Версия для печати 5662 Материалы по теме
Успехи и неудачи АПК

В последние годы благодаря поддержке государства сельское хозяйство остается драйвером экономического развития страны. Вместе с тем в АПК сохраняется множество нерешенных вопросов, в том числе касающихся механизмов государственной поддержки отрасли. Об этом шла речь на парламентских слушаниях «О совершенствовании механизмов государственной поддержки агропромышленного комплекса РФ», проведенных Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

Круг проблем сельскохозяйственной отрасли, которые требуют безотлагательного решения, обозначил председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию М. П. Щетинин. По его мнению, особую озабоченность вызывают рост цен на материально-технические ресурсы, в первую очередь на горюче-смазочные материалы, низкая обеспеченность сельскохозяйственной техникой и оборудованием, высокий уровень износа основных фондов в сельском хозяйстве.

Также серьезной проблемой АПК является низкий уровень доходности и закредитованность сельскохозяйственных предприятий. По данным Банка России на 1 декабря 2017 года, задолженность субъектов АПК перед банками составила 2,6 триллиона рублей. При этом объем просроченной задолженности превысил 208 миллиардов рублей. Как отметил сенатор, решение всех этих проблем напрямую зависит от объема и эффективности государственной поддержки отрасли.

Господдержка для точек роста

По словам заместителя министра сельского хозяйства, статс-секретаря И. В. Лебедева, в прошлом году более 40% всех средств государственной поддержки было направлено на стимулирование так называемых точек роста — направлений, по которым до сих пор еще не выполнены показатели доктрины продовольственной безопасности. В первую очередь это молочное и мясное скотоводство, овощеводство и садоводство.

Справка «Бюджета» 

Благодаря такой мере государственной поддержки, как компенсация прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию объектов АПК, в 2017 году поддержано 192 инвестиционных проекта (два оптово-распределительных центра, семь семеноводческих центров, четыре селекционно-генетических центра, 52 овощехранилища и пр.) на сумму порядка 15,8 миллиарда рублей.

Как подписаться на журнал?

Благодаря запуску нового механизма льготного кредитования (под 5%) в сельскохозяйственной отрасли в 2017 году наблюдался настоящий кредитный бум. Чтобы не отвлекать оборотные средства, например, на обслуживание кредитов, проведение посевной, закупку ГСМ и т. д., сельхозпроизводители охотно пользовались новым инструментом. По данным, озвученным заместителем министра, в прошедшем году банки заключили с заемщиками почти 8 тысяч кредитных договоров на сумму 650 миллиардов рублей, в том числе объем инвестиционных кредитов оценивается в 450 миллиардов. «Это в три раза больше, чем в 2016 году, когда инвестиционных кредитов было привлечено на сумму 152 миллиарда рублей», — озвучил данные Лебедев. По его словам, на полученные кредиты будет построено 54 тепличных комплекса, 91 молочный комплекс, будет модернизировано 108 перерабатывающих предприятий, приобретено более четырех тысяч единиц техники, в том числе 1,5 тысячи комбайнов и тракторов.

Поскольку льготное кредитование — механизм новый и при этом достаточно сложный, то избежать некоторых недочетов не удалось. Однако, как заметил замминистра, уже сегодня механизм перенастроен и те моменты, которые не устраивали получателей, откорректированы. «Первое и самое важное, что нам удалось сделать, — наделить регионы правом самостоятельно определять объемы кредитования по приоритетным направлениям, а также устанавливать максимальный размер льготного краткосрочного кредита на одного заемщика исходя из того объема бюджетных средств, который получает субъект РФ, — сообщил Лебедев. — Тем самым мы ушли от навязывания индикативной шкалы, задававшей курс развития отрасли, по которому должны были двигаться регионы, даже если этот курс был не всегда успешным».

Несмотря на то что Минсельхоз России постоянно совершенствует действующие механизмы господдержки отрасли, проблемы остаются. Например, предусмотренная возможность для заемщиков, получивших краткосрочный коммерческий кредит после 1 июля 2017 года, перейти на льготный кредит, а с 1 января текущего года рефинансировать взятый ранее льготный инвесткредит, пока трудно реализуема. Это связано с тем, что перевод коммерческих кредитов на льготную ставку считается реструктуризацией, а согласно положению Банка России от 28 июня 2017 года № 590-П банк в этом случае обязан создавать дополнительные резервы. «Минсельхоз России предлагает отказаться от такого правила и упростить переход на льготное условие», — озвучил предложение Лебедев. Кроме того, ведомство предлагает разрешить перевод коммерческого кредита на льготную ставку при условии, что задолженность заемщика по налогам не превышает 5% суммы его чистых активов.

Остается еще один нерешенный вопрос, а именно соблюдение требований предельного уровня софинансирования возмещения части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов АПК со стороны регионов. «Есть опасения, что регионы не смогут выдерживать установленную планку по обязательствам софинансирования, что ставит под угрозу ту инвестиционную активность, которую мы сегодня имеем, — поделился своими опасениями Лебедев. — Регионы уже предупреждают нас о том, что им не хватит средств». По оценкам Минсельхоза России, недофинансирование составит порядка 5 миллиардов рублей.

Конкуренция и экспорт

По данным Минсельхоза, в 2017 году объем российского экспорта сельхозпродукции составил 20 миллиардов долларов. Это в 15 раз больше, чем в 2000 году. За 2014–2016 годы мировой рынок продовольствия вырос в два раза, а российский продовольственный экспорт за этот же период увеличился в семь раз. «Мы активно тесним наших конкурентов, — отметил Лебедев. — Однако чтобы выполнить задачу, поставленную Правительством РФ по увеличению объема экспорта продовольствия до 30 миллиардов к 2025 году, нужно модернизировать производство, повышать эффективность отрасли». По словам заместителя министра, по всей стране модернизировано лишь 30% предприятий АПК.

Что касается обновления парка сельскохозяйственной техники, то здесь ситуация более оптимистичная. В 2017 году аграрии приобрели 23 тысячи единиц техники. На эту меру поддержки было направлено 15,7 миллиарда рублей.

На парламентских слушаниях было озвучено, что доля российской техники на внутреннем рынке в прошедшем году впервые за постсоветскую историю превысила 56%. Как отметил директор Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Е. А. Корчевой, российские производители запустили много новых моделей сельхозтехники. «Ростсельмаш», например, запускает новый комбайн «Нову», предназначенный для небольших фермерских хозяйств. Это стало возможно благодаря постановлению Правительства РФ № 1432, в соответствии с которым производителям возмещается 15–20% стоимости сельхозтехники. В реализацию данного постановления уже вложено 10 миллиардов рублей.

По словам Корчевого, в рамках постановления Правительства РФ № 547 производителям машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности также предоставляются субсидии в размере 15% от цены оборудования при условии его реализации конечным потребителям со скидкой в рамках договоров купли-продажи, заключенных с 1 января 2017 года. «Мы разработали стратегию пищевого машиностроения, тем самым дали важный сигнал инвесторам в данной отрасли, — поделился информацией представитель Минпромторга России, — очень надеемся, что в этом году ее утвердят».

Однако и в данной сфере не все так радужно. Если ситуацию с засильем иностранной зерноуборочной, кормоуборочной техники, тракторов и т. д. удалость переломить (как уже было сказано выше, доля продукции отечественного агромашиностроения на российском рынке доведена до 56%), то технику для садоводства в России не производят вообще. Вопрос об этом на слушаниях подняли представители регионов.

Провалы сельского хозяйства

Заявляя об успехах товарного производства в сельскохозяйственной отрасли, мы забываем о глобальных провалах по отдельным направлениям, о них-то и напомнил замминистра сельского хозяйства Лебедев. «Когда мы говорим, например, о росте производства мяса птицы, о том, что мы выполнили показатели доктрины продовольственной безопасности по данной продукции, забываем сказать, что 99,7 процента инкубационного яйца мы завозим из-за границы, — отметил спикер. — То есть по данному направлению мы находимся в полной зависимости от зарубежных поставщиков. Аналогичная ситуация складывается по семенам сахарной свеклы, картофеля, подсолнечника».

В текущем году на государственную поддержку сельского хозяйства в федеральном бюджете предусмотрено более 240 миллиардов рублей. Однако, несмотря на впечатляющую сумму, по словам Лебедева, в текущем году Минсельхоз России не сможет поддержать новые проекты. Для того чтобы сохранить приток инвестиций в отрасль, выполнить уже взятые обязательства перед сельхозпроизводителями, поддержать реализацию новых проектов отрасли дополнительно понадобится порядка 30 миллиардов рублей.

Как отметил сенатор Щетинин, Правительство РФ уже дало поручение Минфину России изыскать дополнительные ресурсы для сельскохозяйственной отрасли. «Наша задача — совместно с Минсельхозом не только обосновать необходимость получения дополнительных ресурсов, но и предложить рациональный механизм их освоения по наиболее важным направлениям развития отрасли», — резюмировал председатель комитета.

На защиту фермеров

Вице-президент АККОР О. В Башмачникова, естественно, затронула проблемы фермеров. По ее словам, 41 миллиард рублей, выданных фермерам в виде льготных кредитов, не решил проблему недоступности кредитов для малых форм хозяйствования. «В настоящее время доступ к капиталу у малых производителей практически отсутствует. Только 2,7 процента фермеров получают льготные кредиты, — отметила спикер. — Невозможно говорить о доступности инвестиций в технологии. И эта проблема носит системный характер».

Башмачникова предложила ряд мер по улучшению ситуации с доступом фермеров к финансовому рынку. В частности, создать специальные фонды поддержки малого бизнеса в АПК, настроенные на инвестирование в микро- и малые предприятия. Важно развивать институт кредитной кооперации, при этом необходимо проработать вопросы распространения механизма льготного кредитования на сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы, а также снижения к ним требований Центробанка. Кроме того, по ее мнению необходимо расширить программы льготного лизинга техники, оборудования и сельскохозяйственных животных.

18% НДС за яблочко

Председатель Комитета Липецкого областного Совета депутатов по вопросам АПК и земельных отношений Д. Н. Еремеев озвучил проблемы садоводства. В частности, он обратил внимание на то, что сегодня вся продукция сельского хозяйства облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 10%, а для фруктов и ягод ставка неоправданно высокая — 18%. «Поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие снижение НДС, просто необходимы, — считает липецкий депутат. — Снижение финансовой нагрузки даст толчок для развития садоводства, позволит снизить цены на продукцию».

О. В. ИЗУТОВА

 


Поделиться