Юрий Суфадинович СОКУРОВ, ведущий консультант Департамента методологии, анализа и консалтинга ООО «БФТ»
Контроль финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений является одной из актуальных тем для органов исполнительной власти, имеющих широкую сеть подведомственных учреждений. Каковы цели такого контроля, кто правомочен его осуществлять, каковы права и ограничения участников контроля?
В настоящее время необходимость осуществления контроля деятельности автономных, бюджетных и казенных учреждений в целом установлена соответствующими федеральными законами. Так, в соответствии с пунктом 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях» федеральные государственные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя, контролируют деятельность федеральных бюджетных и казенных учреждений; в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ контролируются бюджетные и казенные учреждения субъекта РФ.
Для автономных учреждений аналогичные нормы предусмотрены в пункте 3.23 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174‑ФЗ «Об автономных учреждениях». При этом подзаконные акты, регулирующие контроль подведомственных учреждений, не приняты. Включается сюда контроль финансово-хозяйственной деятельности (ведомственный финансовый контроль) или нет, законами не оговаривается.
На необходимость осуществления контроля учредителя указывают и требования Бюджетного кодекса. Так, в силу статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств должен обеспечивать соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении. В эту сферу попадает и контроль использования субсидий на выполнение государственного задания. При этом согласно статье 69.2 БК РФ порядок контроля исполнения государственного задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения, устанавливается при утверждении задания. В свою очередь, правила осуществления контроля выполнения задания органами госвласти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, определяются при утверждении порядка формирования задания и финансового обеспечения его выполнения.
Кто контролирует
На практике правила осуществления контроля деятельности государственных учреждений в различных субъектах РФ и предметы контроля заметно разнятся, что можно увидеть, прежде всего анализируя действующие нормы региональной правовой базы. На уровне субъектов РФ соответствующей функцией по осуществлению ведомственного финансового контроля, как правило, наделяются отраслевые органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя. Соответственно, регулирование контроля осуществляется локальными актами данных органов, разрабатываемыми в рамках реализации нормативных правовых актов, принятых в развитие федеральных законов о некоммерческих организациях и автономных учреждениях.
Распространена схема, когда отраслевой орган (например, региональное министерство образования) занимается контролем за оказанием учреждением услуг и (или) выполнением работ, осуществлением финансово-хозяйственной деятельности, закупок, а орган по управлению и распоряжению имуществом — проверкой вопросов, связанных с использованием имущества. Но может использоваться и сочетание данных направлений контроля на уровне одного госоргана при осуществлении ведомственного контроля, особенно это относится к федеральному уровню.
Процесс организации и проведения контрольных мероприятий на ведомственном уровне, как правило, идентичен контролю, проводимому органами финконтроля. Это объясняется в том числе тем, что до принятия Закона № 252‑ФЗ[1] главные распорядители бюджетных средств работали в том же правовом поле, что и органы финконтроля (статьи 158 и 269 БК РФ), а потому имеют опыт и наработанную базу как в плане регулирующих документов, так и в плане проведения контрольных мероприятий.
Организация контроля
Что касается организации контроля, то соответствующие контрольные функции внутри учредителя возлагаются на контрольно-ревизионные подразделения, создаваемые в рамках ведомства, осуществляющего функции и полномочия учредителя, или уполномоченных должностных лиц. Непосредственными механизмами реализации ведомственного финансового контроля являются контрольные мероприятия, которые могут проводиться с использованием следующих методов, присущих работе и органов финконтроля:
проверка — изучение отдельных финансовых и хозяйственных операций учреждения, в том числе на основе отчетной документации учреждения, установление их соответствия требованиям законодательства;
ревизия — полная проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения с целью определения ее законности, целесообразности, эффективности;
обследование — оценка состояния отдельных вопросов финансово-экономической деятельности учреждения для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
На практике на регулярной основе чаще всего проводят проверки и ревизии. Так же, как и в случае с контрольными мероприятиями, проводимыми органами госфинконтроля, проверки, осуществляемые на уровне ведомств, могут быть камеральными и выездными; руководитель учреждения может быть заранее уведомлен о проведении контрольного мероприятия; могут быть ограничены длительность контрольного мероприятия, возможности его продления; может быть установлена минимальная периодичность осуществления контрольных мероприятий и т. д.
Результаты контроля
Порядок реализации результатов контрольных мероприятий законодательством не регламентирован. Финансовый контроль учредителей в отношении подведомственных учреждений не относится к сфере госфинконтроля, законодательством не предусмотрено применение бюджетных мер принуждения и (или) мер административного принуждения в отношении подведомственных учреждений, допустивших нарушения. Тем не менее результаты контрольных мероприятий находят свою реализацию и используются учредителями для принятия управленческих решений, таких, например, как:
сохранение (увеличение, уменьшение) показателей государственного задания и объемов его финансирования;
внесение изменений в учредительные документы учреждения;
перепрофилирование деятельности, реорганизация, изменение типа учреждения или его ликвидация;
применение мер ответственности к руководителю учреждения, продление или расторжение с ним трудового договора;
подготовка предложений о необходимости выполнения мероприятий по обеспечению сохранности государственного имущества;
направление материалов контроля в соответствующие органы в зависимости от характера выявленных нарушений (наличие признаков бюджетного или административного правонарушения, уголовного преступления).
Необходимо также иметь в виду, что в силу Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8‑ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в сети интернет должна размещаться информация о деятельности государственных органов, включая информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, подведомственными организациями в пределах их полномочий. В свою очередь, например, бюджетное учреждение в целях обеспечения открытости и доступности информации о своей деятельности на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях должно размещать сведения о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатах. Данное положение федерального законодательства также может найти отражение в региональных нормативных правовых актах, касающихся контроля деятельности учреждений.
