Александр Михайлович ФЕДЕНЁВ, заместитель губернатора — начальник Департамента финансов Томской области
Идея развития экономики региона через популяризацию института внутреннего инвестора не нова. Тема реализации облигационных займов населению была популярна еще в советское время, когда граждане вкладывали свои сбережения в государственные облигации и получали не только проценты, но и возможность выиграть дефицитные товары. Зарубежная практика показывает, что инвестиции населения (как прямые, так и через коллективные инструменты) в облигационные займы занимают существенную долю всего долгового финансирования экономик мира.
Если говорить упрощенно, облигационные займы для населения представляют собой прямое, без банковского кредитно-финансового посредничества, привлечение средств граждан для финансирования экономики путем продажи эмитентом долговых ценных бумаг — облигаций. В 2002 году в Томской области была поставлена задача по привлечению к данному финансовому продукту жителей региона, которые имели весьма приблизительные знания об организованном финансовом рынке. Поэтому Томская область всегда параллельно развивала два облигационных инструмента — биржевые облигации, которые размещаются на Московской бирже, и облигации, которые предназначены для населения (внебиржевые). При этом срок обращения внутренних облигаций составлял до трех лет, биржевые облигации мы выпускали на срок до 7,5 года.
Преимущество внутренних облигаций перед биржевыми — удобство и простота использования. Владельцам облигаций не нужно отслеживать рыночные котировки и индексы, знать нюансы работы с брокером. Бумаги не торгуются на рынке, а значит, потери от их переоценки отсутствуют. Население просто покупает бумаги через агентов и получает деньги обратно с фиксированной доходностью без рыночных рисков (рисунок 1).
Принятые Министерством финансов РФ Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017–2019 гг. заложили основу популяризации долговых ценных бумаг для населения. Теперь на государственном уровне определены цели и задачи, которые достигаются и решаются выпуском ценных бумаг для населения. Задачи, которые мы ставили и продолжаем ставить перед собой: воспитание у населения культуры сохранения и инвестирования средств, повышение финансовой грамотности граждан и главная — предоставление им возможности через приобретение высоконадежных инструментов изучать основы инвестирования в ценные бумаги с тем, чтобы в последующем быть готовыми к покупке ценных бумаг на организованном рынке.
Задачи, которые решает выпуск облигаций для населения
Какие задачи позволяет решить органам власти выпуск облигаций для населения? В первую очередь появляется новая категория инвесторов в лице граждан, что создает дополнительную конкуренцию на рынке предложения денежных средств, увеличивает возможности долгового финансирования, повышает диверсификацию долгового портфеля и влияет на снижение стоимости заимствований. В конечном итоге это содействует экономическому росту региона.
Если сравнивать имеющиеся в арсенале любого субъекта РФ инструменты финансирования дефицита бюджета, то по стоимости заимствований внутренние облигации в сравнении с кредитами коммерческих банков показывают бόльшую экономическую выгоду в периоды финансовых кризисов, когда ставка по данным облигациям существенно ниже, чем предлагаемые ставки по кредитам банков (рисунок 2). Население — в хорошем смысле консервативный заемщик, который всегда готов занять денежные средства. Это особенно важно во время финансовых катаклизмов, когда практически не работают ни рынок биржевых облигаций, ни рынок банковских кредитов.
Вторая задача, которая решается выпуском облигаций для населения, — повышение уровня и качества жизни граждан (рисунок 3). На руках у населения находится огромная масса наличности (около половины объема всех вкладов в коммерческих банках), которая не работает на развитие экономики страны и обесценивается инфляцией. Повышая финансовую грамотность населения и привлекая «матрасные» сбережения на финансовые рынки, мы даем возможность получать по ним купонный доход.
История выпуска облигаций для населения
Томская область начала занимать у населения посредством выпуска облигаций с 2002 года. При этом нам пришлось решать проблему недоверия граждан к любому виду ценных бумаг. Первый выпуск облигаций в 2002 году был произведен в форме документарных ценных бумаг номиналом одна тысяча и пять тысяч рублей. Бланки мы печатали на предприятии Гознака, и в то время срок исполнения заказа доходил до пяти месяцев. В итоге мы получали большой объем бланков, на которые вручную проставляли печати. Четыре раза в год, в даты выплат купонного дохода, агенты буквально стригли купоны, то есть отрезали их ножницами.
