XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
июня 2024 года
Версия для печати 2124 Материалы по теме
Воспитать себе партнера

Дмитрий Вадимович ФОТИНОВ, руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области, государственный советник РФ 2-го класса

Чтобы более точно и правильно оценить значение налоговой грамотности населения в современных условиях, необходимо рассматривать это направление деятельности с позиции главной задачи налоговой службы — формирования бюджета как основы социально-экономического развития страны, благополучия и безопасности россиян.

Сегодня наблюдается устойчивый рост налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации, что происходит в условиях действия двух факторов, которые, по сути, не могут этому способствовать. Первый — это неизменность налоговых ставок (за исключением ставок по акцизам), второй — весьма незначительное увеличение макроэкономических показателей. Факторный анализ, проведенный специалистами ФНС России, показывает, что в условиях нынешней экономической ситуации до 30% роста налоговых поступлений обеспечивает повышение качества налогового администрирования. Налоговые органы последовательно сокращают разрыв между реально поступившими во все уровни бюджета суммами и теми, которые должны поступить, именно благодаря новым подходам и методам работы.

Сравнительно недавно — всего лишь 6–7 лет назад — ФНС сделала сенсационное заявление, которое противоречило традиционному видению ее задач, объявив себя сервисной службой. Установка на сервисность была не имиджевым ходом, рассчитанным на положительную реакцию бизнеса и мирового сообщества, а продуманной программой новой стратегии службы, ответом на вызовы времени и запросы налогоплательщиков. При этом задача создания комфортных условий для исполнения налоговых обязательств, снижение, а в дальнейшем и полное устранение административных барьеров напрямую связывались с увеличением реального вклада службы в формирование бюджета.

Партнерские отношения

Сравнительно недавно во взаимодействии налоговиков и налогоплательщиков появилось такое понятие, как партнерские отношения. Их формированию придается большое значение. На это нацелены многие новые формы и методы работы налоговых органов, такие как риск-ориентированный подход к выбору объектов контроля, размещение в открытом доступе критериев налоговых рисков и др.

Основой партнерских отношений является налоговая грамотность и налоговая культура населения, без которых невозможно достичь необходимого уровня взаимопонимания всех субъектов налогового процесса. И хотя с математической точностью нельзя вывести зависимость уровня собираемости налогов от уровня налоговой культуры населения на каждой конкретной территории, практика дает убедительные доказательства наличия такой взаимосвязи. Именно поэтому Федеральная налоговая служба в последнее время уделяет так много внимания изучению и внедрению передового опыта работы по этому направлению.

Оценка налоговой грамотности

Ростовская область в последние годы утвердилась как один из лидеров в разработке и внедрении проектов повышения налоговой культуры и грамотности всех слоев населения. Создание благоприятной информационной среды и система налогового просвещения жителей области существенно повлияли на степень удовлетворенности налогоплательщиков региона работой налоговых органов. Так, если средний уровень удовлетворенности оказанием налоговых услуг по Российской Федерации составляет 98,7%, то в Ростовской области в настоящее время он достиг 99%. А две-три десятых процента — это сотни и тысячи налогоплательщиков, у которых с налоговыми органами установлены отношения взаимного доверия и понимания.

Для более точного определения информационной стратегии и создания адресных информационных потоков УФНС по Ростовской области провело социологический опрос, показавший уровень осведомленности граждан о своих налоговых обязательствах и наличия необходимого для уплаты налогов объема операционных знаний. В выборку вошли 350 жителей Ростова-на-Дону, не являющихся предпринимателями. Ответы на вопрос: «Знаете ли вы, какие налоги и в какие сроки должны уплачивать?» — распределились следующим образом: 51% — знают; 33% — платят налоги просто по уведомлениям из налогового органа; 11% — просто знают, что такое налог и что его нужно платить, а в остальном не разбираются; 5% не смогли дать содержательного ответа.

Бюджет формируют добросовестные налогоплательщики 

Основной объем бюджетных поступлений формируется за счет добровольной и своевременной уплаты налогов хозяйствующими субъектами различных категорий. Именно эти поступления, а не суммы, взыскиваемые по результатам контрольных мероприятий, на 90% формируют бюджеты различных уровней.

Опрос показал, что необходимый уровень информированности имеется только у каждого второго из опрошенных. При этом можно допустить, что какая-то часть респондентов, желая дать социально приемлемые ответы, завышала реальный уровень своей информированности. Треть респондентов исполнение своих обязательств поставили в прямую зависимость от наличия побуждающих факторов со стороны налоговых органов (получение уведомлений). То есть результаты опроса подтвердили необходимость дальнейшего усиления работы по информированию населения, в том числе адресного.

