Версия для печати 7858 Материалы по теме
Цифровизация госорганов — всеобщая задача

В последнее время цифровая экономика стала настоящим трендом. Неудивительно, что практически все ведомства активизировали работу в этом направлении. О новых задачах, которые предстоит решать в эпоху цифровизации, говорили участники конференции IT Government Day 2018, которая состоялась в Москве 28 февраля. Организатором мероприятия, прошедшего при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, выступил аналитический центр TAdviser.

Нужен прочный цифровой фундамент

Цифровая трансформация охватывает все большее количество процессов, поэтому в настоящий момент важно дать общую оценку происходящему. Тем более речь идет не только о сборе и обработке данных, но и о применении новых технологий, многие из которых пока находятся в теоретической проработке. «Мы понимаем, что будущее за искусственным интеллектом, технологиями дополненной реальности, системами анализа больших объемов данных, поэтому важно разобраться с тем, как эффективно применять их в государственном управлении и как органично внедрить в разные отрасли: здравоохранение, образование, финансы, торговлю, — отметил министр связи и массовых коммуникаций РФ Н. А. Никифоров. — Чтобы создать новые точки роста для экономики и повысить качество жизни граждан, потребуются принципиально другие подходы, в том числе в части корректировки нормативных правовых актов».

Министр уверен: заниматься цифровизацией должен не отдельно взятый департамент или конкретное ведомство, это глобальная задача, а значит, к ее решению нужно привлекать все органы власти, регионы, профильные компании и профессиональное сообщество. «Цифровая экономика — история не про связь и программистов, а про дополнительные конкурентные преимущества, которые мы можем получить, заложив совместными усилиями прочный цифровой фундамент, — считает Никифоров. — И политики, и бизнес понимают, что не удастся повысить качество жизни в стране, если наши предприятия не будут конкурентоспособны на мировом уровне. А этого не произойдет, если у них не будет возможности внедрять самые перспективные технологии».

Глава ведомства подчеркнул: за последние пять лет число пользователей сети интернет среди россиян увеличилось с 46 до 75% и продолжает расти. В рамках реализации программы устранения цифрового неравенства связь пришла на Дальний Восток, Камчатку, в Магадан, Норильск и Якутию. Не остаются без внимания малые населенные пункты: так, в начале марта текущего года сотовая связь и широкополосный интернет появились в двух приграничных селах Забайкальского края, где суммарно проживает 1300 человек.

Инициирует ведомство и новые проекты. В частности, в феврале 2018 года подписан совместный приказ с Генеральной прокуратурой РФ, утвердивший паспорт проекта цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры. Это первый ИТ-проект в правоохранительной сфере, реализуемый проектным офисом Минкомсвязи России и Генпрокуратуры. В планах — обеспечение прокуратуры новыми технологиями, которые позволят сотрудникам ведомства эффективно выполнять свои задачи, создадут условия для удобного и прозрачного взаимодействия с прокуратурой граждан и предпринимателей. Для решения этой задачи будут использоваться инфраструктура электронного правительства, единый портал госуслуг, система межведомственного электронного взаимодействия.

Еще один яркий пример — использование ИКТ в избирательной кампании 2018 года. Директор Департамента проектов по информатизации Министерства связи и массовых коммуникаций РФ О. Ю. Качанов рассказал, что в ходе реализации этого проекта акцент делался на трех ключевых направлениях. Прежде всего на организации видеонаблюдения и трансляции в сети интернет процедуры голосования и подсчета голосов. Видеонаблюдение и видеотрансляция были организованы в 85 субъектах РФ на более чем 43 тысячах избирательных участках. Впервые на федеральных выборах видеонаблюдение велось в помещениях 2775 территориальных избирательных комиссий. Видеотрансляцию на портале Нашвыбор2018.рф за сутки посмотрели около двух миллионов уникальных пользователей. Кроме того, в фокусе внимания ведомства была бесперебойная и безопасная передача данных и защита от атак в день выборов. Также впервые граждане России имели возможность получить электронное открепительное удостоверение через единый портал госуслуг. Этим правом воспользовались 1,64 миллиона человек, зарегистрированных на сайте. По мнению Качанова, это большой шаг вперед во внедрении цифровых технологий, а интерес граждан к данной услуге подтверждает повышение уровня доверия к новым технологиям.

Ключ к электронным сервисам

Заместитель директора департамента государственного управления Министерства экономического развития РФ А. О. Лебедев напомнил, что на данный момент утверждены дорожные карты по пяти направлениям программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Вместе с тем в конце декабря Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев поручил ведомствам подумать над новыми перспективными направлениями, которые можно включить в программу — сейчас в ней отсутствуют отраслевые срезы, остается неохваченной и трансформация государственного управления, а ведь без нее невозможна трансформация государства в целом.

Эксперты АНО «Цифровая экономика» и Аналитического центра при Правительстве РФ провели первичный сбор заявок по этой теме. Не осталось в стороне и Минэкономразвития. Спикер уточнил: речь идет о гражданском секторе госуправления в пределах исполнительной ветви власти. Среди перспективных направлений цифровизации госуправления ведомство выделяет такие, как тактическое управление (имеется в виду нормотворчество, контрольно-надзирательная деятельность, предоставление госуслуг); стратегическое управление (целеполагание и планирование); управление персоналом и внутренняя эффективность органа власти.

Лебедев считает, что государственные услуги должны быть «незаметными» для граждан и организаций, следовательно, необходимо минимизировать издержки, связанные с их получением. Минэкономразвития предлагает объединить госуслуги в «сквозные» деловые процессы с услугами гражданско-правового сектора, что снизит транзакционные издержки экономики. Не исключается возможность привлечения коммерческого сектора к оказанию услуг, внедрение реестровой модели фиксации оказания госуслуг и переход к «проактивному» их оказанию, развитие межведомственного взаимодействия путем внедрения платформенных решений и технологических схем оказания услуг.

Для целей государственного управления должна использоваться объективная и достоверная информация, собираемая с минимальным вмешательством в деятельность граждан и организаций. «В этой связи мы рекомендуем пересмотреть систему отчетности, собираемой с граждан и организаций, чтобы исключить повторное предоставление данных в органы власти. Кроме того, необходимо развивать инструменты управления открытыми данными, — комментирует представитель ведомства. — Нас часто спрашивают, с чего следует начать цифровизацию госорганов. Ответ на поверхности — с управления персоналом и эффективного построения внутренних процессов в государственных органах, поскольку люди, приходящие в госорганы, по-прежнему сталкиваются с бюрократией. Самая большая проблема в алгоритмизации нормотворчества — преодоление консерватизма юридического мышления, это сложный и долгий процесс».

О том, как будут развиваться государственные цифровые платформы в ближайшие три года, рассказал заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ А. О. Козырев. «Один из ключевых разделов программы “Цифровая экономика” посвящен инфраструктуре и включает проект по развитию государственных цифровых платформ, — отметил замминистра. — В первую очередь речь идет о платформах идентификации — у граждан и бизнеса появится ключ, позволяющий проводить транзакции, налаживать юридически значимое взаимодействие в электронном виде. Каждый гражданин должен иметь электронный профиль, основанный на проверенных и подтвержденных государством данных, и возможность самостоятельно управлять ими. Однако чтобы электронный профиль был удобен, потребуется электронный паспорт гражданина. Сегодня технологии достаточно развиты для того, чтобы использовать электронный профиль без носителя, но, учитывая, что во многих случаях его применение требует считывания данных без онлайн-подключения к сети, нужен носитель с чипом, где будет записана ключевая информация из электронного паспорта гражданина. Поэтому в том или ином виде документ с чипом, удостоверяющим личность, будет».

Прообразом платформы цифровой идентификации может стать ЕСИА (единая система идентификации и аутентификации), где уже зарегистрировано более 65 миллионов граждан. К тому же с июля 2018 года к сервисам, связанным с идентификацией и аутентификацией, добавят биометрию, а в будущем появится возможность использования квалифицированной электронной подписи без носителя — облачной электронной подписи.

Среди приоритетных направлений — развитие интеграционной платформы для передачи машиночитаемых данных, которая позволит передавать их от источника мастер-данных ко всем системам, где они будут использоваться. Это касается и негосударственных данных коммерческого сектора экономики. «Действующая система межведомственного электронного взаимодействия запускалась для передачи данных между ведомствами в рамках выполнения функции по предоставлению госуслуг. Де-факто она переросла этот функционал и сейчас используется для большого количества разных интеграционных процессов, которые происходят между ведомствами. В дальнейшем планируем построить на основе имеющейся системы единую модель данных и сформулировать соответствующие технические стандарты. Только в 2017 году через системы электронного межведомственного взаимодействия прошло более 20 миллиардов транзакций по передаче данных от одного ведомства к другому, но не секрет, что сегодня ведомства сохраняют и используют данные в разных форматах, в работе это неудобно», — прокомментировал Козырев.

Кроме того, Минкомсвязи видит необходимость в создании государственной витрины данных в интернете по образцу Яндекс.Маркета, ведь в настоящее время органам власти и различным государственным организациям принадлежит около семи тысяч официальных сайтов. Многие государства уже прошли этот путь, когда на основе тысяч сайтов формируется экосистема, которая в итоге замыкается на один портал. Это важно прежде всего для пользователей: они смогут заполнить форму обратной связи и с помощью искусственного интеллекта направить вопрос в конкретный департамент.

В то же время развитие государственных цифровых платформ предполагает интеграцию цифровых технологий на территории ЕврАзЭС, и ведомство работает в данном направлении. Этот посыл поддержал помощник председателя коллегии Евразийской экономической комиссии В. В. Гриднев. Он рассказал, что в рамках ЕЭК создан офис управления инициативами, куда входят представители пяти стран. Основная цель этого офиса — способствовать цифровой трансформации экономического пространства, координировать цифровые инициативы в рамках ЕврАзЭС, доводить их до конкретных проектов.

О работе, проводимой в рамках цифровизации процессов управления государственным имуществом, рассказала начальник Управления информационных технологий Росимущества А. А. Осипова. Она подчеркнула, что в ведомстве в электронном виде уже осуществляются основные управленческие процессы: так, учет сведений в реестре федерального имущества полностью автоматизирован с 2015 года; теперь же в соответствии с законодательством автоматизирован процесс учета и реализации имущества, обращенного в собственность РФ.

«В 2017 году мы усовершенствовали механизм прогноза доходов федерального бюджета от использования имущества, провели масштабную работу по централизации всех баз данных первичного учета», — рассказала Осипова. Автоматизация процессов позволила спрогнозировать объем поступлений доходов на 2018 год с каждого объекта федерального имущества, который может быть вовлечен в оборот. Также дополнительно встроены инструменты контроля получаемых значений и возможности для отслеживания исполнения. Помимо прочего, внедрено использование усиленной квалифицированной электронной подписи, усовершенствованы механизмы мониторинга и контроля качества данных.

Е. Ю. ВОСКАНЯН


Поделиться