Версия для печати 1996 Материалы по теме
«Сейчас хорошее время для международной торговли»

Организация «ПроЧили» — государственный институт поддержки экспорта товаров и услуг из Чили. Также он работает над привлечением зарубежных инвестиций и туристического потока. Является подразделением Министерства иностранных дел Чили. Директор «ПроЧили» в России, полномочный министр — советник Посольства Чили в Российской Федерации Хосе Кампусано Аларкон рассказал о торговых отношениях, которые сложились между Россией и Чили на сегодняшний день.

— Господин Кампусано, в чем, на ваш взгляд, причины недостаточного присутствия российского экспорта в Чили?

— Правительство Чили прикладывает огромные усилия для продвижения чилийского экспорта за границу. На сегодняшний момент организация «ПроЧили» имеет 53 офиса на 43 рынках по всему миру. Что касается продвижения российского экспорта в Чили, мне кажется, что предпринимаемые меры недостаточны. Ко мне обращается много российских бизнесменов, которые хотят вести бизнес с нашей страной, предполагая, что мы работаем и в обратном направлении. Иногда мы можем помочь им советом, если располагаем необходимой информацией, но в целом данный вопрос не находится в сфере наших полномочий. Им должно заниматься государственное учреждение России.

Другой возможной причиной недостаточного присутствия российского экспорта в Чили является сосредоточенность российского экспорта на углеводородах, таких как нефть и газ. Но в то же время я вижу много товаров и услуг, которые могли бы иметь успех на нашем рынке. Как один из примеров, Чили могли бы быть интересны наблюдения российских спутников для определения мест пожаров или движения рыбы на море. Но, к сожалению, данные услуги нам не предлагают.

Еще одна причина — последствия холодной войны. Исторически Чили более тесно сотрудничало со странами Западной Европы и Северной Америки. В то же время считаю, что есть огромный потенциал для российских товаров в Чили. По данным за 2013 год, Чили импортировало 4574 наименования товаров. Страны Евразийского союза экспортируют 4343 наименования товаров. Я соотнес эти товары между собой, и оказалось, что совпадают 3468 позиций. А Евразийский союз экспортирует в Чили только 99 из них, из которых Россия — 56.

Когда меня спрашивают, почему Чили не покупает товары в России, я отвечаю, что это все-таки не наша вина. Россия должна активнее продвигать товары на нашем рынке. Мы могли бы оказать помощь в данном вопросе, так как «ПроЧили» имеет огромный опыт. Мы работаем уже 43 года и накопили много знаний в вопросе продвижения экспорта на иностранные рынки. С приходом демократических правительств началось настоящее открытие Чили как надежного торгового партнера. Если вы сравните текущие показатели с теми, что были 43 года назад, окажется, что они увеличились более чем в 58 раз.

— Вы коротко рассказали про вашу организацию. Какие еще задачи и цели стоят перед «ПроЧили»?

— Продвижение экспорта является нашей основной целью. В последние годы в основном мы занимаемся продвижением продуктов питания. Чили имеет уникальные условия для их производства. С севера мы защищены пустыней Атакама, на юге — регионом Патагония, с востока — высокими Андами, с запада — Тихим океаном. Поэтому болезни растений и животных не могут просто так проникнуть на территорию Чили. Наши фитосанитарные службы проводят тщательный контроль на границах с Аргентиной, Перу и Боливией. Все это позволяет производить продукты питания высокого качества.

В последние годы наша организация все больше внимания обращает на продвижение разных услуг в таких отраслях, как, например, горная промышленность. Растет такое интересное направление, как продвижение продукции киноиндустрии, музыкальной индустрии, а также издательского дела. Другой задачей является развитие экспорта малых и средних предприятий. В начале срока нашего президента только три процента малых и средних предприятий экспортировали свою продукцию. Сейчас это цифра составляет около десяти процентов.

«ПроЧили» пользуется разными способами продвижения товаров и услуг. До прошлого года по всему миру проходило мероприятие под названием «Вкус Чили». Мы представляли наши продукты, проводили гастрономические мероприятия с дегустациями всемирно известных чилийских вин. Вино не является ведущим экспортным товаром Чили по объему проданной продукции, оно наш посол, открывающий двери для других товаров.

 — Как вы оцениваете прошедший год в плане экспорта в Россию чилийских товаров?

— Конечно, если оценивать предыдущие годы, то самым успешным был 2014-й. Я связываю это, в частности, с тем, что в связи с изменением курса рубля многие компании в последние месяцы года начали закупать большое количество товаров, тем самым увеличивая свои запасы. 2015 и 2016 годы были плохими по сравнению с 2014-м. По некоторым товарам экспорт упал на 40 процентов. В 2017 году мы увидели положительные изменения. По продуктам питания экспорт вырос на 28 процентов. Отличный результат показал товар, который Россия начала покупать у Чили в прошлом году, — медный концентрат.

