Версия для печати 1671 Материалы по теме

Семинар, посвященный Стандартам реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД), состоялся 24 апреля 2018 года в Аналитическом центре при Правительстве РФ. Новые стандарты, по мнению экспертов, нужны для корректировки приоритетов и стимулирования обновления законодательной базы в соответствии с новым обликом государственного контроля в России.

Представителям различных контрольно-надзорных органов (КНО), собравшимся в зале, было презентовано два объемных тома: Стандарт зрелости управления результативностью и эффективностью контрольно-надзорной деятельности и Стандарт комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденные в 2018 году. Работая над этими документами, эксперты подробно изучили международный опыт и свои рекомендации давали, опираясь только на лучшие практики в этой области. В частности, сравнивая статистику по различным видам ущерба окружающей среде, охраняемым ценностям и особенно причинению вреда здоровью граждан, они акцентировали внимание на тех показателях, которые сильно различаются в России и в странах — лидерах по организации КНД. 

Так, например, смертность от пожаров в РФ — 7,7 на тысячу человек, в Дании, Германии, Франции — в среднем 0,3. А вот по такому показателю, как пропажа детей, ситуация обратная: в России теряются 40 тысяч несовершеннолетних в год, в Великобритании — 500 тысяч. Однако это объясняется вовсе не тем, что в РФ в этом смысле намного безопаснее, а различными методиками фиксации: у нас инцидент попадает в статистику на третий день после исчезновения ребенка, в Великобритании — в первые же часы (которые, кстати, наиболее важны для поисков пропавшего по горячим следам).

Обо всем этом рассказал на семинаре эксперт Минэкономразвития России Э. П. Чуркин, представляя Стандарт зрелости управления результативностью и эффектив­ностью КНД. «Контрольно-надзорный орган может и должен отвечать за общественно значимый результат своей работы, — подчеркнул эксперт. — Сегодня необходимость ориентации на ущерб уже не оспаривается». Стандарты, по его словам, будут еще расширяться, так как каждый новый орган, присоединившийся к реформе, вносит свои предложения и коррективы по методикам расчета показателей результативности и эффективности.

«Этот стандарт очень важен для реформы с идеологической точки зрения, — отметил руководитель проектного офиса по реализации реформы КНД М. В. Прядильников. —  Потому что он напрямую касается тех целей, которые заявлены в программе реформы, а именно уменьшения количества травм, смертей, снижения уровня материального ущерба. Этот стандарт — о том, как считать такие показатели и как выстраивать работу инспекторов, чтобы она была нацелена на результат».

Второй документ — Стандарт комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям — представил заместитель директора Департамента контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Минэкономразвития России К. Д. Никитин. Он указал на ключевые отличия новой версии, принятой в 2018 году, от первой редакции документа: его основной фокус сделан на идеологии и принципах профилактики, каждый из которых имеет конкретное правовое содержание.

В ходе обсуждения презентаций заместитель директора Департамента Правительства РФ по формированию системы «Открытое правительство» А. А. Спиридонов напомнил, что работа по реализации ключевых направлений реформы КНД началась уже в 2016 году. В частности, внедрение принципов профилактики стартовало еще до принятия первой редакции соответствующего стандарта, когда под руководством министра РФ по вопросам открытого правительства М. А. Абызова было проведено 20 выездных совещаний. Всего же в течение прошлого года по всей территории России состоялось более 1,5 тысячи публичных обсуждений правоприменительной практики контрольно-надзорных органов с участием представителей предпринимательского сообщества.

Руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А. В. Алёшин обратил внимание собравшихся на необходимость разумного подхода к оценке результативности деятельности КНО. В качестве примера он привел статистику смертности в результате несчастных случаев в угольной отрасли страны. «В советское время этот показатель стабильно держался на уровне один человек на один миллион тонн угля. В 2017 году на тот же миллион тонн погибло 0,05 человека. Снижение — в 20 раз! Но причиной этого успеха является внедрение новых технологий, а вовсе не улучшение работы КНО», — заключил Алёшин.

Заместитель начальника Контрольного управления Президента РФ В. В. Летуновский заметил, что на практике реализация  представленных документов может пойти совсем не так, как предполагают эксперты. «Любой руководитель КНО, который начнет внедрять эти стандарты, будет руководствоваться своей функциональной задачей, — пояснил эксперт. — Например, Роспотребнадзор сконцентрируется только на части контрольных функций. Но с точки зрения итоговой результативности должно быть понимание межведомственных профилей риска, определен вклад каждого органа в обеспечение общего результата». А в целом нам давно пора сменить «угрозный тип мышления на консалтинговый», подчеркнул Летуновский.

Вторая часть мероприятия была посвящена обсуждению прикладных вопросов применения каждого из стандартов. Реализация заложенных в них рекомендаций, по мнению собравшихся, позволит контрольно-надзорным органам достигнуть показателей приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности». В частности, снизить количество несчастных случаев, уменьшить материальный ущерб, а также переориентировать деятельность контрольно-надзорных органов с палочной модели работы на партнерскую.

В. И. ПУТЕВАЯ

 


Поделиться