Версия для печати 1704 Материалы по теме
От парадигмы борьбы к парадигме развития

Экономика России вернулась к росту, и, как отметил Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев, немалая заслуга в этом принадлежит Министерству финансов РФ. На расширенной коллегии ведомства, официально посвященной итогам работы в 2017 году, по факту обсудили и итоги развития страны за последние шесть лет.

По словам Председателя Правительства РФ, фундамент для позитивных изменений в стране во многом сформировали стабильные и предсказуемые экономические условия и, конечно, в меру консервативная бюджетная политика. Без значимого увеличения расходов бюджета в 2017 году удалось профинансировать решение всех текущих задач и при этом сохранить контролируемый уровень бюджетного дефицита. 

Причем последний по сравнению с плановыми позициями уменьшился в 2,5 раза и составил 1,5% ВВП. Это произошло, в частности, благодаря внедрению новых бюджетных правил, которые разработало Министерство финансов РФ. Они позволили вывести с рынка дополнительные нефтегазовые доходы путем приобретения иностранной валюты на открытом рынке. В результате было ослаблено давление на рубль, снижена его зависимость от нефтяной конъюнктуры в целом, инфляция осталась на рекордно низком уровне. По итогам 2017 года наблюдается рост налоговых доходов в федеральный бюджет более чем на 25%, в консолидированный бюджет — на 14%. Причем произошло это не за счет увеличения ставок, а за счет повышения качества налогового администрирования. 

09-2.png

Еще одной мерой оздоровления экономики стало размещение облигаций федерального займа для физических лиц. Это позволило решить сразу несколько задач: создать альтернативу банковским вкладам, стимулировать банки к разработке более эффективных и привлекательных для граждан инструментов и помочь получить доход тем, кто хочет иметь стопроцентную надежность своих вкладов. Кстати, спрос на новый инструмент оказался весьма высоким. Дебютный выпуск облигаций номиналом 15 миллиардов рублей был раскуплен ранее планируемого срока, что в целом свидетельствует о доверии граждан к экономической политике государства. 

Финансовая политика качественно изменилась

В своем выступлении министр финансов РФ А. Г. Силуанов отметил, что за последние шесть лет финансовая политика страны качественно изменилась. В России созданы эффективно работающие институты финансового рынка, повысилась устойчивость бюджета и экономики в целом к изменениям внешней конъюнктуры, укрепились региональные финансы. Если в начале шестилетки состояние практически всех экономических показателей — инфляция, курс процентных ставок, уровень благосостояния граждан — определяла цена нефти, то сегодня экономика может эффективно развиваться даже при цене 40 долларов за баррель. Операционная прибыль ненефтегазового сектора с начала шестилетки увеличилась более чем на 2% ВВП и составила 8,4% ВВП, а рентабельность ненефтегазовой промышленности и сельского хозяйства возросла более чем на три процентных пункта. 

Основная цель, которая стоит перед Минфином России, — используя финансовые инструменты, способствовать ускорению экономического роста и повышению на этой основе реальных доходов населения. Министр финансов РФ обозначил ключевые задачи, решение которых позволит достичь поставленной цели. В их числе — настройка налоговой системы, улучшение налогового администрирования, систематизация неналоговых платежей. Темпы экономического роста во многом зависят и от правильности распределения бюджетного ресурса — эффективности структуры расходов. Приоритеты расходов определены посланием Президента России — это поддержка инфраструктуры, здравоохранения, образования. Задача развития инфраструктуры может быть решена при помощи масштабного вовлечения в ее создание частного капитала. И государство должно помочь инвесторам с раскруткой. Помощь государства инвесторам может быть в виде гарантии загрузки созданной инфраструктуры, гарантийной поддержки по окупаемым проектам и прямого бюджетного финансирования.

09-1.png

Требует системного решения и проблема низкой эффективности налоговых льгот и преференций. Концепция системы оценки эффективности налоговых льгот, так называемых налоговых расходов, подготовлена в прошлом году. В текущем году стоит задача по формированию законодательной базы и методологии этой оценки. 

Содействие сбалансированному региональному развитию — также один из приоритетов деятельности Минфина России. По словам министра, в прошлом году использовалась более справедливая система распределения межбюджетных трансфертов, расширены механизмы стимулирования развития экономического потенциала регионов, проведена реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам. Очень важно повысить долю собственных устойчивых доходов в региональных бюджетах за счет расширения налоговой базы субъектов РФ, в том числе повысить собираемость налогов от малого и среднего бизнеса. При этом расходные полномочия необходимо распределить таким образом, чтобы их исполнение позволило предоставлять услуги с наибольшим уровнем качества. Для этого в первую очередь нужно снять избыточное регулирование с федерального уровня по собственным полномочиям субъектов и установить мораторий на принятие ведомственных решений, увеличивающих расходные обязательства регионов. «Ключевыми задачами для финансовых органов субъектов РФ на этот год должны стать следующие: формирование реалистичных бюджетов, основанных на выверенных планах социально-экономического развития территорий; проведение оценки эффективности налоговых льгот и отмена неэффективных и, наконец, ответственный подход к выполнению обязательств, включенных в соглашения с Министерством финансов РФ», — подчеркнул Силуанов. 

Необходима единая методика оценки производительности труда

08.png

Председатель Счетной палаты РФ Т. А. Голикова, признав явные достижения Минфина России как органа, отвечающего за формирование и исполнение бюджета, в выполнении сложных задач, отметила, что тем не менее в стране до конца не решен вопрос повышения эффективности расходования бюджетных средств. Сегодня для обеспечения целевых темпов развития экономики необходимо, в частности, обеспечить повышение производительности труда. По оценкам Счетной палаты, производительность труда в целом по экономике должна расти на 5–6% в год. Но методологический расчет показателя производительности труда имеет много недостатков. Сроки выхода статистических данных (более чем через 1,5 года после отчетного периода) делают их непригодными для осуществления текущего мониторинга реализации мер госполитики по этому вопросу. Кроме того, отсутствует единый показатель, характеризующий темпы роста производительности труда в целом по стране, например в составе госпрограмм. Даже в тех госпрограммах, где этот показатель содержится, производительность труда интерпретируется по-разному. «Необходима единая методика оценки производительности труда, позволяющая адекватно рассчитать показатель в разных отраслях экономики, в том числе в сфере услуг, где вряд ли возможно ограничиться количественными измерениями производительности труда», — сказала Голикова.

Необходимым условием роста производительности труда является инвестиционная активность, а значит, увеличение доли инвестиций в основной капитал в ВВП с сегодняшних 17,3 до 25% в 2024 году. Анализ показывает, что у российских предприятий и организаций имеются для этого финансовые ресурсы. По состоянию на 1 января 2018 года объем средств на счетах организаций оценивался в 9,5 триллиона рублей. В настоящее время препятствием к росту инвестиций является сложившаяся в экономике ситуация с низкой кредитоспособностью заемщиков. Отказ кредитных учреждений от кредитования связан как с повышенными кредитными рисками, так и с отсутствием долгосрочных источников средств на балансе кредитных организаций. «В этой связи развитие механизмов долгосрочных инвестиций федерального бюджета как сигнал со стороны государства может помочь преодолеть недоверие экономических агентов, но при этом необходимо жесткое соблюдение принципов управления рисками», — считает Голикова.

Президент РФ в своем послании в качестве основного источника финансирования дополнительных расходов назвал улучшение эффективности использования бюджетных средств. Термин «эффективность» уже устоялся в обороте, но нормативно он до конца не определен. Поэтому, по мнению председателя Счетной палаты, Минфину России при подготовке новой редакции Бюджетного кодекса чрезвычайно важно еще раз вернуться к этой теме и подумать, как определить эту терминологию для того, чтобы она была понятна для всех участников бюджетного процесса.

Также, как считает Голикова, нужно уделить внимание совершенствованию механизмов оказания социальной помощи населению. Для этого необходимо определиться, какие меры социальной защиты уместно осуществлять через обязательное социальное страхование, а какие — через государственное социальное обеспечение (то есть фактически бюджетное финансирование). При этом адресный подход по нуждаемости возможно применить только при государственном социальном обеспечении. 

Также важно четко отграничить социальную помощь от социальной поддержки, чего в действующем законодательстве пока нет. Кроме того, перейти к адресной системе социальной защиты возможно только при условии функционирования централизованной информационной системы по учету всех мер социальной защиты, оказываемых человеку на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. И базироваться адресная система социальной защиты должна не на показателе прожиточного минимума, а на показателе потребительского бюджета.

Расход — не минус

Министр экономического развития РФ М. С. Орешкин отметил, что прошлый год однозначно можно назвать началом нового этапа для всей экономики — от парадигмы борьбы страна перешла к парадигме развития. Новый этап российской экономики требует других акцентов в экономической, и в том числе бюджетной, политике. 

В прошлом году Минэкономразвития России совместно с Минфином России начало модернизацию бюджетного процесса через внедрение проектных принципов в механизм госпрограмм. Новый формат тестируется в этом году на пяти из них, и он призван четко определить приоритеты и повысить эффективность расходов. Внедрение такого подхода, при котором будет оценено влияние каждого проекта на ключевые цели, как считает Орешкин, позволит продвинуться вперед в эффективности бюджетной политики. «И нам сегодня надо научиться не просто смотреть на любой расход как на минус для баланса бюджета, а оценивать в том числе и косвенные от него эффекты. Яркий пример тому — это расходы на инфраструктурные объекты. Созданные в нужное время в нужном месте, они позволяют снижать издержки реализации новых инвестиционных проектов, и в итоге расходы возвращаются в бюджет новым потоком доходов», — подчеркнул он. 

Сила — во взаимодействии

Председатель Центрального банка РФ Э. С. Набиуллина отметила, что Минфин России и Центробанк имеют много точек соприкосновения. И общая задача ведомств — это обеспечение макроэкономической стабильности. По расчетам Центробанка России, коэффициент эластичности, который характеризует зависимость валютного курса и экономики от колебаний цен на нефть, составляет 0,1, тогда как в 2014–2015 годах он был равен 1. Это результат совместно принятых Минфином и Центробанком решений — инфляционное таргетирование, переход к свободному плаванию курса и введение бюджетного правила. 

По словам Набиуллиной примером эффективности координации действий являются и операции Федерального казначейства по размещению в кредитных организациях временно свободных денежных средств. Предпринятые совместные усилия позволяют сглаживать внутримесячные и внутригодовые колебания ликвидности на денежном рынке. «Это дает нам возможность лучше управлять денежными ставками на рынке, приближая их к ключевой», — отметила глава Центробанка.

Также она назвала достаточно эффективным взаимодействие двух структур по развитию инфраструктуры финансового рынка — созданию если не с нуля, то почти с нуля индустрии рейтинговых агентств. Сейчас уже и Центральный банк, и Министерство финансов могут опираться на оценки российских рейтинговых агентств. 

С. В. МАРТЫНЕНКО



Поделиться