О новациях программы государственных гарантий, о том, как поступают средства на уплату страховых взносов на ОМС, как будет расти заработная плата медицинских работников, журналу «Бюджет» рассказала председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Наталья Николаевна СТАДЧЕНКО.
— Наталья Николаевна, расскажите, пожалуйста, о развитии базовой программы обязательного медицинского страхования. Как вы оцениваете ее эффективность? Что нового в программе на 2018 год?
— Система обязательного медицинского страхования обеспечивает реализацию конституционного права граждан на получение бесплатной медицинской помощи. Базовая программа обязательного медицинского страхования является неотъемлемой частью ежегодно утверждаемой Правительством РФ программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи практически по всем видам заболеваний.
До 2013 года базовая программа обязательного медицинского страхования во многих субъектах РФ была дефицитной, и, например, в 2011 году нехватка средств достигала 69,5 миллиарда рублей. С 2013 года мы перешли к финансированию базовой программы ОМС по единым подушевым нормативам из бюджета федерального фонда, а также по единым требованиям и методике оплаты медицинской помощи, что позволило установить территориальные программы ОМС без дефицита и обеспечить равную доступность медицинской помощи всему населению страны.
Финансирование базовой программы ОМС все последние годы увеличивалось, и если в 2012 году размер субвенции составлял 640,6 миллиарда рублей, то в 2018 году — уже 1,87 триллиона рублей. В текущем году размер субвенции по отношению к 2017 году увеличился на 333,2 миллиарда рублей, или на 21,7 процента. Это беспрецедентный рост! В 2018 году также увеличен и подушевой норматив финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования — до 10,81 тысячи рублей, что на 21,5 процента больше, чем в 2017 году. При этом базовая программа обязательного медицинского страхования постоянно расширяется. С 2013 года в нее включены диспансеризация всего взрослого и детского населения, ЭКО, скорая медицинская помощь, а также кохлеарная имплантация.
Главным приоритетом базовой программы ОМС в 2018 году останется финансовое обеспечение первичной медико-санитарной помощи. При сохранении нормативов объемов финансирование амбулаторной помощи увеличилось на 20 процентов, скорой медицинской помощи — на 22,3 процента, помощи в дневных стационарах — на 22,7 процента.
В текущем году был уточнен список категорий граждан, проходящих диспансерное наблюдение. В него включены граждане, страдающие социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также лица, страдающие хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами и иными состояниями. Новый порядок диспансеризации будет нацелен в том числе на скрининг злокачественных новообразований — рак шейки матки, рак молочной железы, колоректальный рак.
Отличительной особенностью программы госгарантий на 2018 год является развитие медицинской помощи по профилю «онкология». При этом сокращаются сроки ожидания оказания специализированной медицинской помощи для пациентов до 14 календарных дней с момента установления диагноза онкологического заболевания. По этому профилю предусмотрено увеличение почти на 60 процентов финансирования за счет средств ОМС медицинской помощи по всем ее условиям по сравнению с 2017 годом (с 103,4 миллиарда до 164,4 миллиарда рублей). В случае нахождения граждан, имеющих право на получение льготных наркотических и психотропных лекарственных препаратов при лечении онкологического заболевания в амбулаторных условиях, не по месту регистрации предусмотрено возмещение затрат, связанных с их лекарственным обеспечением в рамках межбюджетных отношений.
Понимая важность поддержки людей пожилого и старческого возраста, в целом сложность оказания медицинской помощи пациентам старше 65 лет, с этого года мы выделили клинико-статистическую группу по профилю «гериатрия», куда включены дополнительные коэффициенты, учитывающие сложность лечения и особенности состояния пожилых пациентов. Госпитали для ветеранов войн отнесены к более высокому уровню оказания медицинской помощи. Все это позволит повысить оплату медицинской помощи указанной категории пациентов.
Задачу по снижению риска прогрессирования заболеваний призвана решить медицинская реабилитация, финансовое обеспечение которой увеличилось на 40,7 процента, а объемы — на 23 процента. С 2018 года предусмотрен дифференцированный подход к оплате медицинской помощи по профилю медицинская реабилитация путем применения шкалы реабилитационной маршрутизации, позволяющей оказывать дорогостоящую реабилитационную помощь нуждающимся в ней пациентам и более рационально использовать лечебный потенциал медицинских организаций. Также в 2018 году впервые при проведении экстракорпорального оплодотворения за счет средств ОМС включена дополнительная услуга по криоконсервации с последующим переносом эмбриона, что позволит существенно удешевить расходы на повторный цикл ЭКО.