В налоговом просвещении различных категорий населения и возрастных групп УФНС по Ростовской области пошло по пути соединения уже действующих форм повышения налоговой грамотности и вновь разработанных в единую многоступенчатую систему налогового образования. Наиболее успешными стали разработанные управлением совместно с научными, общественными организациями, с рядом областных ведомств программы налогового обучения молодежи — от младших школьников до студентов профильных высших учебных заведений.

Для самых маленьких

Постигать азы налогового законодательства и получать первые навыки ответственного налогоплательщика в Ростовской области имеют возможность даже малыши. Посещая созданную по инициативе управления налоговую инспекцию в детском городе профессий «КидБург», в форме увлекательной игры на базе специально разработанных интерактивных сервисов дети проходят всю процедуру начисления и уплаты налогов, выступая при этом попеременно в роли налогоплательщика и налогового инспектора.

Создана визуализация процесса исполнения налоговых обязательств — игровая зона «КидБурга» по своему интерьеру максимально приближена к офису налоговой службы, в ходе игры используется налоговая атрибутика. Презентацию профессии главного налогового инспектора проводит мастер, прошедший подготовку в управлении по основам налогового законодательства. Специально для «КидБурга» УФНС разработало три программных продукта, адаптированных для младших возрастных групп. С их помощью дети знакомятся с порядком расчета и уплаты НДФЛ и транспортного налога, с порядком получения налогового вычета на обучение, учатся заполнять декларации и формировать платежное поручение для банка.

Для старшеклассников

Следующая ступень — налоговое просвещение школьников старших классов. Здесь управлению удалось объединить возможности вузов, общественных организаций, различных ведомств. Совместно с банком «Центр-инвест», Южным университетом (ИУБиП) и Министерством общего и профессионального образования Ростовской области разработан и успешно реализуется проект «Повышение налоговой грамотности школьников». В проекте задействовано почти 400 школ области. Более 35 тысяч старшеклассников приняли участие в уроках налоговой грамотности, из них почти 13,5 тысячи посетили интернет-платформу
налоговыйвсеобуч.рф. 283 школьника получили сертификаты об успешном прохождении обучения, а лучшие из них стали участниками областной Олимпиады по налоговой грамотности, победитель которой — учащийся сельской школы — получил сертификат на обучение в Южном университете (ИУБиП).

Совместная работа налоговых органов и высших учебных заведений Ростовской области имеет уже немалую историю. Решается задача повышения общего уровня налоговых знаний студенческой молодежи, а также улучшения профессиональной подготовки студентов, специализирующихся в сфере финансов и налогообложения. Этим целям служат: практика и стажировки студентов в налоговых органах области, участие опытных сотрудников налоговых органов в учебном процессе, привлечение преподавателей вузов в качестве консультантов или экспертов по различным вопросам теории налогообложения, участие студентов в работе с населением в Дни открытых дверей.

Результатом новых подходов к взаимодействию с вузами стало создание в РГЭУ (РИНХ) специализированной учебной аудитории и консультационного Центра областного налогового управления. Аналогичные структуры работают и в Донском государственном техническом университете, и в Южно-Российском государственном политехническом университете. Взаимодействие с крупнейшими вузами ростовским управлением ведется на основе соглашений о сотрудничестве, что не только придает этой работе системность, но и четко определяет цели совместной работы и обязательства сторон.


Совещание по налоговой грамотности
85.png

Основные задачи налоговых органов по обеспечению высокого качества обслуживания налогоплательщиков и предоставления госуслуг были рассмотрены на межрегиональном совещании-семинаре, которое прошло в Ростове-на-Дону. В числе организаторов — ФНС России, редакция журнала «Налоговая политика и практика», УФНС России по Ростовской области, ростовские вузы РГЭУ (РИНХ) и ИУБиП. В совещании приняли участие представители налоговых органов Южного федерального округа, Республики Крым, бизнес-сообщества, общественных формирований и исполнительной власти Ростовской области, Приволжского и Северо-Западного институтов повышения квалификации ФНС России.

Впервые проблемы повышения налоговой культуры населения рассматривались на опыте работы налоговых управлений целого округа. Социальный эффект повышения налоговой грамотности населения и процесс формирования у студенчества осознанного отношения к обязанностям налогоплательщика стали центральными темами выступлений ректоров ростовских вузов — А. У. Альбекова (РГЭУ (РИНХ)) и И. Г. Акперова (ИУБиП).


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно