Версия для печати 2220 Материалы по теме
Поддержать экспортера

Группа Российского экспортного центра — государственный институт поддержки несырьевого экспорта, в рамках которого для российских компаний разработан комплексный инструментарий нефинансовых и финансовых услуг. Управляющий директор Группы РЭЦ по международному развитию Анна Владимировна БЕЛЯЕВА рассказала нашему журналу о развитии российского экспорта в страны Латинской Америки, расширении географии присутствия за рубежом и в регионах России, а также наиболее востребованных услугах и мерах поддержки экспортной деятельности.

— Анна Владимировна, как бы вы оценили состояние экономических связей между Россией и странами Латинской Америки? По каким группам товаров, по вашему мнению, можно ожидать рост экспорта в ближайшие пару лет в данном регионе?

— Латиноамериканское направление — одно из приоритетных с точки зрения имеющихся экспортных поставок и возможностей для их дальнейшей интенсификации. Стремление к стратегическому партнерству есть как с российской стороны, так и у наших коллег в странах Латинской Америки. При поддержке Группы РЭЦ реализован ряд проектов группы компаний «Инкотекс» в области энергосберегающего уличного освещения, было открыто представительство ООО «СёрчИнформ», предоставляющего ИT-решения в области информационной безопасности, в Буэнос-Айресе (Аргентина) для развития бизнеса в странах Латинской Америки. Общий объем поддержанного Группой РЭЦ экспорта в страны региона составил в 2017 году 2,3 миллиарда долларов.

Помимо развития экспорта готовой продукции и услуг перспективным, на наш взгляд, представляется сотрудничество в рамках крупных инфраструктурных проектов, поскольку это позволяет не только повысить уровень локализации, но и планировать долгосрочное взаимодействие в целом ряде отраслей. Это железнодорожное, транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, энергетика (в том числе возобновляемая), технологии энергосбережения. Наши железнодорожники рассматривают возможности участия в местных программах модернизации и реконструкции, ожидаются дополнительные заказы на поставку троллейбусов и электробусов, есть серьезный взаимный интерес в строительстве солнечных парков, обновлении уличного освещения, реализации ИT-проектов.

Справка «Бюджета» 

В настоящее время в Группу Российского экспортного центра интегрированы Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (АО «ЭКСАР») и АО «Росэксимбанк», что позволило оптимизировать ресурсы и создать эффективные бизнес-процессы по предоставлению комплексных услуг экспортно ориентированным компаниям.

— Кто сегодня главный партнер России в Латинской Америке? Присутствует ли Российский экспортный центр на данном континенте?

— Основные точки роста сосредоточены в странах с наибольшим объемом внутреннего рынка плюс там, где российские компании представлены исторически: Аргентине, Мексике, Боливии, Бразилии, Колумбии, Кубе, Никарагуа, Перу. Следуя за российскими экспортерами и ориентируясь на их растущие потребности расширения географии бизнеса за счет Латинской Америки, мы поэтапно выстраиваем свое присутствие в регионе. В 2016 году в Аргентину был направлен представитель РЭЦ, который в данный момент работает на базе торгпредства России.

В дальнейшем мы планируем развитие как в форме агентской сети, так и в собственном формате. Сейчас изучаем запросы бизнеса, чтобы определить наиболее подходящую локацию для организации полноценной точки присутствия Группы РЭЦ. В качестве одной из таких возможных локаций предварительно нами рассматривается Мексика.

— Российский экспортный центр среди своих целей обозначает развитие приоритетных направлений экспорта, включая модернизацию экспортной логистической инфраструктуры на таких направлениях, создание российских торговых домов, а также российских промышленных зон на ключевых экспортных рынках. Данная работа уже начата?

— Мы придерживаемся комплексного подхода в продвижении российской продукции на зарубежных рынках в зависимости от их особенностей и потребностей экспортеров. Наша цель — не только оказание необходимой поддержки на всех этапах жизненного цикла экспортных проектов, но и участие в создании и развитии общей инфраструктуры для их реализации и увеличения.