Всего в 2017 году в Россию было экспортировано продуктов питания на сумму 576 миллионов долларов (в 2016 году — 506 миллионов), а медного концентрата — на 138 миллионов долларов. Если учитывать все товары, то экспорт составил 722 миллиона долларов. Увеличение объемов связано не только с нашей работой, но и с выходом российской экономики из кризиса.

Хочется упомянуть, что санкции против западных стран не сильно повлияли на наш экспорт в вашу страну, даже с условием заявлений России о покупке санкционных товаров в Латинской Америке. Наоборот, мы видим, что 2015 и 2016 годы были очень плохими для нас. Безусловно, на эти результаты повлияло снижение покупательной способности россиян. Сейчас мы видим улучшение ситуации. Я могу это говорить, потому что чилийские товары, возможно, не самые дорогие, но и не самые дешевые. И сейчас наши продукты вновь набирают объемы. Из этого я могу сделать вывод, что люди стали переходить с более дешевых продуктов на чуть более дорогие и качественные.

— Какие препятствия существуют на российском рынке для дальнейшего продвижения чилийских товаров?

— В принципе особых препятствий не существует. Конечно, есть ценовые барьеры. Цены на наши товары увеличиваются из-за высоких налогов и пошлин. Мы уже несколько раз высказывали властям стран Евразийского союза свою заинтересованность в переговорах по заключению соглашения о свободной торговле. Оно бы позволило развивать дальше не только чилийский экспорт, но и российский. По моему мнению, это является самой большой мерой, которую наши страны могли бы предпринять для развития экспорта.

Некоторые страны отказываются заключать соглашение о свободной торговле, ссылаясь на снижение поступлений от таможенных пошлин. Но при заключении такого рода соглашений увеличивается товарооборот, и деньги, которые государство теряет от таможенных платежей, возвращаются в виде больших сумм НДС. У нас есть статистика, основанная на нашем опыте, которая доказывает данный тезис.

Мы имеем 26 соглашений о свободной торговле, которые покрывают 64 страны, включая крупнейшие страны и союзы, такие как США, Китай и Евросоюз. Мы уже вели переговоры с правительствами всех стран Евразийского союза. Они знают о нашей позиции. Проводили совместные семинары с Евразийской комиссией, делились опытом о проведении переговоров по данным соглашениям с другими странами. Надеюсь, что в скором времени будет принято политическое решение и процесс переговоров о заключении соглашения о свободной торговле будет открыт.

Я лично считаю, что открытие переговоров будет большим знаком для дальнейшего развития наших взаимоотношений. Конечно, этот процесс небыстрый, например, с США он длился около десяти лет, но с каждым разом, приобретая опыт, мы тратим на него все меньше времени. Главное — открыть переговоры.

— Расскажите о ваших планах. С какими мыслями вы начали 2018 год?

— Главная задача на 2018 год — дальнейшее укрепление бренда Чили на территории России, чтобы продукты из нашей страны появлялись все в большем количестве городов и пользовались все большим спросом. Поэтому сейчас мы готовимся к различным мероприятиям, направленным на решение этой задачи, причем не только в Москве, но и во всех городах-миллионниках. Помимо традиционных для Чили продуктов, таких как фрукты и вино, будем продвигать и другие, в том числе лосось, морепродукты.

По всему миру пройдет мероприятие под названием Chile – Almacen del Mundo, что переводится как «Чили — продуктовый магазин мира». Это огромное событие, на котором проходят дегустации, ужины, а также встречи между потенциальными партнерами, пресс-конференции. Надеемся привезти его и в Россию.

Будем работать над продвижением новых товаров и услуг. Постараемся сделать упор на малые предприятия, чтобы они могли заниматься экспортом не только продуктов питания, но и технологической продукции. Например, ко мне обратился российский бизнесмен, который хочет закупать специальные перчатки для рабочих, которые производит в Чили довольно небольшое предприятие. И нам нужно взять это за пример. Малые предприятия должны иметь возможность участвовать в мероприятиях, проводимых в России.

— Как известно, в конце 2017 года в Чили был избран новый президент. Изменится ли в связи с этим позиция Чили по внешнеэкономическим вопросам?

— Наша страна экспортирует большое количество товаров, среди которых не только медь (Чили является мировым лидером по объ­ему добычи меди. Крупнейшая компания в мире по объему производства меди Codelco принадлежит правительству страны. — Прим. ред.). Если в 1990-х годах доля меди в экспорте составляла 80 процентов, то сегодня — около 50 процентов. И дело не в том, что объем экспортируемой меди упал, наоборот, объем других товаров вырос.

Чили — очень открытая страна. Внешнеэкономический курс очень важен для благосостояния наших граждан. И каждый президент уделяет огромное внимание данному блоку вопросов. Я думаю, что новое правительство и дальше будет делать все для развития чилийского экспорта. По многим прогнозам, в мировой экономике ожидается довольно существенный рост, сейчас хорошее время для международной торговли. Все вышеперечисленные факторы позволяют нам смотреть в будущее с оптимизмом и надеяться на дальнейшее развитие чилийского экспорта на международной арене.

Подготовил С. Б. ДЗГОЕВ


Поделиться