Правила устанавливает учредитель
Вполне возможно, в будущем законодатель определится с данным направлением контроля, его развитием (например, в виде внутреннего аудита; ведомственного контроля, включающего финансовый контроль, контроль в сфере закупок и т. д., либо разделения на самостоятельные направления ведомственного контроля; в виде составной части внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и пр.). Но на сегодняшний день конкретные правила проведения ведомственного финансового контроля должен устанавливать государственный орган (учредитель), исходя из имеющихся требований регионального законодательства, внутренней организации деятельности госоргана и целей, которые он желает достичь посредством реализации контрольной функции.
Так, правовые акты органов, выполняющих функции учредителей, могут определять:
порядок осуществления контрольных мероприятий по проверке целевого и эффективного использования денежных средств, государственного имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, ведомственного контроля в сфере закупок (в случаях, когда контроль в сфере закупок наряду с контролем использования имущества рассматриваются как составляющие ведомственного контроля);
обязанности учреждений (предоставление запрашиваемой информации и документов, информирование проверяющих об устранении выявленных нарушений с представлением подтверждающих документов);
права учреждений (ознакомление с результатами контроля, представление письменных возражений по результатам контроля, обжалование решения, принятого по результатам проведенного контрольного мероприятия).
Наряду с проверками, ревизиями и обследованиями учредителем должна быть организована работа по сбору и анализу данных о деятельности учреждения на системной основе, включая информацию о результатах контроля государственными контрольно-надзорными органами, информацию об отклонениях в выполнении государственных заданий, проведению по мере необходимости социологических опросов с целью выявления полноты оказания и степени удовлетворенности качеством государственных услуг, предоставляемых учреждением, и т. д. Другими словами, ведомственный финансовый контроль должен не дублировать государственный финансовый контроль, а носить прежде всего управленческий характер, то есть должен быть направлен на профилактику недостатков, нарушений, в том числе посредством мониторинга деятельности учреждений и своевременного принятия корректирующих мер.
Сам же ведомственный финансовый контроль деятельности государственных учреждений должен предполагать в первую очередь проверку:
соблюдения учреждением требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, в том числе в части открытости и доступности документов учреждения, и целей, предусмотренных его учредительными документами;
составления и выполнения планов финансово-хозяйственной деятельности;
полноты и качества выполнения госзадания на оказание услуг (выполнение работ), полноты и достоверности отчетности о его исполнении;
эффективного и целевого использования субсидий и иных целевых средств, соблюдения условий и порядка их использования;
оказания платных услуг и (или) выполнения платных работ;
выполнения условий гражданско-правовых договоров;
соблюдения сроков представления статотчетности;
использования имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, а также обеспечения его сохранности и пр.;
соблюдения руководителем учреждения условий трудового договора.
Реализация же результатов контрольных мероприятий должна выражаться в:
выявлении обстоятельств, обусловивших недостатки и нарушения в расходовании денежных средств и использовании материальных ценностей, нарушение требований действующего законодательства;
выработке рекомендаций по повышению эффективности деятельности проверяемых учреждений, а также анализе применения аналогичных рекомендаций, которые доводились до учреждений по результатам ранее проведенных контрольных мероприятий, в том числе органами госфинконтроля;
направлении материалов контрольных мероприятий в соответствующие органы в зависимости от характера выявленных нарушений;
формировании информационной базы об объеме и качестве предоставляемых государственных услуг (выполняемых работ).
Ответственность руководителя
Зачастую отдельной проблемой является выполнение руководителем учреждения требований со стороны проверяющих по устранению нарушений и недостатков. Следует отметить, что Закон № 83‑ФЗ[2] предусматривает нормы контроля деятельности бюджетного учреждения, в том числе в части ответственности руководителя учреждения. Так, органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя, при заключении (перезаключении) трудового договора с руководителем учреждения должны предусмотреть в нем, кроме прочего, права и обязанности руководителя; показатели оценки эффективности и результативности его деятельности; условие расторжения трудового договора по инициативе работодателя при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Данные условия можно предусмотреть и в договоре с руководителем автономного учреждения, хотя напрямую в Законе № 83‑ФЗ такие положения не прописаны. Более того, учредитель может в условиях заключаемого договора с руководителем учреждения предусмотреть условия применения в отношении него соответствующих мер дисциплинарного взыскания, вплоть до расторжения трудового договора в одностороннем порядке, в том числе в случаях выявления фактов несоответствия деятельности учреждения требованиям законодательства и непринятия мер руководителем по устранению нарушений и недостатков.
В правовых актах, регулирующих вопросы проведения ведомственного финансового контроля, также целесообразно определить обязательные действия руководителя учреждения после получения результатов контроля: разработку и направление исполнителю контроля в течение определенного времени графика (плана) мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, непосредственное их устранение в течение установленного времени и пр. В определенных случаях исполнитель контроля может предусмотреть проверку устранения нарушений и недостатков.
В силу отсутствия четкого требования о проведении ведомственного финансового контроля отсутствует и соответствующее требование об анализе со стороны надзорных органов такой деятельности с последующей выработкой рекомендаций и предложений по совершенствованию контроля. Но на уровне регионов такой вид анализа (мониторинга) вполне можно предусмотреть, в том числе посредством, например, согласования планов контрольных мероприятий и направления в органы государственного финансового контроля отчетов о результатах контрольных мероприятий с приложением необходимых материалов.
[1]Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 252‑ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[2] Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».