Для поддержки сельского здравоохранения с текущего года в системе ОМС установлен новый вид оплаты медицинской помощи — по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц по всем видам и условиям оказания медицинской помощи с учетом показателей результативности деятельности медицинской организации. Этот норматив позволит учесть особенности оказания медицинской помощи в сельских медицинских организациях, которые часто расположены в районах с низкой плотностью населения и ограниченной транспортной доступностью.
— Объемы финансирования высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджета Федерального фонда ОМС также увеличились?
— Да, значительно — в четыре раза вырос общий объем оказанной ВМП: если в 2014 году было пролечено 228,3 тысячи человек на общую сумму 28,6 миллиарда рублей, то в 2017 году ВМП получили уже 1,04 миллиона человек с финансовым обеспечением 173,7 миллиарда рублей. С этого года перечень ВМП дополнен еще шестью методами, которые включены в базовую программу ОМС, в том числе по профилю «комбустиология» (лечение ожоговых больных), «нейрохирургия», «сердечно-сосудистая хирургия», «травматология и ортопедия».
— Идет исполнение главного финансового документа Федерального фонда ОМС — закона о бюджете на 2018 год и плановый период 2019–2020 годов. Согласно утвержденному бюджету фонда субвенция на выполнение территориальной программы госгарантий увеличилась более чем на 20 процентов. Увеличение субвенции направлено в том числе и на исполнение указа Президента РФ о повышении заработной платы работников здравоохранения. Хватит ли средств у фонда на поддержание достойного уровня заработной платы медицинских работников после 2018 года?
— Цифры говорят сами за себя. Субвенция на базовую программу ОМС на 2018 год увеличена на 333,2 миллиарда рублей, из них 313 миллиардов предусмотрены на зарплату медицинским работникам согласно указу Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Размер утвержденной в этом году субвенции полностью обеспечит достижение показателей по заработной плате «указных» категорий медицинских работников. Что касается 2019 и 2020 годов, то предусмотрен рост заработной платы на четыре процента ежегодно по отношению к уровню, достигнутому в 2018 году.
В 2017 году среднемесячная заработная плата у врачей составила 66,2 тысячи рублей, среднего медицинского персонала — 32,71 тысячи, младшего медицинского персонала — 26,9 тысячи. Мы отметили значительный рост заработной платы у врачей — на 28 процентов по сравнению с 2016 годом, а также существенное увеличение по младшему медицинскому персоналу — их заработная плата в 2017 году увеличилась на 16,6 процента.
— Проводит ли фонд мониторинг ситуации в регионах? Каковы итоги этого мониторинга?
— Майскими указами Президента РФ была поставлена важнейшая задача по повышению заработной платы медицинским работникам. Все эти годы Федеральный фонд обязательного медицинского страхования совместно с территориальными фондами в постоянном онлайн-режиме осуществлял мониторинг исполнения дорожной карты. На сегодняшний день целевые показатели повышения заработной платы медицинских работников в сфере обязательного медицинского страхования достигнуты в полном объеме — заработная плата врачей составляет 200 процентов от среднего трудового дохода по экономике региона, среднего и младшего медицинского персонала — 100 процентов.
— Как вы оцениваете собираемость страховых взносов на ОМС? Федеральная налоговая служба увеличивает поступление налогов за счет повышения качества администрирования. С 2017 года функции по администрированию страховых взносов переданы ФНС, удалось ли налоговикам привлечь какие-то скрытые резервы?
— Прежде всего необходимо подчеркнуть, что передача полномочий по администрированию страховых взносов налоговым органам призвана улучшить их собираемость. Подобная практика уже применялась с 2001 по 2009 год. Тогда ФНС России осуществляла сбор единого социального налога. Однако оценивать эффект от передачи функций по сбору страховых взносов налоговым органам по данным одного года преждевременно.
Что же касается доходов бюджета ФОМС, то в 2017 году он на 98,2 процента был сформирован за счет поступлений страховых взносов на ОМС, из которых 63,7 процента приходится на страховые взносы за работающих граждан. Сумма поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения составила 1,087 триллиона рублей, что на восемь процентов больше, чем в 2016 году (1,006 триллиона рублей). Такое увеличение было обусловлено в том числе ростом фонда заработной платы (по прогнозу социально-экономического развития, в 2017 году на 107,2 процента по отношению к 2016 году). При формировании бюджета ФОМС на 2018–2020 годы в целях его сбалансированности заложено увеличение собираемости страховых взносов, в том числе за счет эффективного взыскания налоговыми органами задолженности по страховым взносам прошлых лет.
