Вологодская область, еще несколько лет назад находившаяся на грани дефолта, досрочно снизила госдолг до экономически безопасного уровня и уже в нынешнем году направляет серьезные ассигнования на собственное развитие. Как региону удалось не только оздоровить финансовую систему, но и привлечь рекордные за последнюю пятилетку объемы инвестиций, а также приступить к реализации масштабных инфраструктурных проектов, журналу «Бюджет» рассказал губернатор области Олег Александрович КУВШИННИКОВ.
— Олег Александрович, еще совсем недавно область фигурировала в числе регионов с высоким уровнем государственного долга. Насколько серьезной тогда была угроза дефолта и введения внешнего управления региональными финансами?
— Действительно, Вологодская область, пожалуй, больше других регионов пострадала от последствий финансово-экономического кризиса 2008 года. Достаточно вспомнить, что в 2009 году Вологодчина недосчиталась почти 40 процентов налоговых и неналоговых доходов. В сложившейся тогда трудной ситуации предотвратить экономический обвал без привлечения заемных средств было бы невозможно. В 2008–2012 годах государственный долг области вырос в 16,5 раза. По итогам исполнения регионального бюджета 2012 года область по уровню долговой нагрузки из 83 субъектов РФ занимала 81-е место. В 2013 году размер госдолга в объеме налоговых и неналоговых доходов областного бюджета превысил 105 процентов.
Мы не могли допустить, чтобы регион под грузом долгов оказался финансово несостоятельным и попал под внешнее управление. Поэтому в декабре 2011 года, когда меня назначили на должность губернатора, правительство Вологодчины взяло курс на выстраивание сбалансированной и взвешенной финансовой политики.
— Часто ли при реализации антикризисных мер областные власти были вынуждены принимать непопулярные решения?
— В условиях второй волны мирового финансово-экономического кризиса и высокой долговой нагрузки, когда область, по сути, находилась в преддефолтном состоянии, мы были вынуждены принимать жесткие меры для обеспечения стабильной работы региона — оптимизировать расходные статьи бюджета. Мы шли на это для того, чтобы в будущем иметь возможность реализовать намеченные планы по социально-экономическому развитию области. И, справедливости ради, стоит сказать, что оптимизацию расходов мы начали с себя. Одним из первых моих решений стало сокращение числа заместителей губернатора. За последние годы мы на треть сократили госаппарат. А ведь по числу госслужащих Вологодская область занимала в свое время одно из первых мест в России.
Помимо того, что мы серьезно оптимизировали затраты на аппарат управления, было значительно сокращено и число органов исполнительной власти. Только за счет этого нам удалось сэкономить 2,6 миллиарда рублей. Кроме того, нам пришлось провести ревизию установленных ранее льгот для различных категорий населения, а также оптимизацию учреждений бюджетной сферы. При этом во главу угла мы ставили не просто сокращение, а выстраивание эффективной сети, допустим, учреждений культуры, в том числе освобождаясь от нежизнеспособных в действующих условиях филиалов. В целом за 2012–2017 годы бюджетный эффект от реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов, составил 20 миллиардов рублей, на укрепление доходного потенциала региона — 16,5 миллиарда рублей.
— Ряд представителей экспертного сообщества критиковали позицию Министерства финансов РФ за излишнюю жесткость, проявляемую по отношению к регионам при оказании помощи в погашении госдолга. Насколько действенным оказалось соглашение Вологодской области с Минфином России по замещению коммерческих кредитов заимствованиями из федерального бюджета?
— Заключенное в 2014 году соглашение области с Минфином России о замещении дорогих коммерческих займов на значительно более дешевые бюджетные кредиты сыграло одну из ключевых ролей в снижении долговой нагрузки региона. Областной бюджет на 2015 год был принят без дефицита, а уже с 2016 года — с профицитом, который направлялся на погашение госдолга. Эта работа дала результат — в 2015 году впервые за восемь лет удалось остановить рост госдолга области и даже сократить его на полмиллиарда рублей. С того времени сумма задолженности начала неуклонно снижаться. Замена коммерческих кредитов на бюджетные заимствования позволила и значительно сэкономить на обслуживании госдолга. За период 2014–2017 годов на рефинансирование долговых обязательств из федерального бюджета Вологодской области были предоставлены кредиты в общем объеме 26,7 миллиарда рублей по ставке 0,1 процента годовых. Экономия расходов на обслуживание госдолга за четыре года превысила 5 миллиардов рублей.
Прорывным в части сокращения государственного долга стал 2017 год. Благодаря дополнительным поступлениям собственных доходов в областной бюджет объем госдолга Вологодчины удалось досрочно снизить до экономически безопасного уровня. Его объем в минувшем году был сокращен на 7,3 миллиарда рублей (до 23,8 миллиарда), что составляет 47,1 процента от налоговых и неналоговых доходов областной казны. А ведь первоначально планировалось снизить задолженность с 31,2 миллиарда (71 процент налоговых и неналоговых доходов) только на 4 миллиарда. Таким образом, буквально за шесть лет из числа регионов — аутсайдеров по объему госдолга Вологодчина переместилась в первую десятку субъектов Федерации, имеющих самые высокие темпы сокращения задолженности.
— Олег Александрович, не секрет, что сегодня конкуренция регионов за инвесторов ужесточается. Что сделано для повышения инвестиционной привлекательности Вологодской области и формирования благоприятного делового климата? Какие преференции вы готовы сегодня предоставить бизнесу?
— В регионе выстроена и успешно функционирует система поддержки предпринимательства. Пять лет назад был создан инвестиционный совет при губернаторе. За это время инвестсовет уже одобрил порядка 25 проектов в различных отраслях с общим объемом инвестиций почти 100 миллиардов рублей. Получение статуса масштабного инвестиционного проекта дает инициировавшей его компании различные региональные преференции, в том числе получение земельного участка без проведения торгов. Безусловно, одним из направлений нашей работы также является и предоставление преференций региональным проектам, включенным в перечень приоритетных.
Реализация большинства инвестиционных проектов в регионе велась при содействии Корпорации развития Вологодской области. Помимо нее в области созданы и другие институты поддержки бизнеса. С прошлого года на базе АУ ВО «Бизнес-инкубатор» действует областной Фонд развития промышленности, выдающий займы предпринимателям в сумме от 20 до 100 миллионов рублей под пять процентов годовых сроком на пять лет для реализации импортозамещающих и экспортно ориентированных проектов, а также на развитие высокотехнологичных производств. В текущем году на базе Корпорации развития начинает работу специальное инвестиционное агентство, которое будет взаимодействовать с инвесторами в режиме одного окна. Примечательно также, что в 2017 году Вологодская область улучшила свои позиции на 12 пунктов и заняла 36-е место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата Агентства стратегических инициатив.
Успехи Вологодчины в повышении инвестиционной привлекательности отметил Президент России на заседании Госсовета в декабре прошлого года. В. В. Путин назвал область в числе десяти лучших субъектов страны по динамике инвестиций: их рост в основной капитал по региону достиг почти 40 процентов. По итогам 2017 года объем привлеченных инвестиций в экономику региона составил 130,8 миллиарда рублей. А за предыдущие пять лет эта цифра превысила 500 миллиардов. Эффект от реализации инвестпроектов мы видим воочию: область входит в 20 лучших субъектов страны по росту налоговых доходов в бюджетную систему РФ и региона.
Еще одно важное достижение — в прошлом году Череповец одним из первых городов на Северо-Западе страны получил статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), дающий право на предоставление бизнесу серьезных налоговых льгот. Для резидентов ТОСЭР предусмотрен конкурентоспособный пакет налоговых преференций как на региональном уровне, так и на муниципальном. Резиденты ТОСЭР «Череповец» на десять лет освобождены от уплаты налога на имущество и земельного налога, а по налогу на прибыль организаций для них действуют максимальные послабления. К возможности введения такого льготного режима мы шли последние 10–15 лет. В рамках ТОСЭР на череповецкой промышленной площадке планируется создание 2,5 тысячи рабочих мест и привлечение более 10 миллиардов рублей инвестиций, что позволит диверсифицировать городскую экономику и уйти от зависимости от градообразующих предприятий. Как итог, в ближайшее время Череповец вполне может покинуть список моногородов.
Реальным инструментом поддержки экономики в Вологодской области являются налоговые преференции. Налоговые льготы инвесторам предоставляются с учетом их предполагаемой бюджетной эффективности, а также приоритетности развития отраслей экономики. Для повышения инвестиционной привлекательности области, развития малого и среднего предпринимательства в 2016–2017 годах принят ряд значимых решений. К примеру, на территории региона улучшены условия ведения микробизнеса за счет совершенствования патентной системы налогообложения. С 1 января 2018 года введена льгота по налогу на имущество организаций в виде освобождения на пять лет от уплаты налога в отношении движимого имущества для организаций, инвестирующих в основные производственные фонды более 100 миллионов рублей в год.
При налогообложении коммерческой недвижимости, исходя из ее кадастровой стоимости для лиц, использующих специальные режимы налогообложения, установлены пониженные ставки налога на имущество. Размер ставок для данной категории граждан ниже применяемых в общепринятой системе налогообложения минимум в два, максимум в пять раз в зависимости от места ведения бизнеса. В настоящее время я дал поручение по перезагрузке условий налогообложения в регионе для инвесторов.
— А насколько бизнес, в свою очередь, готов идти навстречу региональной власти? Можете ли вы привести удачные примеры ГЧП?
— Удачных примеров у нас много, взять хотя бы проекты, которые реализуются в городе Череповце. Буквально в апреле я объявил о строительстве северного автомобильного обхода города. Часть расходов на возведение этой автодороги возьмут на себя ведущие предприятия области — ПАО «Северсталь» и АО «Апатит». Также «Северсталь» направит деньги на ремонт музея Верещагина и строительство спортивного комплекса в одном из спальных микрорайонов, а «Апатит» выделяет 30 миллионов рублей на ремонт Дворца химиков.
Приведу еще несколько примеров. Ежегодно с руководством компании «Апатит» мы подписываем соглашение на обеспечение удобрениями сельхозпроизводителей региона. Вологодские промышленные предприятия реализуют в области программы по жилищному строительству и подготовке кадров, оказывая финансовую поддержку и обеспечивая необходимым оборудованием профильные учебные заведения.
— Продолжая разговор о социально ответственном бизнесе, можем ли мы говорить о том, что проект «Народный бюджет», который уже давно известен за пределами Вологодской области, отчасти тоже является своеобразным инструментом взаимодействия власти, людей и предпринимательского сообщества?
— Одной из главных задач проекта «Народный бюджет» является вовлечение жителей всех уголков Вологодчины в процесс развития своих территорий. При реализации проектов местных инициатив 50 процентов расходов берет на себя бюджет области, а вторую половину — сами жители, муниципалитеты или социально ответственный бизнес. Сейчас могу с уверенностью сказать, что опыт оказался удачным и вызвал заинтересованность людей на местах. Поселения стали справляться с проблемами, которые не могли решить годами. В 2018 году количество поступивших заявок на реализацию проектов местных инициатив достигло рекордной для «Народного бюджета» Вологодской области цифры — 490. Это в 6,5 раза больше, чем в начале реализации проекта. В конкурсе приняли участие поселения всех 26 районов области, что опять же является рекордом. Размер областной субсидии составит 60 миллионов рублей, а совокупный бюджет всех заявок превысит 120 миллионов рублей.
— Для решения всех задач, которые ставит перед собой регион, необходима команда управленцев-профессионалов…
— Действительно, одновременно с реализацией антикризисной программы я подбирал команду, которая соответствует требованиям сегодняшнего времени. Жизнь стала стремительной, время спрессовано, и если от момента возникновения проблемы до ее решения проходит месяц, то это неэффективная работа. С 2013 года мы запустили целый ряд кадровых проектов, объединенных брендом «Команда губернатора». Один из самых масштабных в этой проектной линейке — «Команда губернатора: Ваша оценка», в рамках которого жители области выражают свое мнение о деятельности регионального правительства и работе органов местного самоуправления. Это показатель открытости власти, ориентир для принятия кадровых решений, а также индикатор проблем, на которые следует обратить самое пристальное внимание. Проект доказал свою эффективность — в нынешнем году вологжане выставили рекордные 138 тысяч оценок в ходе интернет-голосования, что в 7,5 раза больше, чем шесть лет назад. Причем на протяжении последних нескольких лет больше всего баллов и экспертных оценок набирает департамент финансов области, что свидетельствует о высоком профессионализме этого блока областного правительства. Сегодня этот проект активно тиражируется и другими субъектами РФ.
— Глава государства сейчас часто говорит о необходимости обеспечения прорывного развития страны. Готова ли Вологодская область, в том числе и с точки зрения наличия ресурсов и возможностей, к такому ускоренному движению вперед?
— Все последнее время мы закладывали основу для этого. Впервые за долгие годы область смогла перейти от бюджета стабилизации к бюджету развития, который на предстоящую трехлетку составляет порядка 18,7 миллиарда рублей. Все дополнительные финансовые ресурсы мы будем направлять на решение первоочередных для региона задач, в том числе по строительству и ремонту социальных и инфраструктурных объектов.
В прошлом году самыми впечатляющими были два крупнейших проекта, реализация которых стала возможна благодаря поддержке Правительства РФ и Президента России. Это завершение строительства автомобильного обхода города Вологды (на него из федерального бюджета выделено 13 миллиардов рублей) и строительство второго моста через реку Шексну в Череповце. Также одна из основных задач в регионе — это решение проблем сферы здравоохранения, расходы на которые в бюджете нынешнего года превысят 9 миллиардов рублей.
Все приведенные примеры тесно связаны с реализацией принятой два года назад после широкого общественного обсуждения стратегии социально-экономического развития области до 2030 года. Если раньше этот документ был направлен на развитие экономического потенциала и увеличение ВРП, то Стратегия-2030 нацелена на развитие человеческого капитала, увеличение народонаселения Вологодской области, количества людей в трудоспособном возрасте. Мы понимаем, что развитие экономики невозможно без устойчивого демографического роста населения. Поэтому реализацию стратегии мы начали с самого главного — с укрепления здоровья вологжан. А сделать это можно только путем строительства по всей области новых спортивных объектов и привлечения к занятиям физкультурой и спортом как можно большего числа жителей региона.
Большой поддержкой в плане повышения качества жизни населения стала инициированная Президентом РФ программа «Формирование комфортной городской среды», в рамках которой мы уже отремонтировали сотни дворовых территорий и общественных пространств в Вологде, Череповце и Великом Устюге. И теперь планируем расширить проект за счет вовлечения в него других исторических городов — Тотьмы, Белозерска и так далее. Уверен, что при поддержке федерального центра нам по плечу решить все задачи на благо развития России!
Подготовил А. Б. Третьяков