Вторым этапом развития института внутреннего инвестора стал выпуск депозитарных облигаций. Однако в силу низкого развития финансовой инфраструктуры в регионе данная схема не позволяла обеспечить размещение облигаций другими агентами. Все размещение ценных бумаг сосредоточилось внутри одного агента, который выступал основным депозитарием и в котором был депонирован глобальный сертификат.
На следующей ступени эволюции облигаций для населения появились удобные бездокументарные ценные бумаги, учитывающие права владельцев у уполномоченного реестродержателя. Эта схема работает по сей день и позволяет с помощью независимой структуры — уполномоченного реестродержателя расширить количество агентов, обеспечить практически онлайн-доступ к спискам владельцев облигаций, а также организовать досрочный выкуп облигаций. Для приобретения таких ценных бумаг граждане обращаются к одному из агентов по их размещению. Приобретение облигаций максимально автоматизировано и занимает не больше 10–15 минут. Выплаты купонного дохода и номинала при погашении облигаций производятся на пластиковые карты без участия клиентов. Для наших внутренних облигаций мы создали вторичный рынок, когда любой владелец может продать облигацию досрочно, не потеряв при этом накопленного дохода. Однако данной возможностью пользуется очень малая часть владельцев ценных бумаг.
Тщательная проработка
Несмотря на простоту работы с данными облигациями для граждан, внутренняя проработка организации их выпуска и обращения требует тщательных и трудоемких действий для успешного привлечения заимствований. В первую очередь финансовому органу — эмитенту необходимы высококвалифицированные кадры, имеющие компетенции как в области рынка ценных бумаг, так и в бюджетной сфере. Кроме того, требуется создание механизма конкурсного отбора агентов, участвующих в размещении облигаций, и уполномоченного реестродержателя, а также отработка с ними синхронности движения документов и денежных потоков. На этапе продажи облигаций наиболее важным является выстраивание правильных коммуникаций с гражданами.
Необходимо четко понимать, что создать народный внебиржевой рынок одномоментно невозможно. Для этого необходимо время, а также заранее спланированная системная работа. Рынок внутренних заимствований у населения отличается от других рынков, доступных для привлечения заемных средств. Если вы никогда не размещали биржевые облигации, то созданная инфраструктура на бирже в любом случае обеспечит вам технологию выпуска и спрос инвесторов. Но большой спрос внутри региона невозможно создать без правильной информационной поддержки и не имея положительной кредитной истории исполнения своих долговых обязательств. Поэтому важно понимать, что при дебютном размещении облигаций для населения очень сложно получить на них высокий спрос.
У себя в регионе мы выделили работу с местными СМИ в отдельный блок. На встречах с журналистами рассказываем об особенностях формирования государственного долга региона, бюджетной специфики. Иначе не исключены такие комментарии в средствах массовой информации, как «области никто больше не занимает, поэтому она обратилась за помощью к населению», — в субъектах РФ немного журналистов, которые имеют специализированные знания по экономике и финансам. Учитывая это, мы в Томской области организовали Школу финансовой журналистики, где на занятиях даем всю информацию, которая так или иначе связана с показателями бюджета региона, его долговыми инструментами, особенностями обращения ценных бумаг для населения.
В 2002 году объем облигаций для граждан составил всего 30 миллионов рублей. В 2017 году населению реализовано ценных бумаг на сумму более 2 миллиардов рублей. У нас есть владельцы как 1–2 облигаций (номинал одной облигации — 1000 рублей), так и те, кто вложил несколько миллионов рублей. Можно сказать однозначно — за эти годы мы смогли добиться высокого уровня доверия у граждан к нашему финансовому продукту, которым очень дорожим (рисунок 4). Ведь по нашим облигациям нет такой гарантии возврата вложенных средств, как по банковским вкладам от Агентства по страхованию вкладов.
Остров безопасности
На протяжении последних лет мы проводили серьезную разъяснительную работу по поводу того, как правильно распоряжаться полученным купонным доходом, и теперь около 80% полученного купонного дохода после его выплаты реинвестируется в приобретение новых облигаций (рисунок 5). Жители региона стали понимать, как получать на облигациях доход по формуле сложного процента. В целом же вложение денежных средств во внутренние облигации приобщает граждан к финансовому рынку. Население узнает, что такое эмитент, купонный период, накопленный купонный доход, реестродержатель, сложные проценты и т. д. После этого люди уже не боятся использовать и другие финансовые инструменты.
Возможно, следующий тезис, который касается внутренних облигаций, кому-то покажется странным, но наши исследования говорят именно об этом — активизация вложения денежных средств населения в облигационные займы позволяет стабилизировать настроения в обществе. Происходит это благодаря тому, что вложение денежных средств в долговые ценные бумаги заставляет граждан задуматься о своем финансовом будущем, сохранности получаемого дохода, а не о сиюминутной его трате. Это увеличивает финансовую безопасность домохозяйств, ведь доказано, что чем богаче население, тем стабильнее общество. Еще одно важное свойство, которым обладают облигации и которое в настоящее время оказалось крайне востребовано — облигации для населения выступают некоторым островком безопасности в период непрогнозируемых рисков на банковском рынке, связанных с отзывом лицензий у крупных банков. И это доказывает, что доверие — это главное условие работы на данном рынке.
Корпоративные заемщики
Мы понимаем, что нами пройден только первый участок пути. В настоящее время развитие института внутреннего инвестора привлекает все большее количество потенциальных эмитентов из числа субъектов и муниципалитетов. Но не всегда под названием «народный заем» значится выпуск облигаций, обязательства эмитента по которому обеспечивает соответствующий бюджет. В этой связи на начальном этапе становления системы внутреннего инвестора необходимо дать населению безрисковый продукт, все обязательства по которому гарантирует государство (в лице субъекта или муниципалитета). Возможно, Министерство финансов РФ должно стать своеобразным модератором данного рынка и разработать типовую рамку народного (внутреннего) облигационного займа, которой должны соответствовать размещаемые субъектами и муниципалитетами облигационные займы. В противном случае даже небольшой сбой при выполнении обязательств эмитента по выпущенным облигациям может привести к эффекту домино по всем размещаемым в стране облигационным займам для населения.
Также перед нами стоит задача сделать созданный рынок внутреннего инвестора в виде приобретения государственных ценных бумаг основой для последующего выпуска облигаций корпоративными заемщиками. Нынешнюю потребность в финансировании дефицита бюджета мы полностью закрываем. Но предприятия, работающие в регионе, которым необходимо привлечь заемные средства, должны в последующем иметь возможность использовать наши наработки. Выход среднего и тем более малого бизнеса на биржу сейчас практически невозможен из-за предъявляемых требований, в том числе по минимальному объему займа. Одним из решений этой проблемы может быть размещение такими предприятиями облигационных займов внутри региона. У населения имеются существенные денежные средства, которые не вовлечены в экономику страны, субъекта и которые могут быть вложены в подобные ценные бумаги. Сегодня для малого и среднего предпринимательства ставки по банковским кредитам достаточно высокие, и поэтому такие предприятия могут предложить ставку по своим ценным бумагам с премией к нашим внутренним облигациям и тем самым найти своего инвестора.
У Томской области уже был опыт по поддержке корпоративных заемщиков на биржевом рынке, хотя нельзя сказать, что успешный. Конечно, в большей части это стало следствием финансового кризиса 2008 года. Так, один из эмитентов допустил технический дефолт по оферте, а по обязательствам другого заемщика пришлось расплачиваться областному бюджету. И мы, имея подобный опыт, понимаем, что крайне важно создать такую модель, которая будет гарантировать выплату дохода и погашение подобных облигаций, причем без поддержки бюджета. Необходимо создать систему, где на регулярной основе будет контролироваться как возможность эмитента исполнять свои обязательства, так и реалистичность проекта на первой стадии и последующая его реализация. На первом этапе облигации можно выпускать для решения инфраструктурных проектов, которые могут быть реализованы в рамках государственно-частного партнерства.
Готовы поделиться
Совместно с ВТБ-регистратором Департамент финансов Томской области разработал платформу, которая позволяет комплексно тиражировать проект развития внутреннего инвестора практически в любом регионе. Сотрудники Департамента финансов готовы поделиться своими наработками с коллегами из других субъектов РФ.
На сайте журнала есть подборка статей о субфедеральных облигациях. Посмотреть ее можно здесь.