— Как вы оцениваете собираемость страховых взносов на неработающее население?
— Перечисление страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2017 году регионами было осуществлено в полном объеме. Это позволило провести стопроцентную выплату субвенций, необходимых для оплаты медицинской помощи, оказываемой населению бесплатно.
Стоит напомнить, что страховые взносы на ОМС этой категории граждан уплачиваются из бюджета регионов страны в бюджет ФОМС согласно Федеральному закону «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Их размер также регулируют федеральные законы («О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации») исходя из численности застрахованного по ОМС неработающего населения.
— Как организован контроль за использованием средств фонда?
— Контроль за использованием средств территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями установлен федеральным законом об обязательном медицинском страховании. В рамках проверки в субъектах РФ рассматривают вопросы соблюдения законодательства об ОМС и использование целевых средств на финансирование медицинской помощи, в том числе полученных на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. На особом контроле находятся процессы строительства в регионах перинатальных центров и расходование средств на эти цели. Также мы проверяем органы управления здравоохранением субъектов РФ по использованию средств фонда на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу в село, рабочий поселок или поселок городского типа.
Все контрольные мероприятия проводятся по утвержденным ФОМС регламентам как в плановом порядке, так и внепланово при необходимости и соответствующем решении руководителя фонда. Результаты проверок доводятся до глав субъектов Российской Федерации, а при выявлении существенных нарушений в использовании средств материалы передаются в органы прокуратуры и следственные органы. Территориальные фонды ОМС при выявлении финансовых нарушений или других нарушений законодательства со стороны страховых медицинских организаций и медицинских организаций принимают меры, в том числе по судебному взысканию с нарушивших организаций штрафов и возврату в территориальный фонд сумм нецелевого использования средств ОМС. Все проверенные структуры представляют в территориальные органы ОМС планы по устранению нарушений с указанием ответственных лиц и конкретных сроков, систематически отчитываются о выполнении данных планов. Кроме этого, в соответствии с Бюджетным кодексом и приказами Минфина России Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС осуществляют внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит.
— В этом году системе ОМС исполняется 25 лет. Можете подвести основные итоги работы системы?
— Система ОМС была введена в 1993 году. В тех непростых условиях перед государством стояла задача обеспечить конституционные права граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения при начавшихся процессах стремительного развития в стране рыночной экономики. Система ОМС, без преувеличения, помогла выжить отрасли здравоохранения, сберегла его кадры, инфраструктуру, сохранила для граждан нашей страны бесплатную и доступную медицинскую помощь.
С тех пор система ОМС заметно нарастила свой потенциал, и сегодня она является экономическим стержнем, основой здравоохранения. Средства ОМС использовались при реализации приоритетных государственных программ и проектов — ПНП «Здоровье», «Земский доктор», региональных программ модернизации здравоохранения, которые помогли укрепить кадровый потенциал отрасли, восстановить ее профилактическую направленность, провести ремонт помещений медицинских организаций, оснастить их современным оборудованием, начать масштабную информатизацию.
Принцип сметного содержания бюджетных учреждений уступил место оплате по результатам деятельности в соответствии с требованиями к качеству медицинской помощи. При этом взимаемые штрафы за нарушения работы медицинских организаций используются на покупку и ремонт медицинского оборудования, а также на дополнительное профессиональное образование медицинских работников.
Исчезли территориальные различия в финансовом обеспечении базовой программы ОМС. Не секрет, что до 2012 года тарифы в субъектах РФ на одну и ту же помощь различались порой в десятки раз. На сегодняшний день мы эту разницу нивелировали, благодаря чему стало возможным обеспечить права граждан на бесплатную медицинскую помощь независимо от места их проживания. Участниками обязательного медицинского страхования стало значительное количество негосударственных медицинских организаций. Реально расширены возможности для граждан в получении бесплатной медицинской помощи за пределами своего региона, выборе страховой, медицинской организации, врача.
Настоящими защитниками прав граждан в сфере ОМС стали страховые представители, что изменило алгоритм работы страховых медицинских организаций. Теперь они обеспечивают оптимальную маршрутизацию пациентов, индивидуальное информирование о необходимости прохождения диспансеризации и мотивирование пациентов к выполнению рекомендаций врача по итогам профилактических мероприятий. Появилась система информационного сопровождения застрахованных лиц при получении медицинской помощи, горячие линии и контакт-центры по работе с обращениями граждан, личные кабинеты пациентов.
Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО