписания электронных документов в ЕИС и на электронных площадках с 1 июля 2018 года. Напомним, что в настоящее время участники закупок для этих целей используют усиленные неквалифицированные электронные подписи.
Унификация документации
С 1 июля 2018 года Правительство РФ вправе определить типовую форму заявки для участия в электронных процедурах определения поставщика. Также Правительство РФ может разработать и установить требования к содержанию, составу и порядку разработки типовой документации о закупке. Эти типовые формы будут обязательны для применения как заказчиком, так и поставщиком.
Касательно форм заявок никаких особых изменений это нововведение не принесет. В конкурсах и котировках на бумаге и ранее использовались типовые формы, обязательные для применения. Унификация документации — несомненный плюс для поставщиков (подрядчиков, исполнителей), который позволит излагать информацию для участников в понятном и единообразном виде.
Иные изменения законодательства о контрактной системе
Часть 1 статьи 31 Закона № 44‑ФЗ дополнена пунктом 11, определяющим новые требования к участникам закупок в виде отсутствия у них ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ. Какие именно ограничения, закон не расшифровывает.
Также в соответствии с новым пунктом 11 статьи 31, в случае если заказчик отказался от заключения контракта с победителем закупки (например, если участник не соответствует требованиям, установленным законодательством о контрактной системе, предоставил недостоверную информацию и т. д), он вправе заключить контракт с участником закупки, предложившим такую же, как и победитель, цену контракта или же сделавшим лучшее предложение по цене контракта, следующее после условий, предложенных победителем. В данной ситуации заказчик может руководствоваться порядком, установленным для заключения контракта в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта.
Теперь допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак (при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент») при закупках товаров, а не только работ и услуг, как это было в предыдущей редакции. Также из Закона № 44‑ФЗ исключено требование о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Вместе с тем необходимо напомнить, что, описывая объект закупки, заказчик должен учитывать положения приказа Минэкономразвития России от 9 июня 2016 года № 362. Так, при размещении госзаказа на поставку осветительных приборов для зданий, магистральных дорог и улиц общегородского значения доля приборов, отличных от светодиодов, не должна превышать в 2018 году 70% от общего объема таких заказов в натуральном выражении (в 2017 году — 90%).
Контракты жизненного цикла заказчики вправе будут заключать, а не обязаны, как это было ранее предусмотрено статьей 34 Закона № 44‑ФЗ.
Правительство РФ получило право устанавливать порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, а также устанавливать требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Поэтапные отчеты об исполнении контрактов по статье 94 Закона № 44‑ФЗ необходимо будет составлять только в случае, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ или когда цена контракта превышает один миллиард рублей.
Надо сказать, что эта норма значительно облегчит работу заказчиков. Также положительным моментом для заказчиков является и увеличение срока для подачи сведения в реестре контактов с трех рабочих дней до пяти. А вот ложкой дегтя стала обязанность заказчиков с 1 января текущего года сообщать в реестр контрактов дополнительные сведения, а именно данные о гарантии качества товара (работ или услуг), срок действия гарантии качества, данные о наступлении гарантийного случая, сведения об исполнении стороной гарантийного обязательства. При этом стоит помнить, что в случае нарушения обязанности по предоставлению сведений и документов, которые подлежат включению в реестр контрактов, заказчику грозят штрафные санкции. Штраф в этом случае может составить 20 тысяч рублей.
С 1 января 2018 года возобновлено действие положений абзаца второго пункта 14, абзаца второго пункта 15 (в части неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок объектов контроля до устранения ими выявленных нарушений) Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Закона № 44‑ФЗ[3], в отношении федеральных заказчиков. Последние теперь не могут размещать в ЕИС информацию и документы, являющиеся объектом контроля, до устранения нарушений, выявленных Федеральным казначейством, органами управления государственными внебюджетными фондами. При этом «блокирующий» контроль в отношении заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения государственных нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, по-прежнему приостановлен до 1 января 2019 года.
В заключение напомним об изменениях, внесенных Федеральным законом от 18 июля 2017 года № 178‑ФЗ в пункт 3 статьи 72 БК РФ. Согласно новой редакции указанной статьи государственные (муниципальные) заказчики вправе заключать государственные (муниципальные) контракты в период отзыва лимитов бюджетных обязательств в целях их приведения в соответствие с законом о бюджете в размере, не превышающем объема принимаемых бюджетных обязательств, поставленных на учет в порядке, установленном финансовым органом.
Совокупный объем закупок: считать по-новому
С 1 января 2019 года в расчет совокупного годового объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 Закона № 44‑ФЗ, не включаются закупки, контракты по которым заключены с единственным поставщиком в соответствии с пунктами 25–253
части 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ по результатам несостоявшихся торгов, организованных для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. С января будущего года такие контракты заказчики будут учитывать в объеме закупок, осуществленных у СМП и СОНКО.
[1] Утверждены постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 года № 552.
[2] Утверждены постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 года № 553.
[3] Утверждены постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 года № 1367.