Что касается логистики, то РЭЦ оказывает консультационные услуги по организации логистических маршрутов, расчету их примерной стоимости, а также оформлению необходимых документов. Для налаживания предметного взаимодействия с российскими компаниями на местах, а также более точной настройки нашей работы на приоритетных экспортных рынках работаем над расширением зарубежной сети присутствия как в собственных форматах, так и в форме агентской и партнерской сетей. Наши точки присутствия расположены в Аргентине, Беларуси, Таджикистане, Казахстане, Вьетнаме, Азербайджане, Узбекистане, Китае и Иране. Кроме того, прорабатываем формат Торгового дома РЭЦ. Российские компании смогут использовать его не только в качестве площадки для встреч с контрагентами, но и как временный офис.

Помимо этого, мы ведем работу по организации зарубежных деловых миссий для российских компаний. Это позволяет на месте проработать возможные варианты сотрудничества с потенциальными иностранными покупателями, понять уровень заинтересованности и оперативно скорректировать экспортную стратегию. В октябре 2017 года РЭЦ были организованы масштабные комплексные деловые миссии в Мексику, Парагвай и Колумбию с участием руководства и представителей более 30 российских компаний. Они представляли различные отрасли экономики: сельхозмашиностроение, производство сложных удобрений, судостроение, железнодорожный транспорт, автомобильную промышленность, фармацевтику и медицинское оборудование, строительство объектов инфраструктуры, энергетическое машиностроение, ИT-сектор, авиа- и вертолетостроение. Всего мероприятия деловых миссий посетили свыше 450 российских и зарубежных участников и делегатов. В рамках бирж контактов, которые состоялись по окончании пленарных частей, было организовано более 150 целевых B2B встреч между представителями российских и латиноамериканских предприятий. По итогам мы проводим серьезную работу по дальнейшему сопровождению и мониторингу реализации достигнутых договоренностей, активно предлагаем свои инструменты поддержки для максимально эффективной проработки проектов.

— РЭЦ ставит задачу расширить географию своего присутствия в регионах России. В каком формате организуется это присутствие?

— Региональные представительства РЭЦ создаются в двух форматах: обособленные подразделения (собственные представительства) и партнерские точки присутствия. На сегодняшний день создано 15 собственных представительств Группы РЭЦ и 23 партнерские точки присутствия. Партнерские точки присутствия создаются посредством заключения соответствующего соглашения с региональными центрами поддержки экспорта, представительствами ТПП, «ОПОРЫ России» и «Деловой России».

План открытия точек присутствия формируется каждый год. В 2018 году у РЭЦ должно появиться 35 точек присутствия в 25 регионах, к 2025 году — более 40 точек присутствия в 40 регионах.

— Какие наиболее значимые внутренние барьеры (законодательные, административные) для развития несырьевого экспорта вы могли бы отметить?

— В 2017 году в пилотном режиме РЭЦ запустил мониторинг условий экспортной деятельности, направленный на оперативное выявление барьеров. Его результаты показывают, что трудности чаще всего связаны с получением различных разрешительных документов, валютным контролем, возмещением экспортного НДС, логистикой.

Системную работу по устранению барьеров мы ведем в рамках мероприятий приоритетных проектов основного направления стратегического развития Российской Федерации «Международная кооперация и экспорт». Кроме того, в РЭЦ функционирует отдельное направление по сопровождению экспортных проектов, которое обеспечивает оперативное преодоление сложностей, возникающих в рамках реализации конкретных экспортных контрактов. Также мы активно развиваем информационную поддержку экспортеров через специальный ресурс «Навигатор по барьерам и требованиям рынков», где собраны наиболее актуальные данные по действующим барьерам за рубежом, специфика и особенности торгового регулирования рынков с учетом действующего законодательства.

— Согласно стратегии развития РЭЦ до 2019 года он должен в той или иной форме обеспечить поддержку почти 22 тысяч российских экспортеров. Что показал прошедший 2017 год — насколько востребованы услуги центра? Какие виды услуг пользуются наибольшей популярностью?

— Согласно предварительным данным за 2017 год, количество экспортеров, воспользовавшихся услугами Группы РЭЦ (РЭЦ, ЭКСАР, «Росэксимбанк»), составило 7,8 тысячи компаний. Среди наиболее востребованных нефинансовых продуктов можно выделить услуги по поиску потенциального покупателя; кроме того, существует большой спрос на кредитно-страховую поддержку. Крайне востребованы курсы Школы экспорта группы РЭЦ, экспортеры также активно пользуются нашими онлайн-услугами.

Подготовил С. Б. ДЗГОЕВ


Поделиться